Коэффициент Папандреу (коэффициент проникновения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коэффициент Папандреу (коэффициент проникновения)



Коэффициент монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Однако сам показатель перекрестной эластичности остаточного спроса на продукцию фирмы не всегда может указывать на наличие монопольной власти, для преодоления этой проблемы Папандреу в 1949 году предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цен конкурентов на один процент:

 
 

где

Qdj – объем спроса на товар фирмы;

Рj – цена конкурента (конкурентов);

λj – коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванному понижением цены (0 < λj < 1):

.

Чем меньше значение коэффициента Папандреу, то есть чем ниже или перекрестная эластичность, или коэффициент ограниченности мощностей конкурентов, тем меньшей монопольной властью обладает фирма.

Коэффициент Папандреу учитывает при оценке степени монопольной власти ограниченность мощностей конкурентов. Действительно, степень взаимозаменяемости продукции на рынке может быть велика, соответственно большое значение будет иметь и показатель перекрестной эластичности, но если мощности конкурентов максимально загружены, то фирмы-конкуренты никоим образом не смогут повлиять на положение рассматриваемой фирмы.

Надо отметить, то коэффициент Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях. Вместе с тем этот показатель интересен тем, что он затрагивает два аспекта монопольной власти: наличие товаров-заменителей и ограниченность производственных мощностей конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль).

 

16. Динамика ценообразования в условиях монополии

Потери от монопольной власти можно заметить и полностью оценить только в том случае, если взять для сравнения какое-либо идеальное состояние. В традиционном и пока доминирующем направлении экономического анализа (его обычно именуют «неоклассическим») таким идеальным состоянием провозглашается совершенная конкуренция, которая обеспечивает равновесие на всех рынках и, одновременно с ним, парето-эффективность. Последняя означает, что благосостояние общества достигает максимально возможной величины. Любое же нарушение совершенной конкуренции и вытекающее из него отклонение от парето-эффективности (экономисты обычно называют это отклонение «искажением») означает некие потери общественного благосостояния по сравнению с теоретически достижимым при данных ресурсах его максимумом1.

Парето-эффективность (или, что то же самое, экономическая эффективность) имеет место только тогда, когда все фирмы выбирают такой объем выпуска, при котором цена единицы продукции равна предельным затратам (Р = МС). Ранее мы могли неоднократно убедиться в том, что наличие монопольной (рыночной) власти означает превышение ценой этих затрат. Отсюда можно сделать следующие выводы: во-первых, монопольная власть несовместима с экономической эффективностью; во-вторых, ее наличие обусловливает разрыв между существующим и потенциально достижимым уровнем благосостояния. Этот разрыв и называют потерей общества от монопольной власти. Рассмотрим из чего складывается эта потеря.

Для начала обратимся к анализу частичного равновесия (рис. 13.1). Пусть некая фирма обладает монопольной властью. В этом случае, как известно, она сталкивается с отрицательным наклоном кривой спроса на ее продукцию. С точки зрения потребителей кривая спроса (D) есть кривая предельных выгод (MBmarginal benefits). Это – предельные выгоды от потребления каждой дополнительной единицы данной продукции или, что то же самое, предельная готовность платить за нее.

При наличии совершенной ценовой дискриминации потребители каждую единицу товара оплачивают по своей предельной готовности платить. В этом случае отсутствует излишек потребителя, который и составляет некий выигрыш потребителя (прирост его благосостояния) от участия в торговле, то есть от покупки товара. Представленная на рис. 1 фирма не в состоянии проводить ценовую дискриминацию, она продает все единицы товара по одной и той же цене. Если эта цена P C, то излишек потребителя составит весь треугольник P C ZE, если же эта цена P М, то он уменьшится на площадь трапеции P C P M и составит значительно меньшую величину (будет равен площади треугольника P M ZA).

Фирма с монопольной властью осуществляет поставки в условиях возрастающих предельных затрат (МС), которые, однако, ниже цены совершенной конкуренции (P C) вплоть до точки Е и соответствующего ей выпуска Q C. Это означает, что когда преследующая цель максимизации прибыли фирма выбирает выпуск (Q М) относительно точки С, где MR = MC, то она не только выигрывает прямоугольник P C P M AF («перетаскивает» в свою прибыль эту часть излишка потребителя), но и теряет часть прибыли (излишка производителя) в виде разности между между значениями P C и МС на всем протяжении участка Q М Q C (потерянная прибыль составляет здесь площадь треугольника CFE).

Эта потеря свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов (неоптимальном их размещении). Дело в том, что ценность расширения поставок продукции на величину Q М Q C для общества выше, чем ценность какой-либо иной продукции, которая могла бы быть произведена с помощью затрачиваемых на это расширение ресурсов. Отсюда можно заключить, что рассматриваемая нами фирма задействовала недостаточно ресурсов, переброска их из других производств привела бы к повышению общественного благосостояния.

Пользующаяся монопольной властью фирма перекрывает потерю прибыли за счет того, что захватываемая ею при выпуске Q М и цене P M часть излишка потребителя (P C P M AF) количественно больше, чем утраченная прибыль. Таким образом, преследуя свою частную цель в виде максимизации прибыли, эта фирма безвозвратно лишает общество части выгоды (благосостояния) в виде неполученной положительной разности между ценностью продукции и альтернативной стоимостью ресурсов, необходимых для ее создания и доставки на рынок.

Однако этим потери общества не исчерпываются. Фирма с монопольной властью не ограничивается просто сокращением поставок продукции; она осуществляет это ради возможности увеличить совокупную прибыль за счет повышения цены с P C до P M (последняя задана равенством MR и MC, как условием максимизации прибыли). В результате здесь потери несут уже потребители. Те из них, которые были способны приобретать продукцию в количестве Q М Q C по цене P C лишаются этой возможности, когда цена возрастает до P M, а следовательно, и части излишка потребителя, равного площади треугольника FАE. Ведь на всем участке Q М Q C предельные выгоды от потребления данной продукции выше, чем затраты на ее приобретение на конкурентном рынке (P C). В отличие от фирмы, потребитель лишается этой части выгод безвозвратно (эта потеря ему никак не компенсируется).

В итоге совокупные чистые потери общества от монопольной власти составляют как потери от недоиспользования ресурсов для поставок данной продукции (треугольник CFE), так и потери от превышения фактической ценой цены совершенной конкуренции (треугольник FАE). В сумме эти треугольники, как видно из рис.1, составляют площадь треугольника САЕ. Он показывает суммарное превышение предельных выгод над предельными затратами, которое общество «не реализует». Площадь этого треугольника есть мера отклонения от экономической эффективности или потерь общественного благосостояния (чистых потерь общества).

Прямоугольник P C P M AF – не является потерей, это − неискажающий (не отклоняющий от парето-эффективности) трансферт от потребителей фирме с монопольной властью. Конечно, можно предположить, что он усиливает неравенство в обществе. Однако критерий парето-эффективности, как известно, нейтрален к распределению. Поскольку любая структура распределения доходов совместима с экономической эффективностью и никакие ее изменения не отражаются непосредственно на монопольной власти, то она не составляет предмет анализа экономики отраслевых рынков.

В заключение рассмотрения потерь от монополии в модели частичного равновесия полезно обобщить всю изложенную выше информацию в форме сравнения монопольной власти и совершенной конкуренции (см. таблицу 1).

Монопольная власть как отклонение от парето-эффективности является одним из провалов рынка. Таковые возникают всякий раз, когда рыночные равновесные цены не включают в себя чьи-либо затраты или выгоды. Как мы могли только что убедиться, вплоть до выравнивания цены с предельной выгодой потребители готовы платить за дополнительную единицу продукции больше, чем затраты на ее поставку. Однако цена Р М, которую выбирает максимизирующая прибыль фирма, не «улавливает» эти выгоды потребителей, а в результате, ориентирующийся на эту цену поставщик, не привлекает дополнительные ресурсы и не расширяет поставки сверх Q М.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.009 с.)