Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ортогональная проекция и перпендикуляр на подпространство.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Известно, что , и потому каждый вектор единственным способом представим в виде суммы где Вектор называют (ортогональной) проекцией вектора на подпространство и обозначают , а - перпендикуляром (ортогональной составляющей) из вектора на подпространство : . Очевидно, что , . (6) Если , то (7) и тогда . Умножаем последнее равенство скалярно на , , с учетом , получаем (8) Эта система в силу существования представления (7) совместна. Определитель матрицы этой системы есть определитель Грама . Если - линейно независима, то и система (8) имеет единственное решение. В противном случае у системы (8) решений бесконечно много. Но нам достаточно найти одно (все другие решения дадут нам те же векторы и ). Если система (8) получилась несовместной, ищите ошибку. Вычисления сокращаются, если известны базисы и и если, опираясь на соотношения (6), выбрать то подпространство, размерность которого меньше.
Умение находить и позволит успешно справиться с большинством задач на вычисление длин, расстояний и углов. Задача 2.3. Вычислить расстояние от вектора до плоскости , заданной системой уравнений . Решение. Напомним: плоскостью (линейным многообразием) называется множество векторов вида , где - вектор сдвига, - данное (направляющее) подпространство. Любая плоскость может быть задана как множество решений некоторой системы линейных уравнений. Частное решение этой системы дает координаты вектора сдвига. Общее решение приведенной системы - направляющее подпространство. Учитывая это, находим, что , где , . Расстояние от вектора до плоскости определяется как или как . Так как (применена теорема Пифагора), то Мы получили формулу Остается вычислить и его длину. . и тогда . Умножаем последнее равенство скалярно на , , с учетом , получаем Решая систему, находим . Тогда . .
ОПЕРАТОРЫ В ЛИНЕЙНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ. Пусть и - два произвольных линейных пространства. Как известно, оператором, действующим из в называется отображение пространства в пространство . Если отображение обозначить символом , то это записывают так: . Образ вектора обозначают или и называют значением оператора на векторе . По определению . Оператор называют линейным оператором, если и - пространства над одним и тем же полем и при этом 1. (аддитивность оператора); 2. (однородность оператора). Понятие линейного оператора является одним из важнейших в математике. Это подтверждается хотя бы тем, что основные операторы, изучаемые в математическом анализе и алгебре (предельный переход, дифференцирование, интегрирование, проектирование на подпространство, умножение на матрицу и др.) являются линейными. Оператор называют также преобразованием пространства . Основные типы задач по этой теме: a) проверка линейности заданного оператора; b) нахождение образа, ядра, ранга и дефекта линейного оператора; c) построение матрицы линейного оператора в данных базисах (в данном базисе); d) нахождение собственных значений и собственных векторов линейного оператора (№№1465-1484); e) построение канонического базиса и жордановой нормальной формы линейного оператора (№№1529-1536).
Основная трудность задач первой группы состоит в том, что примеры операторов могут быть взяты из различных разделов математики и требуют от студента эрудиции и определенной математической культуры. Приведем несколько примеров.
Задача 3.1. Проверьте линейность следующих операторов: 1. . 2. ( -пространство многочленов степени над некоторым полем). . 3. . 4. . 5. . 6. . Определим оператор так: если и , то (оператор проектирования на параллельно ). 7. ( - фиксированный вектор). Решение. 1. является отображением. Проверим аддитивность и однородность. . . Все условия выполнены, значит, является линейным оператором.
5. . , . .
. Теперь проверяем аддитивность и однородность. Напомним: если , то и . Находим . Точно так же . Все условия определения линейного оператора выполнены. - линейный оператор.
Линейный оператор нулевой вектор отображает в нулевой (). Поэтому, если , то нелинейный. Рекомендуем в подозрительных случаях прежде, чем начинать проверку аддитивности и однородности, вычислить значение оператора на нулевом векторе. Так в упражнении 2 - нелинейный. В упражнении 3 - нелинейный. Для доказательства нелинейности достаточно привести пример двух векторов, для которых нарушена аддитивность, или пример вектора или скаляра, для которых не выполнена однородность (равенство может иметь место и для нелинейных операторов). Например: в упражнении 7 настораживает то, что текущий вектор находится под знаком . Поэтому проверку ведем на конкретных векторах. Очевидное неравенство доказывает неаддитивность и его нелинейность. В этом же примере можно поступить и так: Поэтому оператор неоднороден, следовательно, и нелинеен. Проверку линейности операторов из упражнений 4 и 6 предоставляем читателю.
Чтобы глубже понять определение линейного оператора, придумайте примеры: 1. оператора аддитивного, но не однородного; 2. оператора однородного, но не аддитивного.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.232 (0.007 с.) |