Сфера социального управления и формы ее организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сфера социального управления и формы ее организации



§ 24.1. Метафизика управления

Производство вещей, предполагающее метаморфозу природного материала, рождает социальный мир хозяйства. Утверждение человеком своего существования, предполагающее объявление своего лица и выявление своего сходства и отличия от Другого, рождает мир общения и совокупность социальных групп, которые непосредственно представляют и организуют общественное пространство. И производство вещей, и объявление лица включают в себя как свой необходимый элемент номинацию (именование). Акт номинации, акт придания имени вещи или позиции не только с необходимостью завершает социальное действие, но и закрепляет его в бытии, позволяя постоянно обращаться к нему, вызывать его из небытия[87]. Благодаря имени человек удерживает нечто в его существовании, что придает имени магическую власть: называть и вызывать к существованию при помощи номинации. Имя позволяет выделять предмет или явление среди других предметов и явлений, познанная и названная сущность (понятие) дает возможность распоряжаться предметом или явлением, определенное правило (его имя) позволяет воспроизводить закрепленный в нем порядок. Номинация является онтологическим основанием собственно социальной активности человека. Природная энергия человеческого организма, энергия его инстинктов приобретает социальную определенность и направленность в мире, означенном языком, получившим символическую номинацию[88]. Поэтому способность человека управлять (и направлять) своими действиями укоренена в способности именования. Номинация – метафизическая основа управления.

§ 24.2. Социальный институт и его характеристики

Всякое человеческое действие, поскольку оно несет в себе реальное изменение в окружающей среде, потенциально включает момент власти над окружением. Именно поэтому Просвещение смотрело на человека как на господина природы. В обществе, которое свое существование получает и обеспечивает благодаря действиям людей, с необходимостью возникает потребность согласования этих действий друг с другом. В элементарной структуре социального отношения (§ 18) это согласование действия производства и потребления выражается связью через цель. Постановка цели и организация ее воплощения в действительность составляет содержание особой деятельности человека – деятельности управления, деятельности по выработке правил, правильного порядка, т.е. установления порядка на основе правила. Содержательным элементом деятельности управления выступает цель (программа, проект, план), в которой заключен тот порядок, на который ориентировано управление. Но постольку, поскольку цель существует как идеальное образование в сознании субъекта, а должна быть передана другому или другим субъектам для организации их действия, она нуждается в экстериоризации, во внешнем выражении. Способом общественного представления цели (программы, плана, правил действия и т.п.) становится социальный институт.

Социальный институт – это общественное предъявление, социальная экстериоризация значимых для данного сообщества целей (программ, правил действия), это форма действия и существования деятельности социального управления. Сам социальный институт предстает как некая система формализованных общественных отношений, т.е. отношений, построенных на основе правил, принятых вступающими в них людьми. Это всегда осознаваемые отношения. Например, староста студенческой группы как специфический социальный институт, определяющий действие студенческой группы и представляющий ее в системе вузовских отношений, имеет формально определенные уставом вуза полномочия, данный конкретный индивид получает их благодаря распоряжению декана или какого-то другого официального лица. Формализация отношений и действий людей, представляющих тот или иной социальный институт, позволяет институту закреплять своими действиями объективируемую им общественно значимую цель или ценность.

Сфера управления в обществе существует как функционирование различных социальных институтов. Институты могут различаться по объекту приложения своих сил (экономические, культурные, политические и т.п.), по характеру действия (административные, общественные), по масштабу влияния (межгосударственные, федеральные, местные и т.п.), по сложности организации (представленные группой лиц или системой учреждений) и т.д. Но как бы ни был организован институт, чем бы он ни занимался, всякий социальный институт должен обладать тремя характеристиками. Он должен обладать стабильностью, авторитетом и обратной связью. В его структуре должны быть элементы или стороны действия, которые обеспечивают ему сохранность во времени (стабильность социального института), элементы, которые дают ему способность воздействовать на управляемое поле (авторитет социального института), и элементы, которые дают возможность контроля за реализацией установок управления и возможность управляемого действовать на установки института (обратная связь в структуре института).

Вся совокупность социальных институтов, действующих в обществе, должна быть упорядочена, систематизирована, приведена в порядок. Этот порядок определяет структуру общественного управления или общественную надстройку. Возможно выделить ряд исторических форм организации системы общественного управления. Для общества с господством натурального хозяйства и кругом общения, ограниченного семьей или общиной, характерно управление, которое репрезентируется «патриархом» – главой семьи, клана, который может непосредственно контролировать поведение всех членов данного круга общения и который хранит в своей памяти все образцы действия и ценности поведения. Его память, знание и опыт являются основанием его авторитета и признания его права на общественный контроль. При патриархальном поддержании порядка контроль за порядком не отделен от самого общественного порядка, он встроен в него: традиции, несущие в себе правила общественной жизни, и способ их сохранения и воспроизводства (знающие традиции люди) и составляют «тело» общественной жизни.

В обществе, в котором возникают различные социальные позиции, в котором появляется социальная дифференциация, разрушающая единый круг общения и создающая возможность столкновения интересов, контроль за общественным порядком отделяется от сферы общения и производства и выделяется в самостоятельную сферу. Появляется государственная форма поддержания порядка, основанная на действии закона и публичной власти, отличной от самого сообщества, вокруг которой конституируется сфера политики. С появление государства как особого политического института (§ 24.3), который берет на себя функцию социального управления, не исчезают старые патриархальные формы поддержания общественного порядка. Достаточно длительный исторический период собственно государственные формы управления соседствуют и переплетаются со старыми патриархальными, основанными не на законе, а на традиции, способах поддержания порядка. В обществах традиционного типа, в которых еще доминирует натуральное хозяйство, они не только продолжают действовать в повседневности (§ 22.4), но и проникают в сферу политики. Например, для феодального типа общества, вырастающего из общинных отношений (так возникают, например, германские государства, ставшие основой средневековой Европы, или славянские государства), отношение правителя и подданного (сюзерена и вассала) во многом сохраняет следы патриархальных взаимоотношений. Закрепление порядка общения в сословных отношениях также несет на себе следы патриархальности.

Появление в Европе обществ современного типа, основанных на рыночных отношениях и частной инициативе, утверждает государственный тип поддержания порядка во всех сферах общественной жизни. Закон, который закрепляется и охраняется государственной властью, становится главной, если не единственной, силой сохранения общности при развитии частных интересов и росте социальной дифференциации[89]. Патриархальные (традиционные) формы регулирования сохраняются только в ограниченных рамках бытовых или семейных отношений, но и здесь, в конце концов, берет верх правовой порядок, гарантом которого выступает государство. Развитие сферы социального управления в условиях правового контроля за общественным порядком направлено на расширение участие людей в управлении общественными процессами.

Становление общественного самоуправления в его различных модификациях (местного, производственного, культурного), которое сопровождает развитие правового государственного управления, выступает процессом приближения форм поддержания порядка к самим действующим и живущим в этих условиях индивидам. Общественное самоуправление – это правовой вариант традиционных способов управления, так как в этом случае контроль за утверждением форм жизни также включен в сам способ ее реализации. Но если традиционные формы превращали упорядоченно действующего индивида в своеобразный социальный автомат, то общественное самоуправление требует от него самостоятельного действия на основе принятия определенного общественного договора. Общественное самоуправление прямо ставит индивида в такую экзистенциальную ситуацию, которая открывает ему смысл его социального бытия – быть в социальном (человеческом) мире означает «держать» своими действия условия своего существования.

Тенденция развития сферы общественного управления в условиях глобализации связана, с одной стороны, со становлением правового регулирования межгосударственных и международных отношений (появление надгосударственных образований, развитие международного права и органов его реализации), и тем самым со становлением институтов, «удаляющихся» от сферы непосредственного общения людей, а с другой стороны, с ростом привлекательности в глазах людей самостоятельного общественного действия, гражданской активности, а отсюда с необходимостью укрепления самоуправления и локальной обусловленности решений. Вероятно, ближайшие десятилетия этот конфликт будет определять ход развития сферы общественного управления.

§ 24.3. Государство как политический институт управления

Центральным институтом сферы управления выступает государство.

Государство репрезентирует обществу его единство и отстаивает его. Оно выступает олицетворением общественного порядка и одновременно гарантом его действительного воплощения. Что позволяет государству быть представителем общественного порядка? Его сущность, которая заключается в том, чтобы отдельный, частный интерес представлять как всеобщий, и не только представлять, но и превращать его во всеобщий, т.е. в значимый для всех.

В связи с появлением социальной дифференциации как в результате усложнения и разделения труда, так и в результате появления частной собственности, в сфере общения появляются различные социальные позиции и разные социальные интересы. Конкуренция и конфликт интересов индивидов, вносящих в социальную действительность свои смыслы и организующих действительность по своим представлениям, ведут к необходимости объективации этих интересов и их социальной репрезентации. В результате этого и появляется государство как особый институт, который организует жизнь сообщества под знаком определенного интереса. Особенность его заключается в том, что, представляя интерес, выражая требование определенного порядка и определенных отношений между людьми (§ 22.2), государство опирается на силу, на принуждение, тем самым с государством в жизнь сообщества входит власть. Опора на власть, отчужденную от самого сообщества, и делает государство политическим институтом.

Как всякий институт государство должно обладать тремя основными характеристиками – стабильностью, авторитетом и обратной связью.

Стабильность государства обеспечивается таким особым образованием, которое появляется вместе с ним и которое вызывает его к существованию, как закон. Закон есть полагание всеобщего, это есть правило, имеющее силу для всех, требование, которое не знает исключений. Закон не может быть изменен, он может быть только отменен и заменен другим законом. Стабильность закона как всеобщего требования получает свое внешнее выражение: в своем наличном бытии законы всегда должны получить материальное выражение и закрепление. Поэтому они обязательно публикуются доступными для данной культуры средствами, поэтому значима для них знаковая форма выражения (буква закона), которая должна быть постоянной. Идентичность каких-либо высказываний с законом всегда фиксируется особым образом – печать и подпись лица, облеченного доверием, хотя последние ничего не прибавляют к содержанию высказываемого требования.

Закон как полагание всеобщего нуждается в своей актуализации, действии. Его актуализацией становится «глашатай» закона, представитель публичной власти, действующий от имени закона. Первоначально это были те люди, силой которых устанавливался необходимый данному сообществу всеобщий порядок, а со временем публичная власть стала весьма сложным общественным телом. В структуре публичной власти выделяются ее различные структурные элементы: законодательная власть, которая формулирует законы; исполнительная власть, которая проводит установления в жизнь; карательная власть, которая следит за соответствием действий граждан принятым установлениям. Социальный смысл публичной власти заключается в закреплении того общественного порядка, в котором заинтересовано сообщество, поэтому публичная власть не может иметь своих интересов. Она есть форма репрезентации интересов общества. Форма организации публичной власти порождает формы государственного правления – различного вида монархии, типы республик и т.п.

Авторитет государства проявляется в его способности осуществлять власть на определенной территории. Осуществление власти всегда нуждается в материальных средствах, так как оно предполагает непосредственное воздействие на человека, на его тело, на его телесные практики. Поэтому государство располагает различными вооруженными отрядами (полиция, милиция, армия, народная гвардия и т.п.). Сила и авторитет государства зависит от его способности обеспечить безопасность всех граждан, находящихся на территории, на которую распространяется его суверенитет. Форма организации территориального управления порождает различные формы государственного устройства – унитарное или федеративное устройство государства.

Обратная связь государства как института с сообществом обеспечивается тем, какие права по влиянию на деятельность публичной власти предоставлены гражданам (подданным). Действительными правами и подлинным влиянием на деятельность государства обладают те социальные слои, чьи интересы находят выражение в законе, кто реально формирует содержание общественного порядка. Форма организации прав и обязанностей граждан (подданных) порождает различные типы политических режимов. Среди них различаются полярные типы – демократический и тоталитарный режимы. В первом случае государство и его деятельность находится под контролем сообщества, которое создает различные негосударственные институты (политические партии, пресса, общественные организации), способные выражать мнение общественности и оказывать общественное влияние на деятельность различных государственных структур. Во втором случае государство контролирует сообщество, лишая его возможности как-либо выражать свое мнение по поводу деятельности государства.

Историческая тенденция развития государства как института социального управления состоит в укреплении и развитии механизма его обратной связи с сообществом. Демократические формы государства, возникающие в обществах современного типа, ориентированы на создание такого правового порядка, который превращает государство в средство служения гражданам, в средство защиты их общественных и частных интересов, если они не входят в антагонизм с первыми и в средство обеспечения безопасности своих граждан. Этим целям посвящены все функции правового государства, т.е. государства, которое действует на основе законов и которое признает права граждан как основу своего существования.

§ 24.4. Политика

Доминантная роль государства в определении устройства общественного порядка превращает политику (действие власти и отношения по поводу власти) в одну из самых значимых сфер современной общественной жизни. Сфера политики включает действия политических партий, политических объединений, публичных политиков, представляющих значимые в данном сообществе идеи об организации власти, отношения власти и гражданского общества, о принципах организации социального порядка.

Благодаря политике, которая существует как область противопоставления и борьбы интересов, происходит как осознание обществом своей дифференциации, так и ее дальнейшее конституирование. Как уже было отмечено (§ 22), общественные классы и слои имеют свое бытийное основание в тех социальных позициях, которые возникают в результате различных общественных отношений (преимущественно, экономических), но становятся фактом социальной структуры тогда, когда эти позиции социально артикулируются и становятся основой идентификации индивидов. Артикуляцию социальных позиций производят идеологи, которые от имени группы выражают ее интересы в системе представлений, становящейся идеологией этой группы, а затем эта идеология в свою очередь становится основанием консолидации группы как субъекта политических действий. Тем самым политические представления постоянно воспроизводят и укрепляют социальную дифференциацию, ориентируя сообщество на выбор того или другого общественного порядка.

Постольку поскольку государство стало формой организации общественной жизни современного общества (того типа общества, которое утвердилось в Европе Нового времени), то его деятельность становится значима не только для всех сфер общественной жизни, но и для каждого отдельного индивида. А распространение идеологических представлений через средства массой информации, через пропаганду и агитацию, которую проводят различные политические партии и объединения особенно во время различных выборов, также ставит каждого человека в отношение к идеологии. Поэтому определение своей позиции в раскладе политических сил в данном сообществе становится важным моментом общественного существования человека. Это особенно значимо для современной ситуации, сложившейся в российском обществе, в котором традиции гражданского общества еще только формируется.

 

Задание:

Проанализируйте политическую структуру современного российского общества.

Определите место и роль Конституции в системе общественного управления.

Посмотрите:

Бурдье П. Социология политики. Социологос. М., 1993;

Панарин А.С. Философия политики. М., 1996;

Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. Пер. с англ., М., 1996. С. 71-130;

Московичи С. Век толп. М., 1998.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.215.110.142 (0.242 с.)