Мистическая деятельность разума 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мистическая деятельность разума



 

 

Каждый, кто серьезно занимается наукой, убеждается в том, что законы природы и совершенный порядок Вселенной несут на себе отпечаток Высшего Разума, настолько превосходящего человеческий, что нам остается только благоговейно перед ним преклониться. По этой причине занятия наукой приводят человека к религии.

Альберт Эйнштейн

 

 

Духовная практика, взращивающая высший вкус жизни, называется Бхакти-йога, – путь любви к Богу. Кроме того, она называется Буддхи-йогой – мистической деятельностью разума. «Буддха» на санскрите означает разум, который управляет умом. Когда человек направляет всю энергию мысли только в высшие сферы и полностью избавляется от низшего вкуса, он обретает духовное просветление и становится Буддой. «Будда» означает «просветленный». Великие «Боддхисаттвы», упоминаемые в восточных учениях – это находящиеся вне нашего времени просветленные души, свободные от влияния ложного эго, – обитатели духовного мира.

Создав этот мир, Бог создал множество «восходящих потоков», устремляющих наше сознание ввысь, к пониманию законов Природы. Фактически весь этот мир создан так, чтобы внимательный, наблюдательный человек смог ощутить высший гармоничный замысел во всем сущем, смог понять его принцип. И, следуя этому принципу, менять к лучшему всю свою жизнь. Чистые, не искаженные демонами или людьми святые писания помогают тем, кто не очень внимателен, обратить внимание на это божественное мироустройство и следовать ему – «плыть по возвышающему наше сознание течению».

Идти к Богу – значит, следовать этим возвышающим наше сознание законам, благоприятным для нас на всех уровнях: физическом, социальном, эмоциональном, духовном. Вхождение в правильные отношения с Богом, который является Всем мирозданием в целом, естественным образом настраивает нас на гармоничные отношения на всех уровнях: приносит здоровье, успех в отношениях и в личной жизни, материальный достаток.

Есть два вида приобретения знаний: восходящиий и нисходящий. К восходящему типу приобретения знаний относятся знания, которые мы приобретаем сами, своим наблюдением, методом проб и ошибок. Нисходящие знания – это знания, которые нам дают свыше – те, кто ими уже обладает. Например, в школе мы получаем знания от учителей, и наш практический опыт их обогащает и подтверждает.

В связи с этим есть два пути к Богу: познание Его замысла с помощью наблюдения за окружающим миром – философский путь (гьяна-йога); и путь принятия знания от святых, Бога, из священных писаний.

Комбинация этих двух методов и есть путь Буддхи-йоги, которой посвящена эта книга.

Я в своей жизни встречал разных людей – одни говорили о Боге и в то же время нарушали все принципы основанного им гармоничного мироустройства; другие называли себя атеистами, но при этом были ближе к Богу, чем многие так называемые священники, потому что, идя путем разума, они осознанно подчинялись установленным Им законам.

Таким человеком был мой дед по отцу (все мужчины наши в семье чем-то похожи на него внешне). Получив мощную философскую базу в школе НКВД, где он долгое время работал, он даже не мог слышать о Боге, тут же философскими доводами разбивая все в пух и прах. Он был достойным соперником в спорах – и когда я стал верующим, мы с ним долго и упорно дискутировали, есть Бог или нет, иногда даже на очень высоких тонах – до тех пор, пока нас не разнимали бабушка или мама (сами мы не сдавались и готовы были доказывать свою правоту круглые сутки). Тогда я еще раз убедился, что логика тут ни при чем – если человек не хочет увидеть Бога, он Его не увидит в упор. Бог, уважая его выбор, просто останется для него неузнанным: в конце концов, Он ведь создал этот мир, чтобы те, кто хочет жить без Него, могли быть уверены в том, что Его нет!

Но в то же время мой дед был очень наблюдательным и просто боготворил природу. Я понял, что он идет восходящим путем, уважает установленные Богом законы, но просто пока не дошел до восприятия того, кто их создал. Тогда я изменил тактику. Вместо Того чтобы говорить: «Бог так устроил», я стал говорить: «Так устроено Природой» – и это в корне изменило ситуацию. Мы тут же пришли с ним к консенсусу абсолютно по всем вопросам. Дед был счастлив, что внук наконец-то «прозрел». Тогда я понял, почему я принял Бога в сердце: потому что родился в семье, где следование установленным Им нравственным принципам было законом.

Когда к наблюдательности, которая была присуща моему деду, добавляются знания, получаемые по нисходящему потоку, это и есть Буддхи-йога: человеку вдруг открывается мистическое восприятие жизни, и то, что раньше воспринималось им как абстрактные философские концепции, становится явным, ярким, воспринимаемым непосредственно – он начинает видеть за всем Бога.

Мистическая деятельность разума заключается в том, чтобы увидеть, как все в этом Мироздании – законы Природы, устройство человеческой психики – направлено на возвышение нашего вкуса. Здоровая жизнь, здоровые отношения, весь окружающий мир, экология – наше грубое тело, социум и весь космос – покоятся на одном Высшем Принципе – Боге, которого можно увидеть во всем. Открытие способности к восприятию этих истин – это и есть Посвящение.

 

Почему трава зеленая?

 

 

Чтобы понять Божие, надо приподняться от земли.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

 

Веды мне понравились в первую очередь тем, что в них всему даются логичные, понятные, завершенные объяснения. На все так называемые риторические вопросы (вопросы, на которые, как считается, не существует ответов) они дают объяснения очень глубокого уровня. Причем все ответы гармонично связаны друг с другом. Такой потрясающей красоты объяснений каждой мельчайшей детали я не видел никогда. Со временем философия Вед открылась мне как удивительный бриллиант, каждая грань которого воистину поражает своим совершенством, какой бы сферы жизни мы ни касались.

На все те вопросы – в том числе, «глупые», «детские», – на которые, как мне с детства твердили, «никто не знает ответов», Веды давали логичный и совершенный ответ. Сейчас я знаю ответы на абсолютно все вопросы, которые когда-либо возникали в моей голове, в том числе «что возникло раньше – яйцо или курица?» и «почему трава зеленая?».

Однажды на семинаре одного психолога я услышал историю о том, как во время прогулки по парку внук спросил своего деда, известного ученого: «Деда, а почему трава зеленая?» После долгих раздумий ученый ответил: «Трава зеленая… Потому что она зеленая!» Итогом той лекции был совет не думать, почему этот мир устроен именно так, а не как-то иначе, и просто все принять таким, какое оно есть.

В противовес этому подходу те, кто идет путем буддхи-йоги, в каждом фрагменте Творения видят проявление Высшей Всепроникающей Истины, Бога, как в голограмме.

Быть может, готовя меня к писательской деятельности, Бог всегда посылал мне самых лучших преподавателей литературы. Даже когда я учился в вильнюсском политехникуме, преподавательницей русской литературы была учительница, удостоенная высокого звания Заслуженной учительницы СССР.

Когда мы изучали «Войну и мир» Льва Толстого, она часто спрашивала: «О чем автор говорит нам в этом фрагменте?» Оказалось, что, хотя Лев Толстой напрямую нигде не говорит нам о Боге, он в иносказательной форме в самых разных ключевых местах направляет читателя в трансцендентную сферу через описание Неба. Например, в одном из отрывков Андрей Болконский, совершив подвиг, раненый на поле боя, думает не о своей славе, а вдруг начинает осознавать всю мелочность и ничтожность того, что творится вокруг. Размышляя о небе, фактически он размышляет о Боге: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». У многих народов мира небо символизирует мудрость, вечность, а в Шримад-Бхагаватам (5.32) говорится: «…небо – это символ Высшей Души».

Даже мирская литература порой может открывать нам удивительные смыслы, служить пищей для размышлений о своей природе – священные же тексты еще более богаты и многогранны. Как одни и те же стекляшки в калейдоскопе создают новый необыкновенный узор даже при незначительном повороте трубы, так и один и тот же текст открывается нам на все новых уровнях по мере очищения сердца. Хороший пример – широко известная в Индии мантра гаятри.

Разные философские школы раскрывают разные уровни понимания мантры. Мантра – это то, что очищает и возвышает сознание, защищает его от невежества. «Ман» – «ум», «траяте» – «очищать, защищать». (Кстати, от слова «траяте» происходит и слово «кшатрий» (воин, правитель) – «тот, кто очищает общество и защищает его от вреда и страданий» («кшат» – «вред», «траяте» – защищать).

На материалистическом уровне мантра гаятри – это поклонение Солнцу, которое своим божественным светом освещает три мира: планетные системы Бхур, Бхувах, Свах. Планеты высшего типа являются самосветящимися и освещаются собственным светом (в то время как планетные системы более низких уровней погружены в темноту). Повторение мантры Гаятри как поклонение Солнцу дает здоровье, хороших детей, силу, высокое положение в обществе, долгую жизнь.

В имперсональных философских школах, ставящих целью достижение имперсонального освобождения (слияния с божественным светом), дается более глубокий уровень понимания мантры: материальный мир создан из сияющей духовной энергии всепроникающего Брахмана, и солнце черпает свою безграничную мощь из этой духовной энергии, освещая отраженным светом духовного мира три планетных системы: Бхур, Бхувах, Свах, обитатели которых начинают свой духовный прогресс. (Высшие планетные системы светятся благодаря сиянию тел их возвышенных обитателей, низшие же планеты погружены в темноту и невежество, потому что их обитатели не интересуются духовным развитием и развивают только материальные технологии – поэтому контактирующие сейчас с нами инопланетяне – это в основном представители низших планет: подобное притягивает подобное.)

Если же человек искренне хочет войти в личностные отношения с Абсолютной Истиной, ему посылают учителя, который объяснит высший смысл мантры. Вопрос не в том, где найти учителя, – вопрос только в наших мотивах: учитель приходит тогда, когда готов ученик. Не забывайте, что на подсознательном уровне все мы связаны. И уровень получаемых нами знаний, доступ к ним контролируется Всепроникающей Сверхдушой – Высшим Сознанием.

Высшая Абсолютная Истина в личностном ее восприятии вечно проявлена в виде женского и мужского начал. Женское начало Всевышнего проявляется в форме богинь Радхарани, Лакшми, Парвати, чьи тела сияют подобно расплавленному золоту. (Поэтому у них есть и другие, «золотистые» имена – «Гаури», «Гауранги» и «Гаурасундари»; «гаура» в переводе с санскрита означает «золото».) Мужское начало Брахмана в духовном мире вечно проявлено в образах Кришны, Вишну, Нараяны, от тел которых исходит голубое сияние[37].

Эти Богини – различные формы осознающей себя энергии божественной любви, наполняющей блаженством всех сотворенных существ. Сияние всепроникающей чистой любви – это и есть сияние духовного мира.

В этой связи высшая медитация на мантру Гаятри – это медитация на сияние стоп олицетворенной женской энергии Абсолюта. Это сияние освещает духовное царство, а в наш мир оно приходит как сияние Солнца, освещая и согревая своею любовью все планеты. Все тянутся к любви. Поэтому все растения тянутся к Солнцу – воплощению бескорыстной любви, которое одинаково светит всем нам – его детям.

Таким образом, безграничное голубое небо – проявление Бога (мужского начала, имеющего в духовном мире цвет сияния яркого неба), нашего отца, а Солнце – это материальное проявление для нас божественной женской любви (вспышки на Солнце – мама тоже может сердиться!).

Бог устроил так, что для того, чтобы вспомнить о Нем, нам порой достаточно просто посмотреть наверх и увидеть Небо и Солнце – символы Бога-отца и Богини Любви. Человек на древнегреческом – «антропос», что означает «смотрящий вверх», потому что человек – это единственное млекопитающее на этой планете, которое может поднять зрачки вверх. Животным – корове, лошади или собаке, чтобы посмотреть вверх, нужно поднять голову. Животная жизнь – искать счастье вокруг, в окружающем мире, и только человек создан для постижения Бога – он единственный, кто задумывается о своем предназначении, смысле жизни; единственный, кто способен заглянуть внутрь себя – и, подняв взор к небу, вспомнить о Боге.

Казалось бы, при чем здесь трава? Очень просто: небо и Солнце, синий и желтый цвета, соединяясь, дают зеленый цвет. Зеленый цвет – цвет анахаты – сердечной чакры, центра любви и гармонии, находящегося ровно посредине между остальными (всего их семь, и анахата – четвертая чакра).

Каждая чакра активизируется цветом, который ей соответствует. Половая чакра, отвечающая в том числе за агрессию, активизируется, как нам известно, красным цветом. Именно поэтому красный цвет используется для пробуждения похоти («улицы красных фонарей», красное нижнее белье и т. д.) и агрессии (цвет крови, красный флаг революционеров, красная тряпка для быка и т. д.).

Человек создан для духовного прогресса, для пробуждения любви в сердце. Именно поэтому Бог сделал так, чтобы мы рождались и жили в окружении зелени: зеленых деревьев, зеленой травы…

Путь буддхи-йоги – путь пробуждения любви через разум. Когда мы видим, с какой заботой о нас создан этот мир, видим, как Господь проявляет себя в нашей жизни, в нас пробуждается благодарность к Всевышнему, из которой затем произрастает любовь. Неблагодарные люди любить неспособны. ЛЮБОВЬ ПРИХОДИТ ТОЛЬКО В БЛАГОДАРНОЕ СЕРДЦЕ!!!

Изучая снежинки, которые появляются при замораживании воды, структурированной разными мыслеформами, знаменитый японский ученый и целитель Масару Эмото обнаружил, что самые красивые и гармоничные снежинки образуются из воды, над которой произносили слова: «любовь», «благодарность». Как говорится в Коране, «в этом – знамение для людей, которые разумны»!

Правильное применение разума заключается в том, чтобы научиться видеть Бога во всем, воспринимать расставленные Им на каждом шагу указатели, показывающие направление к счастью.

Именно этому – правильному применению разума – и учит настоящий Духовный Учитель. В Индии говорят, что человек рождается два раза: первый раз – от отца и матери, второй раз – когда соприкасается с неземным знанием: знанием о душе и о Боге. Тех, кто начинает культивировать высший вкус, называют «дваждырожденными». Духовный Учитель – это тот, кто, обретя духовное знание и утвердившись в следовании высшему вкусу, воспринимает мир метафизически и учит других этому – мистической деятельности разума, пробуждающей высший вкус, – любовь к Богу.

 

Закон непривязанности

 

 

Все получится – стоит только расхотеть!

Фаина Раневская

 

 

Еще одно «знамение для тех, кто разумеет» – это закон непривязанности, который действует во всех сферах жизни, действия которого не замечал, наверное, только слепой: чем выше уровень наших стремлений, чем меньше в нас привязанности к материальным вещам, чем меньше мы хотим их для себя – тем легче их обрести!

Казалось бы, парадокс! Почему так устроено? Да потому, что мы – частички Всевышнего, социума, и чем меньше в нас эгоизма, чем выше и чище наши мотивы (чем выше наш вкус), тем больше пользы и радости принесут и нам, и всем окружающим те вещи, которыми мы будем распоряжаться! Поэтому окружающие (связанные с нами на подсознательном уровне, как клеточки единого тела), Бог, вся Вселенная с большей радостью нам их дают. Чем выше стремления (сварга-, вайкунтха-раса), чем меньше несовершенных эгоистичных желаний – тем более правильно и ответственно, и в то же время легко мы сможем распоряжаться материальной энергией. Некоторые люди используют «духовность» для более изощренного удовлетворения чувств материального тела, но истинная духовность – это душевность, вайкунтха-раса.

Переход от низшего вкуса к высшему в отношениях между людьми проявляется как возвышение от «я тебя хочу!» до «я тебя хочу сделать счастливой!». Возвышенные устремления проявляются также и в том, что человек чувствует большую радость, когда делает подарки, чем когда получает их.

Восточные практики учат все делать как подношение Богу и людям. Потому что все мы – части Вселенского тела. Изучая здоровые клетки, ученые обнаружили, что они передают другим 80 % получаемой ими энергии и лишь 20 % оставляют для себя, чтобы поддерживать свою работоспособность. Так же и человек счастлив только тогда, когда он живет для других; и даже то, что он оставляет себе, в итоге использует для того, чтобы служить другим еще лучше.

Истинное отречение, или непривязанность, в деятельности проявляется в том, что мы стремимся не к материальным плодам своей деятельности, а кулучшению отношений. Настоящий прогресс, приносящий нам радость – это прогресс отношений. «Парадоксальный» закон непривязанности к материальным вещам, приводящий нас к счастью и процветанию, отражен в древней мудрости: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!» Объяснять это, думаю, вам не нужно.

Если же вместо друзей мы выбираем рубли – рубли эти счастья не принесут: без жизни высоких эмоций мы «выгораем»…

 

Как не «сгореть» на работе?

 

 

В жизни все очень просто будет и легко, если ты просто решишь все делать для Бога, ради Бога и во славу Божию. Все в жизни и душе сразу станет на свое место.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

 

 

В последнее время в России, – так же, как и во всем мире, – все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о «синдроме профессионального выгорания», который развивается на фоне рабочего стресса и ведет к эмоциональному истощению.

«Болезнь Эпштейна-Барра», «синдром хронической усталости», «синдром менеджера», «болезнь яппи», «астенический синдром трудоголиков» – вот несколько названий этого некогда редкого явления, которое в последнее время стало приобретать массовый характер среди представителей самых различных профессий: врачей, бизнесменов, учителей, системных администраторов, журналистов, т. д.

Каковы признаки появления этой болезни?

 

1) Постоянная усталость, которая не проходит после сна, прогулок; не исчезает после перерывов в работе и даже после отдыха на курорте. Усталость может сопровождаться необъяснимым подъемом температуры без признаков простуды, головной болью, незначительной болью в суставах, увеличением и болезненностью лимфатических узлов. Состояние усталости может длиться месяцами и даже годами.

2) Апатия: потеря интереса к окружающему миру и в первую очередь к работе. На более поздних стадиях – это потеря интереса к себе, своей семье и вообще ко всему, что составляет обычную человеческую жизнь, помимо работы. Дом, еда, творчество, поездки, секс, книги, фильмы, друзья, животные, природа – все становится неинтересным. Внешне у человека может быть все в порядке, но внутри он чувствует глубокую опустошенность и не может понять, что с ним происходит.

3) Ощущение тупика. Человек всей душой понимает бессмысленность всего, что происходит внутри и вовне его. Тело словно говорит каждой клеткой: «Финиш!» Из жизни вынули смысл.

4) Физические проявления синдрома. К ним относятся частые вирусные заболевания (простуды) и связанное с ними психологическое и телесное истощение, заболевания поясничного отдела позвоночника, мелких суставов. На этой почве может развиться невроз, проявляющийся в начальном своем виде как неврастения (раздражительность, утомляемость, нарушение сна и т. д.). На следующей стадии появляются различные страхи, панические атаки. Появляются психосоматические расстройства, болезни[38].

Через все эти состояния тело подает сигнал: «Остановись! Ты делаешь что-то не то! Чтобы не было хуже, я тебя выключаю через болезнь!» Синдром может проходить под различными клиническими масками – депрессия, шизофрения, вегето-сосудистая дистония, трудно диагностируемая инфекция.

5) Формирование различных зависимостей. Человек, пораженный синдромом хронической усталости, пытается «раскачать» свое плохое психоэмоциональное состояние чем-то внешним. Вместо того чтобы остановиться в своей деятельности и заняться наведением внутреннего порядка, человек начинает употреблять в качестве «лекарств» алкоголь, наркотики, различные психостимуляторы. В попытке уйти от внутренней пустоты он погружается в секс или начинает «раскачивать» себя через различные виды рисков (быстрая езда на автомашине, рисковые виды спорта, нарушения закона, азартные игры, компьютер). «Выгоревший» человек может начать интенсивно заниматься спортом или, наоборот, может начать через активное поедание пищи пытаться хотя бы на время уйти от внутреннего дискомфорта. Все эти внешние действия могут давать человеку временное облегчение внутреннего состояния. Поэтому такой человек начинает все чаще и чаще использовать их в качестве допингов или лекарств, что усугубляет проблему, формируя различного рода зависимости.

6) Автоматизм эмоциональных реакций и стереотипность мышления. Поведение человека, его эмоциональная реакция на различные события становится абсолютно предсказуемой.

7) Появление «архаичных монстров». В психической жизни человека появляются древние, отжившие конструкции, свойственные людям пожилым и малообразованным. Человек пытается найти причину своих проблем в таких явлениях как сглаз, порча, может проявлять поверхностную религиозность, не связанную со стремлением к глубокому пониманию, с ощущением веры. Такая религиозность скорее напоминает некие ритуальные действия больного с навязчивыми состояниями.

8) Речевые стереотипы. Человеку с синдромом выгорания сложно найти для выражения своих мыслей новые, свежие слова. Как правило, речь такого человека представляет собой набор привычных стереотипных фраз, к которым он привык. Чем тяжелее степень синдрома, тем трудней человеку оценить ограниченность своей речи и ввести в нее новые обороты.

 

Развитие синдрома выгорания условно можно разделить на 3 стадии:

1) Легкая степень синдрома. Жалобы на усталость, апатию, головную боль, частые простуды и нежелание работать носят временный характер. Обычно человек связывает эти симптомы с нагрузками на работе. Переход к здоровому образу жизни, создание перерывов в работе для физических упражнений, как правило, полностью устраняют проблемы.

2) Средняя степень тяжести. К симптомам, описанным в первой стадии, добавляются симптомы невротического характера. Появляются навязчивости, фобии. Критическое отношение к причинам болезни постепенно исчезает. Может возникнуть стойкая кофеиновая зависимость, повышенная потребность в сладком, появляется потребность в алкоголе и наркотиках. Жалобы на усталость носят гораздо более длительный характер. Апатия и отвращение к работе длятся по нескольку месяцев. Даже отпуск в 1–2 недели не дает положительного эффекта. Для достижения успеха необходима смена обстановки не менее чем на месяц, переход к здоровому образу жизни и применение специальных психотехник.

3) Тяжелая степень синдрома. Выражается в резком снижении работоспособности и энергетики человека. Усталость приобретает хронический характер и длится от нескольких месяцев до года и более. Неспособность выподнять интеллектуальные задачи становится постоянной. Деятельность человека сводится к простым бытовым действиям. Появляются заболевания психосоматического характера, аллергии, дисбактериоз, колиты и т. д. Часто присоединяется пограничная психическая патология в виде невроза. На этой стадии уже существуют как минимум одна или две зависимости. Настроение снижается до депрессивного, речь на этой стадии достаточно стереотипна. Признаки усталости неспособен снять даже 4-х недельный отпуск. Для успешного лечения этой стадии требуется смена среды на срок от двух месяцев и более, физические упражнения и специальные психотехники.

 

Существует много точек зрения на механизм происхождения синдрома хронической усталости (профессионального выгорания и т. д.).

 

Психоаналитики фрейдистского направления утверждают, что данный синдром указывает на подавленную сексуальность, что это результат сублимации – замещения сексуального влечения работой. Перенос сексуальности на работу может быть как осознанным, так и бессознательным. Невропатологи считают основой этого синдрома органические изменения (гибель клеток мозга) вследствие интенсивных психических нагрузок в виде стресса, что приводит к расстройству психики. Некоторые психологи и психотерапевты определяют данный синдром как результат бессознательного ухода от бытовых и личностных проблем: трудоголизм – нежелание возвращаться домой, бегство в работу от конфликтов личной жизни, желание уйти от проблем жизни вообще, самоутвердиться через работу – это реализация комплекса неполноценности в действии.

 

Хотя все эти точки зрения отражают часть истины, они не разрешают эти проблемы, потому что не указывают на их первоисточник, который лежит в нерешенных вопросах духовного уровня.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.10.9 (0.045 с.)