Правоприменительные акты (понятие и виды). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоприменительные акты (понятие и виды).



Правоприменительный акт - один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: - на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);

- акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера);

По субъектам, применяющим нормы права, различают:

- акты представительных органов;

- акты исполнительных органов;

- акты правоохранительных органов;

- акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);

- акты органов местного самоуправления;

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают:

акты конституционно-правовые;

акты административно-правовые;

акты уголовно-правовые;

акты применения материального и процессуального права;

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются:

на регулятивные;

охранительные,

устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда);

 

По способу принятия акты применения права систематизируют: на принятые коллегиально; принятые единолично;

По характеру решения правоприменительные акты бывают: - запрещающие; - обязывающие; - управомочивающие;

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются:

на основные и вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов;

В зависимости от действия во времени различают: акты однократного действия (наложение штрафа); длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.);

 

Субъекты и основные стадии применения норм права.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.

Субъекты:

государственные органы и общественные организации

глава государства — Президента РФ;

федеральные органов власти и управления;

органов власти и управления субъектов Российской Федерации;

органы правосудия; органы прокуратуры; органы надзора и контроля; коллегиальные и единоличные

Основные стадии процесса применения норм права

1. установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2. выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;

3. проверка юридической силы и толкование выбранной нормы;

4. вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. контрольно-исполнительная стадия (реальное испол-е приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

 

Публичное и частное право.

Суть разделения права на частное и публичное состоит в разделении правовых норм на:

1. нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное), и

2. нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство.

Частное право "обслуживает" в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.

В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами -предметы правового регулирования. Публичное право - это область государственных дел, а частное право - область частных дел.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Частная собственность, экономическая свобода, предпринимательство, равноправие и юридическая защищенность субъектов рыночной системы - неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.

Частное право - это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

В ГК РФ получило окончательное признание и законодательное закрепление частное право, без которого невозможны ни стабильный развитой рынок, ни подлинный институт собственности, ни реализация естественных прав и свобод человека.

Официальное толкование правовых норм.

Официальное толкование - это такое толкование, которое является обязательным для тех лиц, к которым оно обращено. Официальным толкованием может заниматься только определенный законодательством круг органов государства (например, Конституционный суд, Верховный суд).

Официальная, порождающая юридические последствия деятельность по разъяснению нормативных актов может классифицироваться по разным основаниям.

С точки зрения того, к кому обращено это толкование, оно делится на нормативное и казуальное. Нормативное - обращено к персонально неопределенному кругу лиц, и поводом к такому толкованию служит необходимость единообразного понимания смысла конкретной нормы права. Казуальное толкование обращено к конкретному органу государства в связи с применением им правовой нормы в конкретном деле. Такое толкование обязательно только для этого органа, и не для кого больше. Для других лиц и органов результаты такого толкования могут послужить только в качестве модели, как необязательный образец для подражания.

Другим основанием классификации является отношение органа государства, толкующего норму, к источнику ее создания. Если орган государства дает официальное толкование нормативного акта, принятого другим органом государства, то такое толкование называется легальным. Если орган государства, в силу предоставленного ему права, толкует свой собственный нормативный акт, то такое толкование называется аутентическим.

Результаты официального толкование излагаются в особом виде юридического акта (документа), который принято называть интепретационным актом. Он может быть обращен к конкретному лицу или органу, либо к индивидуально- неопределенному кругу лиц.

Официальное толкование может быть также включено в тексты законов тем органом, который принял данный закон. Например, в некоторых законах специальный раздел посвящен разъяснению смыслу понятий, терминов, которые используются в его текстах. Наряду с этим, в самом тексте используются нормы - определения, которые также раскрывают смысл некоторых понятий.

То есть результаты официального толкования могут быть изложены как в специальном интерпретационном акте, либо в самом тексте закона.

На результаты официального толкования можно и нужно ссылаться органам, и лицам, применяющим правовую норму.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.006 с.)