Глава 1 теоретические аспекты применения диалога в обучении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 теоретические аспекты применения диалога в обучении



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность: Организация диалога в образовательном процессе, в том числе на уроках истории, является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и обучающегося в первую очередь, именно на умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться. Общение, в свою очередь, можно назвать двигателем человеческой жизни, без которого человек просто не может жить. Проблема общения и диалога между людьми имеет большую теоретическую и практическую значимость в становлении индивидуально – личностного развития ребенка. Тем более что в современной школе придается большое значение личностно ориентированному взаимодействию учителя с учеником.

Цель: Целью данного исследования является раскрытие образовательных возможностей диалогического метода при обучении истории.

Объект: методы обучения истории.

Предмет: метод диалога в обучении истории.

Задачи:

1.Рассмотреть зарождение и разновидности метода диалога;

2.Раскрыть функции диалога;

3.Охарактеризовать практические особенности применения метода диалога на уроках истории;

4.Разработать алгоритм применения метода диалога на уроках истории.

Источники: Первый источник – Федеральный государственный образовательный стандарт. В стандарте говорится о формах обучения и форм получения образования, также содержит структуру образовательного процесса, организацию образовательного процесса.

Второй источник – Федеральный государственный образовательный стандарт в преподавании истории. Его основа: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере. Выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно – историческом процессе.

Обзор литературы: Изучения метода диалога в образовательном процессе нашли свое отражение в статье Батраковой С. Н. «Педагогическое общение как диалог в культуре», анализируется педагогический диалог как основа педагогического общения, как источник и стимул формирования личностных позиций[1]. Ворониной М. П. «Диалог на уроке в начальной школе» в статье рассматривается диалогическая форма подачи информации[2], Курганова С.Ю. «Психологические проблемы учебного диалога»[3], Боголюбов, Л. Н. «Многообразие форм и методов учебной работы», рассматривает различные формы работы на уроках истории[4] и другие.

Структура работы: Данная работа может использоваться в учебном процессе школы или ВУЗа.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИАЛОГА В ОБУЧЕНИИ

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИАЛОГОВОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев историю появления метода диалога, выделив функции метода, рассмотрев особенности применения этого метода на уроках истории можно сказать о том, что диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования. Образование и воспитание духовно развитой и ответственной личности, возможно только в диалоге, который способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Так же можно сделать выводы:

1. Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.

2. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке истории обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.

3. Диалогичность урока истории, обсуждение разных взглядов, версий, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут учащихся к более глубокому осмыслению того или иного исторического явления или события.

4. Диалогический строй уроков истории способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству учителя и учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт: [ Электронный ресурс]// минобранауки.рф/документ/336

2. Федеральный государственный образовательный стандарт в преподавании истории: [Электронный ресурс] // минобранауки.рф/документ/337

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русский язык и культура речи: Учебник. /Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000

2. Маковельский А. Софисты. – Баку, 1940. – Вып. 1

3. Левинас Э. Время и другой. СПб., 1998

4. Донских О. А. Происхождение языка как философская проблема. – Новосибирск

5. Бодалев А.А. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 2007

6. Перцева Н.В. Диалог как способ обучения чтению.//Начальная школа, 1997, №7

7. Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре //Педагогика, 2002, № 4

8. Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога. – Киев, 1987г.

9. Воронина М. П. Диалог на уроке в начальной школе //Начальная школа, 2004, № 6

10. Бабанской Ю. К. Педагогика. Под ред. Просвещение Москва 1983.

11.. Мишина И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 6.

12. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

13. Борзова Л. П. Тренинг на начальном этапе обучения истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005 №4

14. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е. А. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991.

15. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1991.

16. Теория педагогики: [Электронный ресурс]// teoria.ru/glava-5-uchebnaya-deyatelnost-v-osnovnyx-vidax-uchebnyx-otnoshenij

17. [Электронный ресурс]// https://ru.wikipedia.org//wiki

18. Л.Н. Боголюбов. Многообразие форм и методов учебной работы //Преподавание истории и обществознания в школе. 2013 №8

19. А.Г. Колосков – Содержание исторического образования в профильной школе как средство социализации личности// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011 №10

20. Л.Н. Алексашкина – О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе// Преподавание истории и обществознания в школе. 2011 №5

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Сравнительный анализ традиционной и диалоговой формы

урока[22]

 

Критерии Традиционный урок Урок – диалог
Роль учителя Доминирующая/ руководящая Сопровождающая / направляющая
Роль ученика Не всегда основная Основная/ доминирующая
Стиль общения Авторитарный или либеральный Демократический («Союз»)
Методы обучения Рассказ // объяснение учителя. Монологу отведено главное место Беседа, ролевая игра, дискуссия, тренинги. Диалог является основой существования урока
Эффективность урока Не всегда высокая Высокая
Отношения учитель/ученик Официальные Доверительные/партнерские
Мотивация к обучению Мотив – получение хорошей оценки; не всегда высокая Творческий/ интеллектуальный рост, нет стрессов; высокая мотивация

Приложение 2

Приложение 3

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность: Организация диалога в образовательном процессе, в том числе на уроках истории, является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и обучающегося в первую очередь, именно на умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться. Общение, в свою очередь, можно назвать двигателем человеческой жизни, без которого человек просто не может жить. Проблема общения и диалога между людьми имеет большую теоретическую и практическую значимость в становлении индивидуально – личностного развития ребенка. Тем более что в современной школе придается большое значение личностно ориентированному взаимодействию учителя с учеником.

Цель: Целью данного исследования является раскрытие образовательных возможностей диалогического метода при обучении истории.

Объект: методы обучения истории.

Предмет: метод диалога в обучении истории.

Задачи:

1.Рассмотреть зарождение и разновидности метода диалога;

2.Раскрыть функции диалога;

3.Охарактеризовать практические особенности применения метода диалога на уроках истории;

4.Разработать алгоритм применения метода диалога на уроках истории.

Источники: Первый источник – Федеральный государственный образовательный стандарт. В стандарте говорится о формах обучения и форм получения образования, также содержит структуру образовательного процесса, организацию образовательного процесса.

Второй источник – Федеральный государственный образовательный стандарт в преподавании истории. Его основа: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере. Выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно – историческом процессе.

Обзор литературы: Изучения метода диалога в образовательном процессе нашли свое отражение в статье Батраковой С. Н. «Педагогическое общение как диалог в культуре», анализируется педагогический диалог как основа педагогического общения, как источник и стимул формирования личностных позиций[1]. Ворониной М. П. «Диалог на уроке в начальной школе» в статье рассматривается диалогическая форма подачи информации[2], Курганова С.Ю. «Психологические проблемы учебного диалога»[3], Боголюбов, Л. Н. «Многообразие форм и методов учебной работы», рассматривает различные формы работы на уроках истории[4] и другие.

Структура работы: Данная работа может использоваться в учебном процессе школы или ВУЗа.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИАЛОГА В ОБУЧЕНИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.016 с.)