Глава девятнадцатая О видовых и индивидуальных свойствах вещей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава девятнадцатая О видовых и индивидуальных свойствах вещей



Далее следует рассмотреть, какие свойства в вещах суще­ствуют согласно виду: отчаянность и храбрость у льва и пе­туха, боязливость у зайца или ягненка, хищность у волка, ко­варство и лживость у лисы, льстивость у собаки, жадность у вороны и галки, гордость у лошади, гнев у тигра и кабана, грусть и меланхолия у кошки, похоть у воробья и так далее. Большая часть свойств общевидовые. Но существуют и осо­бые свойства; так, есть люди, которые боятся кошек настоль­ко, что не могут на них смотреть без дрожи, это присуще им отнюдь не как видовое человеческое свойство. А Авиценна сообщает о жившем в его время человеке, которого не брал яд; все, кто случайно кусал его, умирали сами, а он оставался невредимым. Альберт говорит, что видел в городке Агрип­пине1 девку, которая ловила пауков и ела их с большим удовольствием, полагая очень питательным их мясо. Тако­вы отчаянность в шлюхе и пугливость в воре. Вот почему философы утверждают, что некое отдельное тело, которое никогда не было больным, способствует лечению от любо­го недуга; и по этим соображениям судят, что кость мерт­вого человека, который не страдал от лихорадки, будучи положенной на больного, излечит его от quartane2. Суще-

1 Город в Германии, ныне Кёльн.

2 Перемежающаяся лихорадка четырехдневного типа {лат.). См.
у Гиппократа: «Лихорадки большею частью происходят от желчи, и их
четыре вида, кроме тех, которые сопровождают особые болезни; име­
на их таковы: постоянная, ежедневная, трехдневная и четырехднев­
ная...» (О природе человека, 15; Гиппократ. Указ. соч. С. 209).


154

Книга Магов

ствует также множество других единичных свойств, вли­тых небесными телами в отдельные вещи, мы их рассмо­трим далее.

Глава двадцатая

О естественных свойствах, занимающих

В одних вещах всю субстанцию, в других —

Отдельные части или члены

Теперь следует рассмотреть то, что в некоторых вещах свойства существуют полностью (во всей субстанции) или в их частях, как в рыбке-прилипале, мешающей ходу судов. Всей субстанцией виверры является следующее свойство: собаки, приближаясь к ее тени, умолкают. И чистотел лечит болезни глаз не какой-либо одной из своих частей, но всем тем, что составляет его существо, — и корнем не менее, чем листьями и семенами.

Однако есть некоторые свойства, которые существуют только в каких-либо частях вещей, а именно: только в языке или глазах, или каких-либо членах. Так, в глазах василиска заключено сильное свойство умерщвлять лю­дей, стоит только их увидеть. Подобное же свойство при­суще глазам виверры: едва она взглянет на какое-либо животное, оно застывает, пораженное, и более не может двигаться. Аналогичное характерно и для глаз некоторых волков, которые лишают дара речи тех, на кого они пер­выми посмотрели, и люди застывают, пораженные. Об этом говорит Вергилий:


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 155

Сколько я песен забыл! Сам голос Мериса ныне Уж покидает его. Онемел я от волчьего взгляда1.

Говорят также, что в Скифии, в Иллирии и у Тарибал-лов есть женщины, которые умерщвляют всех тех, на кого смотрят в гневе. Кроме того, я читал о неких особых людях, живущих на Родосе, которые взглядом разрушают все вещи, вот отчего их затопил Юпитер. Именно поэтому ведьмы при совершении колдовства пользуются глазами та­ких животных для достижения соответствующих эффектов. Подобным же образом муравьи убегают от сердца чибиса, но не от головы, ног или глаз. Также говорят, что желчь ящерицы, брошенная в воду, заставляет прийти ласок, но ее хвост или голова этого не делают. А козья желчь, заклю­ченная в бронзовый сосуд в земле, заставляет приходить лягушек, печень же козы враждебна бабочкам и всем ли­чинкам. Собаки бегут от тех, кто носит с собой сердце со­баки, а лисы вовсе не трогают тех из домашних птиц, кото­рые ели лисью печень. Так, многие вещи имеют различные свойства, которые распределены в частях тела согласно тому, как они были туда влиты сверху, и согласно содержа­нию этих частей, такие свойства принимающих. Например, в теле человеческом кости не получают ничего кроме жиз­ни, глаза — зрения, уши — слуха. Есть в человеческом теле одна маленькая кость, которую евреи называют Iuz, вели­чиной с очищенную горошину, которая не ломается, не бо­ится огня и ничем не может быть уничтожена; говорят, она 1 Цитируется в переводе С. Шервинского по изданию: Вергилий Марон Публий. Буколики // Вергилий Марон Публий. Указ. соч. Эклога IX. Ст. 53-54.


 
 

156

Книга Магов

возродит наше животное тело при воскрешении мертвых, словно растение из семени1. Но эти свойства не обнаружить рассудком, только опытом.

Глава двадцать первая

О свойствах, которые существуют в вещах

При жизни, и о тех, что в них остаются

После уничтожения

Кроме этого, нам нужно знать, что в вещах есть неко­торые свойства, которые сохраняются только в течение их жизни, и те, которые остаются в них даже после смерти. Так, рыбка-прилипала останавливает суда, а василиск и catoblepa2 убивают взглядом, пока они живы, но после своей смерти не делают этого. Например, говорят, что если при коликах приложить к животу живую утку, то она уймет боль, но сама умрет; нечто подобное этому сообщал Архит. Если также взять только что извлеченное из тела животного сердце и совсем еще теплое поместить на тело человека, у которого четырехдневная лихорадка, он вы­лечится. Или, если проглотить сердце чибиса, ласточки,

1 См. в книге «Зогар» об этом. Ср. в каббале: «Составлявшее
когда-то одно целое не может совершенно разделиться <...> следова­
тельно, остается и связь. <...> Когда этот наружный материальный
преемник исчез, вместе со своими физическими жизненными силами,
<...> остается еще нечто духовное, нетленное, которое сходит в моги­
лу в костях, как говорит Зогар. Каббала называет это начало „дыха­
нием костей" или „духом костей"» (Папюс. Каббала. С. 138).

2 От греч. кαταβλεπω — смотреть на. Описание см. в главе 32
книги 8 «Естественной истории» Плиния.


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 157

ласки или крота, пока оно еще полно естественного тепла, укрепляются память, воображение и понятливость. Глав­ное правило для всего этого — что бы ни было взято у животного, будь то косточка, какой-либо член, экскре­менты, волосы, когти, — его следует взять, пока живот­ное живо и, по возможности, продолжало жить и после такого изъятия. Вот почему рекомендуют тому, кто хочет заполучить язык лягушки, отпустить ее после удаления органа снова в воду; а взяв зуб у волка, не убивать его, но оставить в покое. Так пишет Демокрит: взять язык у жи­вой водяной лягушки, не трогая у нее других частей тела, и бросить ее в воду, затем положить этот язык на то место у спящей женщины, где бьется сердце, и она будет гово­рить правду обо всем, о чем бы ее ни спросили. Говорят, что если до восхода солнца привязать к телу больного гла­за лягушки, отпущенной слепой в воду, можно излечить трехдневную лихорадку; и те же самые глаза, связанные с мясом соловья в коже оленя, заставляют бодрствовать и мешают спать. А раздвоенная рыбья кость, будучи при­вязанной к пупку, облегчает женщине роды, если рыба при этом осталась живой и была вновь отпущена в море. Известно, что наложение правого глаза змеи помогает от водянки глаз, при условии, что змея оставлена живой. Есть также одна рыба, называемая муреной, глаз кото­рой, привязанный ко лбу пациента, лечит воспаление глаз, а у рыбы вырастает заново; но, если она не была отпуще­на живой, человек ослепнет. Вот и зуб любой змеи, взя­тый еще при ее жизни, когда привешен к больному, лечит четырехдневную лихорадку, а зуб, взятый у крота, отпу-


158


Книга Магов


Aгpunna Неттесгеймский. О тайной философии


159


 


щенного живым, — зубную боль. Собаки совсем не лают на тех, кто носит или имеет при себе хвост сбежавшей ла­ски. Демокрит пишет, что язык хамелеона, взятый у жи­вого животного, очень хорошо помогает в испытаниях, а женщинам — в родах, если его держать вне дома, будь­те внимательны — нужно остерегаться вносить его в дом, так как это очень опасно.

Кроме того, существуют свойства вещей, остающиеся после их смерти. О них платоники говорят, что в подоб­ном случае идея менее всего поглощена материей. И даже после их смерти то, что остается в них бессмертным, не перестает творить чудеса. Так, в собранных и высушенных травах и растениях остается их свойство и действие, вло­женное в них изначально, согласно идее. Соответственно, поскольку орел на протяжении всей своей жизни побежда­ет всех птиц, то и после его смерти перья орла будут раз­рушать перья других птиц. Таким же образом шкура льва одолевает все остальные шкуры, а виверры — разрушает шкуру пантеры; волка же разъедает шкуру ягненка. И есть вещи, которые совершают подобное не только путем телес­ного контакта, но также посредством звука. Так, барабан, сделанный из кожи волка, подавляет звук барабана, сде­ланного из кожи ягненка. А барабан, сделанный из кожи рыбы-собаки, заставляет убегать всех пресмыкающихся, оказавшихся в пределах досягаемости звука; струны, сде­ланные из кишок волка, соединенные в лютне или арфе со струнами, сделанными из кишок овец, не будут содейство­вать благозвучию.


Глава двадцать вторая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.009 с.)