Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Миниатюры, рассуждения, мысли и афоризмы из «весеннего сада» и других произведенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
* * * Старейшина нашего рода Джунайд — да будет свята его тайна — говорил: — Рассказы шейхов о войске Всевышнего, то есть речи шейхов о науке и познании, — это самое прочное войско из всех войск Всевышнего в обители каждого сердца. Когда в стране души коня ты повернешь Всевышний обратился к своему посланнику со словами: — Я хочу тебе поведать о пророках, чтобы сердце твое стало твердым в том, что есть в тебе. Коль в сердце образ создаешь любви Гератский старец Абдаллах Ансари завещал своим последователям: — Запомните хоть по одному изречению из проповедей святых отцов, и если же вы не сможете это, то хоть не забывайте их имен — от этого также для вас будет польза. От имени ведь самого твоего истекает любовь! Известно, что Всевышний после Судного дня на следующий спросит у одного из рабов своих, верного, но униженного нищетой: — Был ли ты знаком с тем-то ученым, жившим в таком-то квартале? Тот ответит: — Да, был знаком. Тогда Всевышний повелит: — Да будет тебе милость во имя Него. В ряду средь любящих Тебя я ниже Сари Сакати — да будет святой тайна его — поручил однажды Джунайду какое-то дело. И когда тот, согласно желанию его, выполнил порученное дело, то Сари бросил ему клочок бумаги, на котором было написано: Я слышал, как некий погонщик верблюдов И также Джунайд — да будет святой тайна его — говаривал: — Однажды зашел я в дом к Сари, он пел это двустишие и плакал: Все стенаю дни и ночи, как привычно... У Халладжа — да будет святость над ним — спросили: — Кто есть мюрид? Он ответил: — Мюрид тот, кто с самого начала избирает целью своей достижение храма Божественной Истины и до достижения ее ни на чем не успокаивается и не отвлекается. К тебе, спеша издалека, я море переплыл, Абу Хашим Суфи — да будет святой тайна его — сказал: — Легче гору сдвинуть с места кончиком иглы, чем выкинуть из сердца ржавчину гордыни. Что скромен, не хвались: Зуннун — да будет святой тайна его — как-то пришел к одному из шейхов Магриба. — Зачем ты пришел?— спросил тот.— Если ты пришел познать науку о начале и конце мира, то она непознаваема и знает ее только Создатель. А если ты пришел найти Его, то там, где ты сделал свой первый шаг, там уже был Он. Я полагал, Ты вне меня, Живущий в небесах, Гератский старец говорит: — Божественная Истина всегда сопутствует ищущему ее. Взяв ищущего за руку, она ведет его в поисках самой себя. Он Тот, кого не знаю я, невидимый для глаз. Фузайл Аяз — да будет свята тайна его — говорил: — Я боготворю Божественную Истину, потому что она превыше всего и потому я не любить и не поклоняться ей не могу. Одного из этого племени спросили: — Подлый человек — это кто? Ответил: — Тот, кто поклоняется Божественной Истине из-за страха перед ней и надежды. Затем спросили: — А как ты сам поклоняешься? Ответил: — Из-за любви и дружбы, ибо любовь и дружба ее зовут меня на служение и терпение. От дверей Твоих вдали не могу я быть, * * * Мааруф Кархи — да будет святой тайна его — сказал: — Суфий здесь, в этом мире — гость. Требовательный гость для хозяина — мука. Гость же благовоспитанный бывает терпеливым, а не требовательным. Средь ожидающих Тебя я только скромный гость. У Баязида — да святится тайна его — спросили: — Что есть Божественный закон и что есть — обязательное предписание? И ответил он: — Божественный закон — это отречение от бренного мира, а обязательное предписание — это дружба с Господом. Предписанье каково вдохновенным? На Шибли — да святится тайна его — нашло безумие, и его увезли в больницу. Несколько человек пошли проведать его. Он спросил их: — Кто вы такие? Те ответили: — Твои друзья. Тогда он поднял камень и бросил в них. Пришедшие проведать убежали. Шибли засмеялся и сказал: — Вернитесь, о добивающиеся дружбы: друзья не бегут от друзей и не уклоняются от их камней. Враждебность друга видит друг, * * * И также рассказывают о нем, что, когда он заболел, халиф послал к нему лекаря-христианина. Лекарь спросил у него: — Чего желает твое сердце? И ответил больной: — Того, чтобы ты стал мусульманином. Лекарь сказал: — Если я стану мусульманином, выздоровеешь ли ты и встанешь ли с ложа недуга своего? Ответил Шибли: — Да. Тогда лекарь произнес перед ним слова веры и признал себя мусульманином. Как только тот произнес слова веры, Шибли тут же встал с ложа, в нем и следа от болезни не осталось. Затем оба вместе отправились к халифу и поведали ему о том, что случилось. Халиф сказал: — Я думал, что послал лекаря к больному, оказывается, я послал больного к лекарю. Любой, кто болен от любви и в немощи поник, Сахлъ Абдаллах Тустари — да святится тайна его — говорил: — Отрекись от того, кто читает утреннюю молитву и в то же время думает лишь о том, что он будет есть. Кто утром мыслью пробужден лишь об одном — Абу Саид Харраз — да святится тайна его — говорил: — В начале своего жизненного пути я старался беречь свое время. Однажды я шел по степи, вдруг за моей спиной послышался какой-то звук. На всякий случай я поберег свое сердце и глаза свои от созерцания того неведомого. Оно подходило ко мне, вот уже приблизилось вплотную. И я почувствовал, как два огромных существа вспрыгнули на мои плечи, и тут я не взглянул на них — ни тогда, когда они вспрыгнули на меня, ни когда они спрыгнули.
Кто суфий истинный, * * * Также он говаривал — да святится тайна его: — Всякий, кто думает, что старанием может достичь желаемого, мучается напрасно, и также каждый, кто решает без старания достичь желаемого, кроме мечты, ничего не достигнет. Никто сокровища любви усердьем не достал, Абу-л-Хасан Нури — да будет святой тайна его — говорил: — От того Всевышний себя укрывает, кто никогда Ему не подает о себе вести и доказательств о своем существовании. Завеса тайны скрыть смогла возлюбленной черты. Абу Бакр Васити — да святится тайна его — изрек: — Тот, кто говорит мне прямо в глаза, что близок к Истине, тот далек от нее; тот же, кто говорит, что далек от Истины, несет ее в себе, не зная об этом. Кто заявляет, — я, мол, Абу-л-Хасан Кушанджи — да святится тайна его — сказал: — Нет в мире ничего печальнее друга, дружба которого основана на корысти. Тот «любящий», который найти управу хочет Об Абу Али Даккаке — свята тайна его — говорят: «В конце жизни его одолевала такая боль, что каждый день он поднимался на крышу, поворачивался лицом к солнцу и говорил: — О странствующее по Вселенной! Как ты себя сегодня чувствовало и как провело ты сегодняшний день? Встречало ли ты места более скорбные, чем эти? Осведомлено ли ты хоть сколь-нибудь о состоянии несчастных, живущих здесь? Подобные этим речи он вел, пока не заходило солнце». Ты, солнце, — странник над земной юдолью, Однажды шейх Абулхасан Харакани его — спросил у своих сподвижников: — Что самое лучшее в этом мире? — О шейх, скажите сами! — попросили они. — Сердце, в котором живет память обо всех, — ответил он. Что за сердце у меня? Весь состав его — У шейха Абу Саида Абул Хайра — да свята тайна его — спросили: — Что такое суфийство? — То, что у тебя на уме, выкинь, то, что имеешь в руке, отдай и не уклоняйся от того, что бы ни случилось в жизни. Суфийством ежели ты хочешь от самого себя Руайм — да святится тайна его — говорил: — Благородство состоит в том, чтобы прощать своих братьев за ошибку и проступок, а с ними обращаться так, чтобы у них самому не пришлось просить прощения. Благородство из двух состоит, благородный, Один из мюридов Бишра Хафи — да помилует его Бог — сказал ему: — Когда я беру в руки хлеб, я не знаю, с какой приправой его есть. Ответил Бишр: — Вспомни немедленно о своем добром здравии и сделай его приправой к своему хлебу. Ломать лепешку бедняку не внове, Шакик Балхи — да святится тайна его — говорил: — Остерегайся от бесед с богачом, так как сердце твое может привязаться к нему и будет радоваться его подношениям. Значит, ты уже выбрал себе другого бога вместо истинного. Когда мошна торит к тебе дорогу, Юсуф ибн Хусайн — да святится тайна его — сказал: — Все блага находятся в доме, и ключ к ним — это скромность и послушание; и все зло также заперто дома, и ключом к нему является богатство и тщеславие. Благие собраны дела в одном дому, — и ключ * * * Самнун ал-Мухибб — свята тайна его — изрек: — Моя любовь к Богу не будет чистой, пока зло не охватит весь мир. Когда положишься душой на красоту бессмертия, Абу Бакр Варрак — да будет святой тайна его — изрек: — Если спросят у жадности: «Кто твой отец?» — ответит: «Сомнение в могуществе Всевышнего». И если спросят ее: «Каково твое ремесло?» — ответит: «Приобретение пре-зренности и униженности». Если спросят: «Каков твой конец?» — ответит: «Мука лишения нажитого». Ты спросишь у алчности: «Кто твой отец?» — * * * Ибрахим Хаввас — да святится тайна его — сказал: — Не мучайся, требуя сверх того, что нашли достаточным для тебя при предвечном определении жизненной доли, — это твой удел. И не отклоняйся от того, исполнение чего от тебя требуется: повиновение велениям Господним, Его дозволениям и запретам. От века отмерян твой хлеб для тебя...
Лишь в рабстве у Господа польза тебе, Абуали Рудбари — да свята тайна его — сказал: — Самая худшая из темниц — это общество врагов. Жизнь любящих подобна темнице, — Шейх Абу Аббас Кассаб — свята тайна его — увидел дервиша, латавшего свою одежду. Тот каждый кривой шов распарывал и начинал шить сначала. И шейх изрек: — Это и есть твой кумир. Пришьет ли суфий, коль пришла нужда, Хасри — да святится тайна его — говорил: — Суфий тот, кто из естественного бытия переходит в небытие и не существует и не переходит в небытие после существования. Это значит, что суфий после своего естественного существования становится вечным и больше не возвратится к бывшей субстанции, ибо смертный не возвращается, в то же время он возвращается в бытие, признанный вечным после смерти, и больше не умирает. Счастливец тот, кто жизни кончил путь, Когда Ходжа Юсуф Хамадани — да святится тайна его — читал проповедь в медресе Низамийе в Багдаде, поднялся факих, известный под именем Ибн-ас-Сакка, и задал вопрос. — Сядь, — сказал Ходжа, — в твоих словах я чувствую запах кощунства, и, должно быть, ты умрешь не в вере ислама. После этого, через некоторое время, тот факих стал христианином и умер в христианстве. Когда ты видишь, — Однажды какой-то дервиш в присутствии Ходжа Абдул-халика Гиждувани — да святится тайна его — сказал: — Если Господь великий даст мне возможность выбора между раем и адом, я выберу ад. Ибо рай есть желание собственной корысти, а ад — желание Бога. Ходжа, опровергая его, сказал: — Что за необходимость предоставлять рабу выбор; куда скажет Всевышний идти — иду; скажет, будь там — буду. Господь распоряжается тобой, — У Ходжа Али Рамитани — да святится тайна его — спросили: — Что такое вера? — Оторвать и привязать, — ответил он. Что «оторвать и привязать» — У Ходжа Баха ад-дина Накшбанда — да святится тайна его — спросили: — Ваше братство куда простирается? — Никто из братства никуда не уходил, — изрек он, — чтобы братство простиралось куда-то. От рубища и посоха как искренность родится? Мудрецом называют того, кто постигает сущность вещей настолько, насколько может, и применяет свои знания соответственно необходимости. Дела ради отказа от бренных дел ты делай, Афридун, посеявший в почву милосердия только семена советов и наставлений, оставил своим чадам такое повеление: «Страницы жизни есть страницы дел. В них запишите лишь лучшие дела и благие свершения». — Страницы бытия — жизнь всех народов света, — У некоего мудреца спросили: — Когда человек спешит есть? — Богач всегда, когда голоден, а дервиш когда находит что-либо, — ответил он. Ни от убожества, ни от излишества Три качества не приличны трем людям: злоба — падишаху, алчность — умному и скупость — богачу. Три этих страсти перо осуждает: Мудрецы сказали, что мир благоустроен будет только справедливостью, гнет — разрушает его. Справедливость разливает свет на тысячу фарсангов вокруг себя, а гнет погружает в темноту все на тысячу фарсангов от себя. Ты справедливость возлюби! Заря ее займется — Мудрость монархов проявляется в правосудии и справедливости, а не в величии и блеске. Хотя Нуширван был далек от истинной веры, в справедливости и правдивости он был единственным. Недаром Глава Вселенной — да будут над ним лучшие из благословений — гордясь, говорил: «Я родился в правление справедливого султана». Пророк, что стал в Нушинравана годы В истории записано так: «Пять тысяч лет правили миром гербы и маги. И власть была в руках этого дома, потому что они придерживались справедливости и не допускали насилия». Есть сведения, что Всевышний ниспослал такое откровение Давуду, да пребудет он в мире: «Скажи своему племени, чтобы не говорили дурного и не хулили царей Аджама, ибо они благоустроили мир своей справедливостью, чтобы жили в нем мои рабы». Присмотрись получше к разным странам: Приближенным падишаха должен быть здравомыслящий мудрец, а не остроумный слуга; ибо благодаря первому он достигнет высоких ступеней совершенства, из-за второго низвергнется в пучину ошибок. Я с перлами сравню мудрейших слово, Приближенные султанов подобны людям, взобравшимся на высокую гору, но в конце концов, в результате приступов гнева монарха и превратностей судьбы, падающих с той высокой горы. Несомненно, забравшиеся выше — падают сильнее, спуск находящихся ниже — легче. О величествен айван шахской дружбы! Приближенными падишаха должны быть люди честные и правдивые в делах, чтобы доносить ему о положении подданных и о тех, кто поставлен над ними. Говорят, Ардашер был всеведущим падишахом. Когда утром приходили к нему приближенные, он говорил одному, что тот ел, другому — о чем беседовал с женой или наложницей. В общем, говорил обо всем, что было сделано. И люди думали, что, возможно, к нему спускается ангел с небес и осведомляет его обо всем. И Махмуд Сабуктегин был таков. Если данных нет у шаха о порядке в войске, — Аристотель сказал: — Лучшие падишахи те, кто подобен ястребу, вокруг которого валяются трупы, а не трупу, к которому слетаются ястребы. Это означает, что он должен знать все о своих окружающих, а они о нем — ничего. Не должно быть так, чтобы он ничего не знал о своих окружающих, а они о нем — все. Падишах, как ястреб черный, Щедрость — это одаривание без корысти и требования отдачи, даже если эта отдача или возмещение явились бы искренним восхвалением или великой благодарностью за благодеяние. Кто жаждет воздаянья, тот не щедр, — Светоч пророчества высказывался так: — Каждый, кто познал прелести и нежность любви и остался в ней невинным и скромным, умрет безгрешным. Условие безгрешности и скромности для того приводится, что вожделения естества и страсть натуры, их проявления и способы осуществления этих желаний — все это есть натура животная, а не благородство человеческого духа. Та любовь, что человеку свойственна, — Говорят, что святой Пророк — да благословит и помилует его Господь — молвил: — Правоверный должен быть остроумным и веселым, а неверному суждено быть мрачным и хмурым. И повелитель правоверных Али — да снизойдет на лик его благодать Господа — тоже сказал: — Нет ничего страшного в том, что человек много шутит: мусульманин этим отстраняет от себя злость и угрюмость. Однажды Посланник Божий — да будет над ним благословение Господа — сказал некоей старухе: — Старухи не будут допущены в рай. Старуха начала плакать. Тогда Пророк промолвил: — Всевышний сначала превратит их в молодых девушек, более прекрасных, чем они были при жизни, и после примет в рай. Однажды жене одного из своих приближенных он сказал. — Спроси у своего мужа, есть ли у него в глазу что-либо белое. Та женщина тотчас же, в большом волнении, побежала к своему мужу. Муж спросил у нее причину ее волнения. То, что сказал ей Пророк, она пересказала мужу — Правду изрек он, — сказал ее муж.— В каждом моем глазу есть и белое, есть и черное, но в этом нет ничего дурного. Если кто-нибудь достойный пошутил, — Навои.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.170.196 (0.011 с.) |