Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава пятая О чудесной природе огня и землиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Гермес говорит, что для операций со всякого рода чудесами достаточно огня и земли: первый активен, другая пассивна.
Книга Магов Огонь, утверждает Дионисий, — во всех вещах и, сквозь все вещи проходя, остается ясным; но, будучи таковым, он потаен и незнаем. Когда он существует сам по себе, без смеси с материей, в которой проявляет свое действие, он безграничен и невидим, располагает сам собой в своих действиях, подвижен, сообщаясь некоторым образом со всем тем, что приближается к нему; он обновляется, сохраняя природу, просвещает, не охватываясь покрывающим его светом; он светел, делим, отскакивает, взвивается, скор в движении, высок, всегда рвется вверх, схватывает иное, не будучи схватываем сам, ненасытен, скрытно растет из себя, являя свое величие доставшимся ему вещам; он активен, могуч и, наконец, незримо присутствует во всем; он не желает быть отбит или отвергнут, но, словно силясь взять реванш, хочет внезапно покорить вещь себе; он непостижим, неуловим, неукротим и щедро разрастается из самого себя. Огонь, по словам Плиния, есть бесконечная и губительная часть естественных вещей, о которой трудно сказать, в чем она более проявляется — в созидании или в разрушении. Огонь, говорят пифагорейцы1, это особый вид, прони- 1 Ср. у Диогена Лаэртского о Пифагоре: «Живет все, что причастно теплу, поэтому живыми являются и растения...» (VIII, 26; Диоген Ла-эртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. С. 314). А также у Аристотеля в «Физике»: «Ведь и Пар-менид делает началами теплое и холодное, называя их огнем и землей» (188а21). И далее: «Никто из физиологов не считал единым и бесконечным огонь или землю, а только воду, или воздух, или среднее между ними, потому что место каждого из первых точно определено, вторые же склоняются в обе стороны — вверх и вниз» (205а27~29; Аристотель. Сочинения: Т. 3. С. 70,115). Aгpunna Неттесгеймский. О тайной философии 107 мающий сквозь все, простирающийся за пределы небес, сверкающий, но в аду прямой, темный и мучительный, и равно участвует и в том, и в этом. Огонь, как согласно Цицерону сказал Клеанф1, сам в себе один, но в попавших в него субъектах становится множественным, распределяясь по-разному. Таким образом, огонь, которым мы пользуемся, возникает из других вещей. Он есть в камнях и извлекается из них ударом стали; он есть в земле и при раскапывании дымится; он есть в воде и нагревает источники и колодцы; он есть на дне моря, которое делает, несмотря на охлаждение ветром, теплым; он есть в воздухе, который, как мы часто видим, согревает. Наконец, все звери и растения живут теплом, и все живущее таково только благодаря теплу, которое в себе заключает. Свойства льющегося сверху огня — это тепло, делающее все плодоносящим, и свет, всему дающий жизнь. 1 Ср.: «Клеанф <...> говорит <...>, что истинный бог — это небесный огонь, самый удаленный и выше всего находящийся, со всех сторон окружающий, все обвивающий и все охватывающий, огонь, который называется эфиром...» {Цицерон Марк Туллий. О природе богов // Цицерон Марк Туллий. Философские трактаты. М.: Наука, 1985. Кн. I. С. 72). «А сколь велико количество тепла во всяком теле, Клеанф доказывал следующими доводами: он утверждал, что нет вещи настолько тяжелой, что она не переварилась бы [в желудке] в течение дня и ночи. И даже в остатках ее, естественно извергаемых, содержится тепло. Далее, непрекращающееся биение вен и артерий как бы следует колебанию огня, и часто замечали, что только что исторгнутое сердце какого-нибудь живого существа трепещет и бьется с частотой, подражающей частоте биения пламени. Следовательно, все, что живет, будь то животное или растение, живет благодаря заключающемуся в нем теплу...» {Цицерон Марк Туллий. О природе богов // Цицерон Марк Туллий. Философские трактаты. М.: Наука, 1985. Кн. II. С. 108). 108 Книга Магов Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 109
Свойства адского огня — иссушающее, все поедающее тепло, и тьма, все делающая бесплодным. Небесный, светлый огонь гонит прочь духов тьмы, как наш огонь изводит дерево, действуя по аналогии с ним и являясь проводником Высшего света, а также Того, Который сказал: Я есмь Свет мира, подлинный огонь, Отец света, от которого всякое благо исходит, посланное от Его огня и сообщенное сначала Солнцу, затем и телам небесным, и от них, словно от посредствующих орудий, свет передается в наш огонь. И подобно тому как духи тьмы более сильны во тьме, духи добра — ангелы света — становятся более сильными не только благодаря божественному, солнечному и небесному свету, но и благодаря нашему общему огню1. По этим соображениям первые мудрые основатели религий и церемоний действовали только после того, как будут зажжены свечи (вот почему Пифагор сказал, что не следует говорить о Боге, не имея света); и вот почему они велели держать свечи и огонь около мертвых тел, чтобы прогнать злых духов; и они утверждали „ что их можно удалить и заставить отступить в землю только благодаря таинственным церемониям и их огням. И сам великий Иегова повелел в Ветхом Завете, чтобы все жертвы, кото- 1 Вот что Цицерон приписывает тому же Клеанфу: «Но этот наш огонь, в котором мы нуждаемся для житейских надобностей, — губитель и пожиратель всего; куда бы он ни ворвался, он все разрушает и рассеивает. Напротив, тот, что в телах, животворен и спасителен, он все сохраняет, питает, растит, поддерживает, придает способность чувствовать. Стало быть, можно не сомневаться, которому из этих огней подобно Солнце, раз и оно тоже делает так, что все расцветает и каждое в своем роде созревает...» (Цицерон Марк Туллий. Указ. соч. Кн. II. С. ИЗ). рые Ему посвящают, передавались через огонь, который бы все время горел на алтаре; подобный обычай соблюдался священниками у всех жертвенников и поддерживался даже у римлян. Но фундамент и основание всех элементов — земля, она есть объект, субъект и восприемник всех лучей и всех небесных влияний. Она заключает в себе семена всех вещей и содержит все семенные свойства, поэтому ее называют животной, растительной и минеральной. Оплодотворяясь благодаря другим элементам и небесам, она способна сама рождать все вещи. Она восприимчива и плодородна силами плодородия, словно первоисточник, из которого все видимое происходит, она суть центр, основание и мать всего. Даже если вы по собственной воле отделите, промоете, очистите и утончите ее, а потом оставите на некоторое время на открытом воздухе, она вновь наполнится и станет плодородной благодаря свойствам небесных тел и сама собой произведет растения, червей, другую живность, а также камни и проблески металлов. Если через некоторое время ее очистить при помощи огня и свести к собственной простоте подобающей стиркой1, в ней найдутся великие секреты. Она первая материя нашего творения и подлинное лекарство, способное восстанавливать и сохранять нас. 1 Слово стирка употреблено здесь не случайно, оно — так же как и появившиеся в третьей главе слова трансмутаиця и сульфур, сера, — свидетельствует о близкой связи данного трактата с алхимической практикой. Это слово можно встретить в трактате Фомы, и даже существует сочинение известного адепта Николя Фламеля, написанное в начале XV в., название которого буквально переводится как «Книга стирок». Образ женщины-прачки весьма символичен в алхимии. Книга Магов Глава шестая
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.187 (0.008 с.) |