Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Временная характеристика человеческого мира

Поиск

Время, как и пространство, фундаментальное свойство любого известного нам мира. Время – одна из загадок мира. Средневековый философ Аврелий Августин справедливо заметил, что время – это одновременно самое понятное и самое неясное для человека явление. «Пока меня не спрашивают, что такое время, – говорил Августин, – я знаю, что это такое. Но как только пытаюсь объяснить, что это такое, я не могу сделать этого».

Вещный мир, мир предметов существует во времени, но время не конституирует сущность вещи. Конечно, любая вещь изменяется со временем – камень разрушается, вода испаряется или замерзает, железо ржавеет, но не этот переход в новые состояния делает камень камнем, воду водой, а железо железом, хотя, конечно, эти изменения вытекают из сущности данных вещей. Поэтому классическая наука эпохи Галилея и Ньютона рассматривала время как абсолютно независимую от вещного мира форму существования тел, а не как атрибут, свойство какой-либо субстанции. Время было лишь мерой движения. Это была величина измерения, некая абстракция длительности. И даже современная физика, которая показала, что время является неотъемлемой характеристикой движущихся систем, связано с движением, не идет дальше представления времени как показания часов. Исчезло абсолютное время, но и относительное время осталось счетом моментов, внешних по отношению к самим «вещам».

Для органического мира время перестает быть только счетом моментов длительности существования или движения, оно становится проявлением стремления организма к жизни. Всякий живой организм обладает инстинктом сохранения и продолжения жизни. Время «встроено» в организм как его способность про-длевать (длить) свое существования, когда он ищет пищу, избегает опасности, оставляет потомство. Здесь время перестает быть просто длительностью, оно оказывается определенной жизнью. А жизнь – это такая связь различных элементов, которая позволяет ей сохранять себя, постоянно восполняя теряемые элементы такими же. Обмен и связь веществ, обеспечивающие жизнь, и есть то, что дает длительность, и есть сама реальная длительность жизни, так как именно соединение и разъединение элементов конституируют последовательность состояний. Поэтому время жизни не последовательность безразличных организму моментов (секунд, часов, лет), а состояние связанности веществ, способных обновляться. Для самого организма его время жизни проявляется в прирожденных (инстинктивных) действиях – поиск пищи, избегание опасности, продление рода. Эти действия имеют начало и конец, поэтому время жизни организма проявляет себя в определенных состояниях, которые сменяют друга, образуя ритм жизни. Время организма – это связь и последовательность состояний бодрствования и сна, голода и сытости, стремления и достижения, расцвета и умирания и т.д., которые организм различает и в которых он по-разному действует.

Полностью раскрывается смысл и сущность времени в социальном мире. Время, как справедливо отметил К. Маркс, есть пространство социальной жизни. Любое социальное явление есть объявление времени, оно порождено им и оно живет им. Время конституирует саму социальность как особую реальность, реальность осмысленного действия. Смысл существует в и через отнесение (§ 6), а отнесение обязательно включает себя два момента – то, что наличествует здесь (некое А), и то, что объявляется благодаря отнесению (некое В). Этот переход от А к В (от «ткани к государству = флаг», «от линии к звуку = буква» и т.п.) есть воплощение времени, есть реализация времени, есть объявление самого времени, ибо здесь связывается воедино в настоящем («флаг», «буква») то, что было («ткань», «линии», которые перестали быть тканью или линиями), и то, что должно быть («государство», «звук», которые будут явлены вместо ткани и линий). Поэтому социальный феномен – это феномен времени, явление временящееся и явление времени, это всегда событие.

§ 9.1. Время и событие.

Событие – клеточка социальной жизни и истории, ибо любой фрагмент социальной или культурное действительности может быть представлен как событие или как связь событий. Война есть событие в жизни государства, сражение есть событие войны, атака есть событие сражения, а смерть или ранение бойца – событие в жизни его и его окружения и т.д. В конце концов, любая деятельность человека представляет собой событие, входящее в мир со своим содержанием и своим смыслом. Событие как феномен социального времени включает в себя два взаимосвязанных начала. Во-первых, событие всегда есть свершение, нечто единое и цельное, завершенное в себе образование. Во-вторых, событие есть сó- бытие различных элементов, связь и одновременное наличие которых и конституирует данное свершение. Событие есть множественность, данная как единство, целостность. Это и делает его феноменом времени: множество различного может быть единством только тогда, когда все его элементы даны сразу, в одном, когда они предполагают друг друга, увязаны друг с другом, когда они одновременны.

Событие не длится, это состояние, стояние в определенности, сохранение определенного смысла, который и существует в связях, отнесениях, возникающих между элементами события. Конечно, кажется странно, что «событие не длится». Разве мы не знаем начало и конец какой-нибудь войны и какого-нибудь сражения? Какого-нибудь происшествия? Знаем. Но событие превращается в процесс, имеющий начало и конец, событие становится длительностью, когда оно разлагается на свои элементы, когда оно предстает как явление или совокупность явлений. Здесь мы встречаемся с реальным основанием кантовского различения вещи-в-себе и явления. Событие, которое мы переживаем, и есть вещь-в-себе, мы участвуем в нем, оно есть для нас, мы переживаем его реальность, его смысл, его влияние на жизнь, на другие события, и для нас не важно, сколько и как оно длится. А знание о событии превращает его в явления нашей жизни. И это знание не раскроет всего смысла события. Например, случилась какая-то беда в семье (болезнь кого-то, пожар, смерть и т.п.). Это событие для семьи и каждого ее члена значимо само по себе как нечто цельное и нерасчлененное. Оно обрушивается сразу и целиком. И только потом, когда мы начинаем осмыслять это событие, мы обнаруживаем его проявления, его начало, протекание, следствия и т.п. Здесь выстраивается последовательность, здесь становится время как длительность, и вместо события появляется процесс. Реальная же жизнь человека и общества складывается именно из значимых и цельных событий. Поэтому римский писатель Плиний Старший (23 – 79 гг.) писал: «Не считать надо дни, а взвешивать».

§ 9.2. Ипостаси времени.

Время обнаруживает себя в человеческом мире как события. Событие свершается благодаря деятельности людей, которые своими действиями организуют те взаимосвязи и взаимоотношения элементов, эффектом которых и становится событие. Порождая событие, деятельность человека придает определенность времени и выделяет его ипостаси. Бытие свершаемого события открывает время как настоящее время. Настоящее не есть мгновение, постоянно возникающее и тут же исчезающее в прошлом, точка, бегущая по стреле времени, как нередко представляют настоящее. Настоящее есть то время, которое подлинно есть. Это время неразрывно связанное с бытием, которое есть и есть всегда в настоящем. Настоящее длится, пока бытие сохраняет свою определенность. Для социальной действительности настоящее время – это время совершения деятельности, время движения деятельности человека от цели к результату. Пока не достигнута цель, не получен результат, длится настоящее, сохраняется актуальное (акт – действие) настоящее, стоит настоящее. Поэтому человек может быть связан с разными настоящими: сейчас лекция, она длится пока не будет достигнута определенная цель, а не пока прозвенит звонок; сейчас я студент, и это длится много дольше, чем лекция, и т.д. Сейчас страна переживает определенную эпоху (эпохэ – по др.-гр., остановка, воздержание), так как решаются какие-то определенные для общества проблемы, когда они будут решены, наступит другая эпоха, другое настоящее.

Термин «настоящее время» в русском языке имеет два смысла: настоящее – означает «сейчас», «теперь», и настоящее – значит «подлинное», «действительное». Чуткость языка к социальным смыслам (а это не случайно, так как именно язык в конечном итоге и выражает смыслы, рождаемые в действиях отнесения) схватывает сущность настоящего времени, которое и является подлинным временем, так как только оно реально есть и так как только в нем, что-то действительно происходит. Настоящее есть, а прошлого и будущего нет. Одного уже нет, а другого еще нет. Но «нет» того и другого все-таки существует как ипостаси времени? Прошлое и будущее существуют только благодаря настоящему и в связи с настоящим. Прошлое предстает как следы прошедшего бытия в настоящем, а будущее – как цели, желания, устремления, как эхо настоящего. Эта связь прошедшего и будущего бытия, которая организуется деятельностью, и есть связь времени, есть то, что оказывается настоящим временем в том и в другом смысле этого термина.

§ 9.3. Время и ценность.

Выделение в ходе деятельности разных состояний времени (актуального, прошлого и будущего) становится основанием оценки смыслов, наличествующих в социальной реальности. Если смысл, как мы говорили, порождается отнесением, то ценностная значимость смысла порождается состоянием времени, она оказывается объективацией времени. В простейшем случае это видно на примере такой ценности как стоимость товара, которая выражается в его цене. Как показала классическая политэкономия, стоимость товара производна от количества общественно необходимого труда, затраченного на его производство.

Всякая деятельность обращается к трем типам ресурсов – к ресурсам, хранящимся в мемориалах, к ресурсам, представленным в идеалах, и к ресурсам, данным в капиталах. Мемориал открывает для деятельности прошлое – традиции, образцы, сложившиеся формы организации и т.д. Ценность, используемых ресурсов мемориала, определяется вложенным в них опытом прошлых поколений и успешностью прошлых действий. Есть общества, для которых именно сфера мемориала становится главным основанием деятельности, например, древние общества, получившие название традиционных обществ, или некоторые восточные общества. Идеал открывает для деятельности будущее – это проекты общественных преобразований, различные утопии и т.д. Ценность идеалов определяется открывающейся перспективой будущего, которое сменяет настоящее, но само должно остаться несменяемым. Общества, ориентирующиеся на идеалы, это общества революционного типа, для которых настоящее только трамплин к будущему. В такого типа обществах настоящее всегда не устроено, и все помыслы его членов устремлены к будущему. Капитал открывает для деятельности настоящее – это материальные, духовные и человеческие ресурсы, которые находятся в распоряжении субъекта деятельности. Здесь термин капитал употребляется не в политэкономическом смысле, а для обозначения всех тех оснований деятельности, которыми деятель может самостоятельно распоряжаться, интерпретируя и применяя их по своему усмотрению. Ресурсы мемориала или идеалы могут становиться капиталом, когда она переходят в полное пользование деятеля, подчиняясь его устремлениям и интересам. Общества, основывающие свою деятельность на «капиталах», ориентированы на настоящее и на прагматические цели. Такие общества успешно развиваются, если настоящее рассматривается как время решения возникающих проблем жизни (типичным обществом подобного типа было общество на ранних стадиях развития США), но такие общества могут оказаться и обществом упадка и загнивания, если день текущий превращается в «пир во время чумы», а не в решение стоящих проблем (таким, например, оказалось общество поздней Римской империи). Конечно, представленное различение видов деятельности по их ресурсам является теоретической моделью, так как в реальной действительности человек всегда в своей деятельности пользуется всеми видами средств, что и делает реальную деятельность человека носителем времени, местом связывания времен, где настоящее реально взаимодействует с прошедшим и будущим.

Именно эта способность деятельности – порождать настоящее время как единство времён (а с этим связана цельность события) становится основанием открытия еще одной ипостаси времени – вечности. Обычно вечность противопоставляется времени либо на том основании, что она несоизмерима со временем своей бесконечной длительностью, либо на потому, что в ней ничего не происходит или всё уже произошло. В первом случае вечность определяется количественно. Весьма показательна в этом плане одна из восточных притч, определяющих вечность. Мудрец говорит: «Представьте себе железную гору, на которую раз в сто лет садится маленькая птичка и чиркает своим носиком по верхушке горы. И вот тогда, когда птичка сточит всю гору до основания, пройдет одно мгновение вечности!» Такое представление о вечности есть абстракция самой идеи времени как длительности, есть доведение идеи дления до ее предела. Во втором случае вечность определяется качественно, здесь важно сущностное отличие вечности от времени, которое указывает на ее главную особенность – вечность не различает, а время различает, для вечности все безразлично или, наоборот, одинаково значимо, а для времени есть отличие состояний. Образ вечности формируется в мифологической картине мира, затем получает развитие в религии, для которой вечность есть достояние высшего мира и обладает для человека абсолютной ценностью, ибо дает ему бессмертие (см. § 35).

В ценности вечности отразилось понимание огромной значимости времени для человека и его жизни. Вечность оказывается мерой значимости времени, его ценностной шкалой. «Nihil pretiosus tempore» («Нет ничего более ценного, чем время»), - так выразил эту мысль средневековый монах св. Бернард (XI в.). Время – ценность. Но какое время? То, которое дает человеку возможность достичь его целей, то, которое дает человеку возможность полной реализации его бытия. Это пора достижений, расцвета, удач, побед. Такое время обладает достоинством стояния, пребывания. Такое время и становится прообразом вечности – в нем дано человеку все в этом одном состоянии «теперь», в нем раскрывается для него смысл и ценность его жизни, смыл и ценность всего бытия. Греки называли это время кайрос – момент, когда человек точно попал в самую суть ситуации, в самую суть дела, когда он смог реализовать все свои способности и желания. Кайрос – это такое состояние, от которого, как говорят, «не убавить, не прибавить», это пора полноты деяния.Гетевский Фауст жаждал мгновения, которому он мог бы сказать: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!». На этом основании он заключил сделку с Мефистофелем, который должен был найти ему такой момент наслаждения. Но, как известно, только тогда, когда Фауст сам стал трудиться, когда он сам стал создавать ситуации своей жизни, он понял, в чем суть прекрасного мгновения:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

Но тогда нет смысла говорить какому-то особому мгновению «Остановись! Повремени!», так как эти ситуации счастья стали теперь его достижениями. Обратим внимание на саму заключительную часть предшествующей фразы: «Эти ситуации стали теперь его достижениями». «Ситуации стали достижениями» – они появились, их не было, они порождены действиями, мы видим здесь движение времени. «Стали теперь» – здесь «теперь» говорит о настоящем, таком настоящем времени, которое постоянно сохраняется как возможность возобновления. Вот она остановка мгновения: «Теперь это будет всегда!». Язык, как всегда, решает загадки бытия: настоящее будет всегда. Вечность есть способность человека постоянно открывать, создавать, держать настоящее. Он ее хозяин и распорядитель, так как хозяин и распорядитель настоящего.

Таким образом, время в человеческой действительности выступает прежде всего как состояние деятельности, как период сохранения данного состояния. Поэтому социальное время всегда интервал, отрезок, период, это – периоды социальной жизни (ступень развития, стадия, эпоха), отрезки индивидуальной жизни (детство, отрочество, юность, зрелость, старость), состояния культурной жизни (эпоха классицизма, романтизма, модерна и т.п.). Всякое состояние имеет свои границы, поэтому социальное время не поток, не абстрактная длительность, а время начала и конца, рождения и смерти, посева и жатвы, праздников и будней, постановки цели и получения результата. Ритм, организуемый сменой состояний, началами и окончаниями, становится мерой социального времени, вырастает в календарь.

Первые календари, возникающие в истории, отражали последовательность аграрной деятельности человека. Постепенно за основу измерения времени стали брать чередование небесных явлений. Поскольку небо было местом сакрального мира, оно же становится и местом времени, местом, определения начала и окончания действий человека. Так еще раз для человека подтверждался ценностный характер времени. Для возникших солнечных и лунных календарей восход и движение солнца, луны, планет не были простыми метками отрезков времени, они говорили о благоприятных или неблагоприятных периодах в жизни человека, о содержании и правилах организации этой жизни. Человек индустриального и постиндустриального общества, считающий время с помощью механических или электронных часов, потерял представление о времени как о содержательном времени, как о времени того или иного состояния дела, тела и души. Оно стало для него движением стрелок или мельканием электронной точки, оно постоянно утекает, его катастрофически не хватает, за ним невозможно угнаться. Время жизни человека уподобилось куску шагреневой кожи, которая, как у героя Бальзаковского романа, может только убывать, сокращаться с каждым человеческим желанием. Жизнь ad libitum (лат. – по желанию), по типу Фауста первой части поэмы Гете или по типу героя Бальзака, не дает возможность «войти» во время, овладеть им. Чтобы подчинить себе время, а не подчинятся ему, нужно вновь, как древний человек, но с учетом всех достижений цивилизации, научиться ценить настоящее. А это, как уже отмечалось, означает умение полностью отдаться тому делу, которое здесь и сейчас ты сам совершаешь. Конечно, не безразлично содержание этого дела и его значение для человека и сообщества, но в любом случае осмысление своего дела в его отношениях со всем открывает человеку время состояние, как пору жизни.

 

Время есть способ соединения различного в единое при сохранении различия, это есть единство различного и единство в различии. В жизни человека достигается это его продуктивной деятельностью, с наибольшим эффектом – в творческой деятельности. Вот почему мы знаем время Платона и Декарта, время Пушкина и Достоевского, время Ньютона и Эйнштейна.

 

Задание:

Проанализируйте мифы о времени различных народов.

Выберете в словарях русского языка слова, обозначающие различные временные аспекты, и проанализируйте их значения, дайте классификацию.

Посмотрите, как проявляет себя время в искусстве (художественное время и способы его конструирования), в морали, в религиозной жизни, в политике, в правовых отношениях и др. сферах общественной жизни.

Рассмотрите праздник и будни как формы проявления социального времени.

Постарайтесь на примере собственного опыта проанализировать характеристики личного времени и способы его организации и проявления.

Ознакомьтесь с книгами Трубникова Н.Н. Время человеческого бытия. М.: «Наука», 1987.; Муравьев В.Н. Овладение временем. М.: «РОССПЭН», 1998.

§ 10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.012 с.)