Особенности диалогового метода в преподавании истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности диалогового метода в преподавании истории



 

Для учебного диалога характерны следующие особенности:

– наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;

– наличие двух и более собеседников, связанных взаимопониманием;

– возможность свободного изложения материала;

– наличие обратной связи;

– наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом,

учителем и учеником, учеником и учеником.[15]

Осознание уроков истории как диалога все более утверждается в современной методике преподавания истории в школе. В современном мире школа уже не в состоянии дать образование на всю жизнь. На смену формуле «образование на всю жизнь» приходит формула «образование через всю жизнь». Естественно, никто не отрицает определенного уровня знаний по истории, но важно то, чтобы ученик сумел самостоятельно разобраться в той или иной исторической проблеме, сумел бы высказать и отстоять свою точку зрения, аргументировать свою позицию, смог бы дать оценку ответу товарища и самооценку. Путь обновления школьного образования, уроков истории лежит через открытость, взаимопонимание, доверие, сотрудничество и гуманизацию. Отсюда и необходимость диалогичности содержания и форм урока истории, необходимо раскрепощение педагогических отношений, чтобы учитель приобрел главный ориентир своей профессии это личность ученика.[16]

История как гуманитарная наука имеет свою специфику. В отличие от наук естественно – математического цикла любое гуманитарное знание постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания. «Необходимо понять образ человека прошлого и одновременно образ мира нашего современника, изучающего человека в истории. Этого можно достичь, вступив в диалог – с людьми прошлого и одновременно, с интерпретаторами событий, жившими в более поздние эпохи, с нашими современниками, по – своему оценивающими эти события и их роль в истории»[17]. Урок истории не должен сводиться к перечислению дат, событий, статистических данных, а также он не должен принимать вид монолога или публичной лекции, которую ученики будут пассивно слушать. Преподавание должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с учениками, чтобы сделать их активными участниками урока. Учащимся должны свободно выражать свои суждения. Кроме того, ни одна реплика учебного диалога не должна оставаться без ответа, если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний. Можно провести сравнительный анализ традиционной и диалоговой формы. (Приложение 1)

Такие виды уроков как беседа, спор, эвристическая беседа, дискуссия, учебные игры, сюжетно – ролевые игры, проблемные ситуации, урок – исторический портрет, викторины активно используются мною и способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся как одной из задач модернизации школьного образования.

На уроках истории возможны разные виды учебного диалога в системе:

учитель – ученики;

учитель – ученик;

ученик – ученик(ученики);

Самым распространенным видом диалога в основной школе является система учитель – ученики.

Проведение такого типа урока как изучение нового материала может быть построено в форме диалога - беседы (учитель – ученики), призванного актуализировать знания учащихся. Данный вид требует от учителя определенного мастерства. Желательно, чтобы диалог вылился в непринужденную беседу по вопросам, которые интересуют, не только учителя. Важно, чтобы при изучении нового материала, сами учащиеся озвучили тему, и совместно с учителем нашли бы ассоциации по данной теме урока. Данный тип урока в форме диалога - беседы учителя с учащимися способствует формированию коммуникативных умений и навыков у пятиклассников практически, с самого начала. Диалогизации отношений развивает дух партнерства, равенства между учителем и учениками. Учащиеся самостоятельно делают выводы при изучении новой темы, учатся умению общаться с учителем друг другом.

Примером для рассмотрения такой формы урока как беседа может быть тема: «Древний Египет. Государство на берегах Нила» в 5 классе. Данный урок способствует развитию навыков общения, сотрудничества, самостоятельно находить и обрабатывать информацию, логически и грамотно излагать мысль.

Достижению коммуникативной компетенции, т.е. достижение определенного уровня коммуникативных умений, речевых навыков, владения различными формами общения, умения устанавливать контакт с участниками учебного процесса, грамотно доказывать свою позицию, а также выразительно и близко к реальности играть свою роль в инсценировке исторического разговора, интервью, беседе призвана диалогическая речь. Сюжетно – ролевые игры на уроках истории способствуют формированию коммуникативных умений учащихся, вызывают у ребят интерес к предмету, погружение в ту или иную историческую среду, «проживание» чьей – то жизни.

Учащиеся 5 -7 классов, например, могут принимать участие в исторических инсценировках, разыгрывании исторического диалога, сценки. Сюжетно – ролевые игры используются чаще всего во внеклассных мероприятиях, в неделях истории, но небольшие сценки, игровые ситуации, фрагменты на различные исторические сюжеты разыгрываются непосредственно на уроке, занимая немного времени. Ролевые игры способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, учат умению общаться. Размышляя вместе с историческими персонажами, споря, от лица своего персонажа, на уроке, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Следующий вид диалога учитель - ученик. Учебные отношения «учитель – ученик» могли быть реализованы только как деятельность одного учителя и деятельность одного ученика, что и явилось основой первой конкретной формы учебной деятельности. Эта форма учебной деятельности содержит все виды деятельности учителя и ученика, выполнение которых в указанной последовательности обеспечивает существование учебной деятельности. Анализ этой учебной формы выделяет следующие виды деятельности учителя и деятельности ученика:

1) подготовка учебного материала к каждому учебному занятию;

2) предъявление учебного материала и организация работы с ним;

3) восприятие, запоминание, понимание учебного материала и работа с ним;

4) организация домашнего задания;

5) выполнение домашнего задания;

6) опрос;

7) предъявление выполненного домашнего задания.

Организация домашнего задания ученика похожа на организацию деятельности ученика по изготовлению учебного продукта, а выполненное домашнее задание можно посчитать изготовленным продуктом ученика.

Опрос – уникальное и необходимое явление педагогической практики в отношениях «учитель – ученик». По формальному признаку опрос производится для проверки правильности выполнения домашнего задания. Ученик при опросе выполняет деятельность по предъявлению выполненного им задания, без которой опрос не состоится.[18] Ученику можно задать индивидуальное задание, например, доклад на тему: «Личность Ивана Грозного».

Уникальность опроса, во-первых, заключается в том, что при опросе учитель осуществляет контроль, измерение и оценку продукта ученика, устанавливает непонимание ученика, выделяет его ошибки, анализирует и учитывает их в последующей деятельности. Фактически опрос представляет, точнее, включает деятельность по обработке продукта ученика. Эта обработка проводится в учебное время и при непосредственном участии учителя.

Во-вторых, при опросе учитель предпринимает действия по ликвидации ошибок и непонимания опрашиваемого ученика. Побуждая и принуждая ученика выполнить действия по исправлению ошибок, опираясь на достигнутое им понимание, учитель фактически осуществляет обучение. Но это не организованное предварительно, а эпизодическое обучение. Оно выглядит как естественная реакция взрослого на неправильное действие ребенка, как профессиональное качество учителя. Благодаря опросу ученик оказывается охваченным всеми необходимыми для учебной деятельности действиями. Полученные в результате опроса данные о качестве продукта ученика и о его действиях нигде и никак не фиксируются, поскольку в этом, казалось бы, нет никакой необходимости, особенно в тех ситуациях, когда ученик выправил все установленные учителем недостатки.

В-третьих, если при опросе выясняется, что выполненное учеником домашнее задание соответствует должному качеству, то учитель переходит к предъявлению нового учебного материала, а затем – к организации домашнего задания. Если же ученик не выполнил домашнее задание или оно выполнено недостаточно полно, учитель вынужден дать ученику то же самое домашнее задание, не переходя к предъявлению нового учебного материала. В этом случае учитель совершенно естественно реализует основной принцип дидактики «от известного к неизвестному», поскольку в отношениях «один учитель – один ученик» нет объективных препятствий для соблюдения этого принципа дидактики.[19]

Следующий вид диалога – ученик-ученик (ученики). Для этого вида диалога можно применять дискуссию. Учебная дискуссия также призвана развивать у учащихся мыслительные, коммуникативные способности, культуру общения, умение аргументировать, владение терминологией по предмету. Данная форма организации урока не только не потеряла своей актуальности на уроках истории, но и стала значительно многообразнее. Элементы дискуссии можно применять в 5-6-х классах, а в 7-9 классах можно использовать такие формы дискуссии как «Форум», «Дебаты», «Круглый стол» и др. Для темы дискуссии можно взять, например, «Петр I: традиционалист или великий реформатор?».

В результате общения с учащимися происходит процесс взаимного духовного обогащения, накапливается опыт взаимопонимания.

Работа с историческими источниками является неотъемлемой частью процесса обучения диалогу. Документы приближают ученика к историческому контексту и помогают ему понять менталитет эпохи; они позволяют развивать такие интеллектуальные умения, как анализ, синтез и оценка, и предоставляет учителю возможность конкретизировать оперативные цели, развивать коммуникативную культуру учащихся. Использование исторических документов помогает преодолеть трудности в понимании прошлого и усвоении достаточно абстрактных исторических понятий. Читая исторический текст, на уроке каждый может высказаться, чей взгляд на событие ему ближе. Работа с источниками позволяет вести диалог с учениками, дополнять, иллюстрировать и аргументировать содержание урока, делать необходимые выводы, находить и обрабатывать информацию.

Метод обучения, в котором инициатива в задавании вопросов принадлежит ученику, называется методом эвристического диалога. Оригинальность этого метода в сравнении с традиционным подходом основывается на умении учащихся задавать вопросы, самостоятельно добывать информацию, логически и образно мыслить, расширяет кругозор. Коммуникативная компетенция в методе эвристического диалога основывается в умениях учащихся корректно вести учебный диалог, умениях искать и находить компромиссы, иметь позитивные навыки общения в поликультурном и полиэтничном обществе.[20] Данный метод имеет актуальность и применяется мною на уроках особенно в 5 –7-х классах. Начиная с 7 класса, особую актуальность приобретает урок – исторический портрет с элементами дискуссии. Восприятие истории может проходить у школьников непосредственно через конкретные исторические образы, например: Елизаветы Английской, Карла I, а из российских деятелей – это образы Петра I, Екатерины II, Елизаветы Петровны, Емельяна Пугачева и др. Можно предложить такие формулировки названий по данному виду урока: «Две Елизаветы – две правительницы», «Золотой век» Елизаветы Английской и «золотой век» Екатерины Великой.

На уроках в 5-9-х можно использовать упражнения на короткий диалог, ситуативно-ролевые упражнения, имитационно – моделирующие игры, например: «Конкурс на лучшего исполнителя», «Войди в образ», «За и против». Данные упражнения оказывают непосредственное коммуникативное воздействие, развивают речь учащихся, умения слушать, устанавливать контакт с участниками учебного процесса. Тренинги на уроках истории направлены на развитие коммуникативной компетенции учащихся, оказывают большое воспитательное воздействие. Тренинги осуществляется в особой эмоциональной атмосфере, а практические упражнения воспитывают у детей навыки общения, умение слушать, видеть и понимать другого, быть открытым по отношению к нему. Учителю необходимо владеть тренинговыми упражнениями и активно применять их в работе.[21]

Итак, можно сделать вывод, что учитель должен создать учебный диалог как творческое взаимодействие, как диалог равноправных сознаний. Диалогичность урока истории, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, ведут класс через личностное восприятие каждого к объективному пониманию истории. В процессе диалога возникает на уроке особое общение между учителем и учащимися, в котором ученики не просто проявляют те или иные грани античного, средневекового, современного мышления, но, прежде всего, имеют свой собственный взгляд на мир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.013 с.)