Сравнительная характеристика моделей жизненного цикла ИС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика моделей жизненного цикла ИС.



Методология проектирования информационных систем описывает процесс создания и со­провождения систем в виде жизненного цикла (ЖЦ) ИС, представляя его как некоторую последовательность стадий и выполняемых на них процессов. Для каждого этапа опреде­ляются состав и последовательность выполняемых работ, получаемые результаты, методы и средства, необходимые для выполнения работ, роли и ответственность участников и т.д.

Модель жизненного цикла отражает различные состояния системы, начиная с момента возникновения необходимости в данной ИС и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления.

В настоящее время известны и используются следующие модели жизненного цикла:

Каскадная модель (рис. 2.1) предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап оз­начает полное завершение работ на предыдущем этапе.

Поэтапная модель с промежуточным контролем (рис. 2.2). Разработка ИС ве­дется итерациями с циклами обратной связи между этапами. Время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.

Спиральная модель (рис. 2.3). На каждом витке спирали выполняется создание оче­редной версии продукта, уточняются требования проекта, определяется его ка­чество и планируются работы следующего витка.

 

На практике наибольшее распространение получили две основные модели жизненного цикла: каскадная модель (1970-1985 гг.) и спиральная (после 1986.г.).

Положительными сторонами каскадной модели является: формирование на каждом этапе законченного набора проектной документации, отвечающей критериям полноты и согласованности; а так же возможность планирования сроков всех работ и соответст­вующих затрат, так как работы выполняются поэтапно. Каскадный подход хорошо заре­комендовал себя при построении относительно простых ИС, когда в самом начале разра­ботки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования к системе. Ос­новным недостатком этого подхода является то, что реальный процесс создания системы никогда полностью не укладывается в такую жесткую схему, постоянно возникает по­требность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений. В результате реальный процесс создания ИС оказывается соответствующим по­этапной модели с промежуточным контролем.

Однако и эта схема не позволяет оперативно учитывать возникающие изменения и уточ­нения требований к системе. Согласование результатов разработки с пользователями про­изводится только в точках, планируемых после завершения каждого этапа работ, а общие требования к ИС зафиксированы в виде технического задания на все время ее создания. Таким образом, пользователи зачастую получают систему, не удовлетворяющую их ре­альным потребностям.

Спиральная модель ЖЦ была предложена для преодоления перечисленных проблем. На этапах анализа и проектирования реализуемость технических решений и степень удовле­творения потребностей заказчика проверяется путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию работоспособного фрагмента или версии системы. Это позволяет уточнить требования, цели и характеристики проекта, определить качество раз­работки, спланировать работы следующего витка спирали, а так же как можно раньше показать пользователям системы работоспособный продукт. Таким образом, последовательно конкретизируются детали проекта, и в результате выбирается обоснован­ный вариант, который удовлетворяет действительным требованиям заказчика и доводится до реализации.

Итеративная разработка отражает объективно существующий спиральный цикл создания сложных систем. Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения вводятся временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла, и переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланиро­ванная работа закончена. Несмотря на настойчивые рекомендации компаний - вендоров и экспертов в области проектирования и разработки ИС, многие компании продолжают использовать каскадную модель вместо какого-либо варианта итерационной модели. Основные причины, по кото­рым каскадная модель сохраняет свою популярность, следующие: привычка, иллюзия снижения рисков (законченный продукт на каждом этапе позволяет определить ответственность, объем работ и сроки, но требования могут измениться или оказаться неполными, что снижает все выгоды), проблемы внедрения при использовании итерационной модели.

 

40. Состав и содержание основных процессов жизненного цикла ИС.

Каждая из стадий создания системы предусматривает выполнение определенного объема работ, которые представляются в виде процессов ЖЦ. Процесс определяется как совокуп­ность взаимосвязанных действий, преобразующих входные данные в выходные. Описание каждого процесса включает в себя перечень решаемых задач, исходных данных и резуль­татов.

 

Существует целый ряд стандартов, регламентирующих ЖЦ ПО, а в некоторых случаях и процессы разработки. В соответствии с базовым международным стандартом ISO/IEC 12207 все процессы ЖЦ ПО делятся на три группы: основные, вспомогательные и организационные.

 

Постановка задачи

На этом этапе решаются вопросы функциональности и информационности системы. Ведутся переговоры разработчика с заказчиком, формируются основные требования, задачи и набор регламентов бизнес-процессов. Изучаются информационные потоки как внутри, так и вне предприятия или организации. Построенные модели являются определяющими для будущего управления информационной системой. Причем, важно не только определить функционал ИС, но и предугадать ее дальнейшее развитие, хотя бы на краткосрочный период – обеспечить максимальную масштабируемость. Ведь одной из проблем современных информационных систем является то, что любой проект или компания постоянно развивается. Это похоже на живой организм, вследствие чего часто за время разработки и внедрения ИС появляются новые требования, нереализованные в ней. Еще одним важным критерием этой стадии является то, что на дальнейших этапах жизненного цикла ведется сравнение поставленных задач с полученным результатом, что и позволяет оценить качество ИС;

Проектирование

Эта стадия заключается в создании технического задания, построении блок-схем и описании путей их решения - реализации. Задачей проектирования является постановка технической документации, регламентирующей следующую стадию ‘взросления’ жизненного цикла системы;

Разработка и тестирование

Этап разработки подразумевает программирование как таковое, согласно пунктам, оговоренным на стадии проектирования. После достижения поставленных целей, разрабатывается документация, описывающая инструкции внедрения, поддержания, технического обеспечения и должностные предписания для работы с продуктом. После происходит тестирование приложения;

Внедрение

Проводится интеграция ИС, ее техническое обеспечение, обучение персонала к работе с системой, тестирование системы в реалиях компании или организации перед запуском ИС;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 2046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.008 с.)