О страстях разума, их происхождении, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О страстях разума, их происхождении,



Различии и видах

Страсти разума суть определенные движения или склонности, происходящие от того, как рассматривают определенную вещь — хорошую или плохую, подходящую или неподходящую. Существует три вида восприятия — чувственное, рассудочное и интеллектуальное; и отсюда выводят три вида страстей души. Когда они следуют чув­ственному восприятию, то оценивают временные понятия добра или зла, под чем подразумеваются выгодное или не­выгодное, приятное или оскорбительное, и это называется естественными, или животными, страстями. Когда они следуют рассудочному восприятию, то оценивают добро и зло как добродетели и пророки, похвалы и порицания, по­лезное и бесполезное, честное и бесчестное и называются


280


Книга Магов


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии 281


 


страстями рассудочными, или умышленными. Если же следуют интеллектуальному восприятию, то оценивают доб­ро и зло по признаку справедливого и несправедливого, истинного и ложного, и тогда они суть страсти интеллекту­альные или синайресис1.

Итак, субъектом страстей души выступает ее похотливая сила, разделяющаяся на похоть и раздражительность. И то и Другое также оценивает добро и зло, но различно. По­хоть — в абсолютном измерении: либо любовь и влечение, либо их отсутствие. Если же оценивается как отсутству­ющее добро, порождается желание, а если как зло — страх, ужас, бегство или отвращение. Если же они оценивают доб­ро как присутствие, возникают наслаждение, удовольствие или радость, если же присутствием опознается зло — пе­чаль, тревога, скорбь.

Раздражительность оценивает добро и зло в неотчетли­вых величинах. Например, при уверенности в себе [возни­кает стремление] заполучить одно или избежать другого, в результате чего рождаются надежда или храбрость, а при неуверенности в себе — отчаяние и страх. Если же раздра­жительность перерастает в мстительность, она влечет за со­бой причинение вреда или увечье и вызывает гнев. Всего мы находим одиннадцать страстей разума: любовь, ненависть, желание, отторжение, радость, скорбь, надежда, отчаяние, храбрость, страх и гнев.

1 От греч. σuvaipεω — воспринимать вместе. Понятие, вероятно, восходит к другому философскому термину, применявшемуся в антич­ной философии, — диайресис (выбор, осуществляемый посредством размышления, — от греч. βιαιpεις).


Г л ава шестьдесят третья

О том, как страсти разума воздействуют

На тело, изменяя его при происшествиях

И движениях духа

Фантазия, или сила воображения, имеет главенству­ющую власть над страстями души, когда они следуют чув­ственному восприятию. Под влиянием такового прежде всего изменяется тело, а другим оно становится, во-первых, при происшествиях, во-вторых, при движениях духа вверх или вниз, наружу или внутрь, и в-третьих, при возникно­вении новых качеств в членах. Так, во время радости дух выходит наружу, при страхе идет внутрь, от застенчивости движется к мозгу. При радости сердце постепенно расши­ряется, при печали постепенно сжимается. То же самое происходит при гневе и страхе, но резко. Гнев и желание мстить производят жар, красноту, горечь во рту и понос. Страх порождает холод, трепет сердца, онемение и блед­ность. Печаль заставляет потеть и придает голубоватую бледность. Сострадание, являющееся разновидностью пе­чали, дурно влияет на тело того, кто его чувствует. Замечено также, что у некоторых любовников существуют столь силь­ные узы, что они одинаково страдают от одного и того же. Беспокойство заставляет сохнуть и чернеть. И как сильный любовный жар возбуждает печень и усиливает пульс, так же, согласно врачам, происходит при страстях героических. Например, Эрасистрат узнал, что Антиох полюбил Стра-тонику.


282


Книга Магов


Агриппа Неттесгеймский. О тайной философии


283


 


Замечено также, что подобные страсти, будучи чрезмер­но горячими, приводят к смерти; множество совершенно здо­ровых людей умерло от избытка радости, печали, любви и ненависти. Так, мы читаем, что Софокл и Дионисий, тиран Сицилии, оба внезапно умерли при известии о своем пораже­нии. А одна женщина, увидев сына, возвращающегося после битвы при Каннах, тотчас испустила дух. До чего может до­вести горе — известно всем. Мы знаем, что собаки часто умирают, потеряв своего хозяина. От подобных страстей воз­никают и длительные болезни, которые порой излечиваются. Также некоторые люди, глядя с высоты и испытывая боль­шой страх, начинают дрожать, слабеют и порой даже теряют сознание, иногда же страх и боязнь высоты влекут за собой рыдания.

Подчас чувства вызывают удивительные последствия, как это произошло с сыном Креза; он родился немым, но, однажды испытав чудовищный страх, заговорил. И порой при неожиданном падении человек теряет сознание и все чувства, но затем они вновь возвращаются к нему. А то, как действует на человека гнев вкупе с отвагой, продемон­стрировал Александр Великий: во время битвы в Индии он испускал молнии и огонь. Говорят, что отец Теодориха испускал из своего тела огненные искры, которые выры­вались из него с шумом. Подобное происходит иногда и с животными, так, например, это было с конем Тиберия, из-рыгавшим пламя.


Глава шестьдесят четвертая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.005 с.)