Классификация рыночных структур. Структура рынка и конкуренция. Факторы, определяющие структуру рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация рыночных структур. Структура рынка и конкуренция. Факторы, определяющие структуру рынка.



Понятие рынка относится к числу базовых категорий теории

отраслевых рынков. На рынке взаимодействуют продавцы и покупатели,

формируются параметры рыночного равновесия.

Определение внутренней структуры рынка требует четкого указания его границ:

-продуктовых;

-пространственных;

-временных.

Тип продукта и географический район выступают как главные измерители, главные параметры рынка. Размеры рынка определяются зоной потребительского выбора товара (рис. 1). Границы рынка могут быть определены достаточно точно как по типу продукта, так и по географическому признаку (рис. 1, а). Так, в качестве товаров могут быть выделены молочные продукты, прохладительные напитки, вино, и др. Если покупатель четко дифференцирует покупки, то у рынков имеются соответственно четкие границы; если такой дифференциации нет, то все рассмотренные рынки можно рассмотреть как единый расширенный рынок(рис. 1, б). Рынок новых автомобилей США включает частичные рынки – дорогих, по средним ценам и дешевы автомобилей, что вполне оправдано с позиций классификации этих рынков, если учитывать массовый характер дифференцированных покупок (рис. 1, в).

 

Одним из наиболее распространенных подходов к определению границ рынка

является определение перекрестной эластичности спроса, которая связывает

влияние изменения цены одного товара на объемы продаж другого товара:

Где a ─ процент изменения продаж товара 2;

в ─ процент изменения цены товара 1.

Если, например, цена на пиво выросла на 20%, а увеличение объема продаж вина

составило 30%, перекрестная эластичность составляет 1,5. Если близко заменяемые

товары имеют высокую положительную перекрестную эластичность то они, скорее

всего, принадлежат к одному рынку. Перекрестная эластичность может

использоваться и для определения географических границ рынка. Например, 1 и 2

являются идентичными (близкими) товарами; если рост цены на товар 1 в одном

географическом районе влияет на объемы продаж товара 2 в другом районе, то эти

районы, скорее всего, принадлежат к одному и тому же рынку. Однако по отношению

к другим товарам это утверждение может и не быть справедливым. На границы

рынков могут существенно влиять транспортные издержки (например, затраты на

перевозку угля, хлеба, кирпича).

Вместе с тем, перекрестные эластичности далеко не всегда приемлемы на

практике, что связано с ограниченной точностью измерений по следующим

причинам.

1). Временные периоды измерения имеют большую неопределенность,

связанную с влиянием случайных факторов, выбором границ интервалов, спецификой

отраслей, сезонным колебанием цен и изменением спроса, влиянием моды, рекламы и

т. д.

2). Градация характеристик продуктов, которая может отражать значительный

набор признаков (потребительских свойств товара). Например, это может быть

процент содержания алкоголя в пиве, сахара в прохладительных напитках, фактуры

или цветов ткани и т.д. В этом случае градаций перекрестной эластичности может

быть больше, чем индивидуальных различий товаров.

Таким образом, необходимость использования перекрестной эластичности

означает требование построения временных рядов, что уже само по себе является

достаточно сложной проблемой. Однако и при выполнении этих условий все равно

остается фундаментальная проблема: какой же уровень величины перекрестной

эластичности следует считать предельным для определения границ рынка?

Перекрестные эластичности не могут быть успешно использованы в

тестировании товаров, имеющих малую рыночную долю на высококонкурентном

рынке, поскольку обладают высокой заменяемостью. Заменяемость имеет место

только при конкурентных (обычно очень близких) ценах. Значительные различия в

ценах товаров–заменителей означают влияние монополий.

Вряд ли можно для определения границ рынка использовать понятие

взаимозаменяемости предложения.

В качестве специфических условий рынка с

позиций продукта можно назвать следующие:

-перекрестную эластичность спроса между продуктами;

-осведомленность суждений участников;

-особенности продавцов и покупателей;__

-расхождение цен на продукты и независимость движения цен.

 

С позиций географического рынка (от местного до международного):

-территория выбора покупателем продукта;

-реальные модели покупки;

-территория перевозки груза;

-соотношение издержек перевозки и производства;

-расстояние перевозки товаров;

-отношение ввезенного и вывезенного товара на данной территории.

Во взаимном обмене товаров покупателями может наблюдаться полярность:

одни товары практически невзаимообмениваемы, (икра, гамбургер), другие –

взаимообмениваемы (малые автомобили).

Близость цен характеризует возможную взаимозаменяемость и общность рынка,

различие цен на один и тот же товар-различие рынков (жилье на окраине и в

престижном районе).

Независимость цен на товар чаще всего характеризует их полную

взаимозаменяемость.

Достаточно объективную картину могут дать продавцы как участники рынка,

некоторые обычно выступают хорошими знатоками конкурирующих фирм и их

успехов на рынке.

Рассмотрим возможные определения географического размера рынка.

Один из распространенных способов – размер транспортных издержек,

сравнимых со стоимостью товаров, особенно обладающих большой массой (хлеб,

кирпич, цемент, стекло, древесина); на эти издержки влияет расстояние перевозок,

что и определяет радиус соответствующих рынков (до 150 миль за рубежом). Помимо

этого, можно использовать анализ объемов товара ввозимого и вывозимого из

данного региона. Обычно действует правило 10% - объемы ввоза и вывоза. В целом

можно отметить, что требования точности измерения границ отличаются

значительной степенью приближения и рядом условностей.

Многие отрасли промышленности имеют по нескольку рынков.

Металлургическая отрасль имеет различные виды проката, каждый из которых

практически ориентирован на определенные рынки (строительство, судостроение,

транспорт и т.д.); фармацевтическая промышленность продает лекарства,

специализированные по спектру лечебного действия (сердечные, желудочные,

невралгические); химическая промышленность обеспечивает сотни рынков

химической продукции и т.д. Многие фирмы, действуют одновременно на различных

уровнях – от местного до международного (банки, страховые компании).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.2.207 (0.013 с.)