Понятие охраны труда по трудовому праву. Основные направления государственной политики в области охраны труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие охраны труда по трудовому праву. Основные направления государственной политики в области охраны труда.



Под охраной труда следует понимать систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, сани- тарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

Законодательство об охране труда. Основной целью законодательства об охране труда является решение триединой задачи: 1) защита работника от воздействия вредных производственных факторов, которые угрожают его здоровью и физической безопасности; 2) обеспечение компенсациями при несчастных случаях на про- изводстве и профессиональных заболеваниях; 3) проведение медицинской и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.

Государственная политика в области охраны труда формируется на основе определенных в законе (ст. 210 ТК РФ) принципов. Указанные принципы можно классифицировать на следующие три основные группы: I. Принципы организации охраны труда редствами за счет средств работодателей. II. Принципы экономической государственной политики по охране труда 3. Организационные принципы по охране труда.

Реализация указанных направлений государственной поли- тики в области охраны труда должна обеспечиваться согласован- ными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного само- управления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномочен ных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Организация и финансовое обеспечение охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят в целях:

- выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;

- осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Об этом говорится в ст. 209 Трудового кодекса

Кто устанавливает правила аттестации

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Таким ведомством на сегодняшний день является Минздравсоцразвития России (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321).

Кто должен проводить аттестацию

Проводить аттестацию, как и ранее, должны работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка):

- юридические лица;

- индивидуальные предприниматели.

На работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, требования Порядка не распространяются.

 

Когда проводят аттестацию

 

Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Это положение осталось неизменным. Однако теперь в Порядке говорится о том, что указанный срок отсчитывают от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Согласно действующему законодательству финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями независимо от организационно-правовых форм их деятельности (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется работодателем в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

 

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Заметим, что в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

 

Подчеркнем, что работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а работодатель несет все расходы по охране труда, в силу "естественного" права и обязанности собственника и организатора производства заботиться о своей собственности самостоятельно и организовывать свое производства в соответствие со всеми действующими нормативными требованиями.

 

При том, что работник осуществляет свои трудовые обязанности на подконтрольных работодателю рабочих местах, пользуется средствами производства (которые могут стать источниками причинения вреда), принадлежащими работодателю (на правах собственности или аренды не суть важно), сам на момент выполнения работником его трудовых обязанностей он является своеобразной "собственностью" работодателя, поскольку его работоспособность (рабочая сила) "продана" по трудовому договору работодателю для выполнения в его интересах той или иной необходимой для производства трудовой функции.

 

Более того, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ относятся на себестоимость продукции, выводятся из налогооблагаемой базы (по налогу на прибыль).

 

Подчеркнем, что включение затрат на охрану труда в себестоимость продукции фактически означает оплату этих расходов потребителем конечной продукции, а не работодателем. Поэтому "стенания" работодателя о несении им непосильной ноши затрат на охрану труда не более чем иллюзия. На самом деле затраты на охрану труда несет общество! Но это намного дешевле, чем иметь миллионы нетрудоспособных инвалидов.

 

Основными направлениями расходов на предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются: во-первых, расходы на совершенствование технологии, замену оборудования и другие "технологические" мероприятия, влекущие за собой изменения (считается, что благоприятные) условий труда; во-вторых, расходы на материальное обеспечение безопасности труда и гигиены труда, в том числе на средства индивидуальной защиты и т.п.; в-третьих, расходы на организацию мероприятий по охране труда, в том числе на подготовку работников; в-четвертых, расходы на возмещение вреда работникам, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоят из страховых взносов страховщику - Фонду социального страхования Российской Федерации и определяются страховыми тарифами, ежегодно устанавливаемыми соответствующим федеральным законом. Сумма страховых взносов, уплачиваемых в пределах тарифа, включается в себестоимость продукции. Кроме того, разрешается часть страховых взносов, по согласованию со страховщиком, направлять на профилактическую работу в соответствие с утверждаемыми ежегодно перечнями превентивных мероприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.005 с.)