Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовое регулирование реструктуризации

Поиск

Правовое регулирование реструктуризации предприятия осуществляется с использованием общих механизмов правового регулирования путем принятия государственными органами в рамках их компетенции и в установленном порядке системы законодательных и нормативных актов, в том числе:

-по определению правовых основ рынка и условий хозяйствования экономических субъектов (регулирование основ создания и деятельности юридических лиц, эмиссии ценных бумаг, защита прав инвесторов и иных хозяйствующих субъектов);

- по формированию и реализации политики государства в сфере экономики и государственной поддержки процессов реформирования (нормативные акты);

-по реализации государством функций кредитора;

-по реализации государством функций собственника.

Действующим законодательством предусмотрено несколько механизмов существенного изменения структуры активов хозяйствующего субъекта. При этом часть из них реализуется решениями собственников, а часть — принудительно.

Добровольная реструктуризация предусматривает два направления: реорганизация и собственно реструктуризация.

К принудительной реструктуризации относят:

• приватизацию;

• национализацию;

• реструктуризацию, предусмотренную законодательством о банкротстве. Инициатором выступают в основном кредиторы, иногда — государство

• реструктуризацию в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Субъекты реструктуризации.

Основными субъектами реструктуризации являются:

собственники (акционеры, инвесторы). Решение о реформировании принимается органами управления предприятия. Законодательство определяет границы компетенции каждого из органов. Наиболее кардинальные решения по реформированию предприятия принимаются высшим органом управления и отражают интересы собственников. Текущая работа осуществляется исполнительными органами. Однако в случае несогласия собственников с проводимым исполнительными органами реформированием они имеют возможность сменить руководство исполнительных органов. Следует иметь в виду, что состав собственников неоднороден по составу, а следовательно, и по интересам;• кредиторы предприятия. В нормативных актах, посвященных вопросам реструктуризации, подчеркивается, что «без решения проблемы задолженностей реструктуризация предприятий или отраслей невозможна, поскольку необходимо согласие кредиторов на ее проведение»;• государство, реализуя свою экономическую политику (государственная поддержка, создание более благоприятных условий активно реформирующимся предприятиям и др.), обеспечивает общий баланс целей, в том числе и решение социально значимых задач;• трудовой коллектив. Следует иметь в виду, что данная группа лиц может иметь интересы, не совпадающие с целями реструктуризации. Необходимость считаться с этими интересами обусловлена и тем, что государство признает социальную, а в ряде случаев и политическую значимость данных интересов. Это подкрепляется и путем создания специальных правовых механизмов гарантий и защиты данных интересов;• коллектив менеджеров. Положение данной группы лиц неоднозначно, оно можно меняться в зависимости от конкретных обстоятельств. В ее руках сконцентрированы полномочия по руководству текущей деятельностью, что позволяет ей в ряде случаев блокировать реструктуризацию при пассивности или разногласиях собственника. С правовой точки зрения данный негативный фактор сбалансирован возможностью собственника сменить руководство исполнительного органа.

Виды реструктуризации.

Реструктуризация может осуществляться как применительно к экономике в целом, ее отдельным отраслям, так и к отдельным экономическим объектам — компаниям и предприятиям. Влияние государства на процесс макрореструктур., через правовые условия для реформирования экономики и использование методов стимулирования, поддержки и предоставления льгот тем или иным экономическим объектам. В тех случаях, когда гос-во является собственником активов предприятия, оно может непосредственно инициировать и влиять на процесс реструктуризации. Сегодня в связи с формированием мощной прослойки негос. собственников — инвесторов роль гос-ва как собственника уменьшилась.

Проведение реструктуризации на этом уровне организации инициируется, как правило, самими предприятиями и ограничивается правовыми формами лишь в опосредованной форме (соблюдение требовании антимонопольного законодательства и т.п.). Иначе обстоит дело с таким элементом реструктуризации, как реорганизация. Формы реорганизации: слияние и присоединение, разделение и выделение, преобразование. Реорганизация может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Слияние и присоединение могут потребовать предварительного согласия с антимонопольными органами. Следует отметить, что реорганизация любого юр лица (кроме АО) требует единогласного решения всех его участников. Предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента гос регистрации вновь возникших юр лиц. Реструктуризация без признаков реорганизации может быть осуществлена юр лицом путем создания новых юр лиц (без процедуры выделения) для выполнения ими вместо себя ряда функций. Организационно-правовая форма создаваемого нового юр лица должна соответствовать целям и задачам создания и обеспечивать наиболее эффективное выполнение возложенных функций. Это может быть дочернее, зависимое либо независимое общество или товарищество, если есть рычаги управления последним помимо доли в уставном капитале. При такой реструктуризации проблемы реорганизации сводятся к минимуму.

Также реструктуризация может осуществляться путем приобретения (определяющего участия) действующего «чужого» предприятия, которое специализировано или может быть достаточно легко перепрофилировано на нужды предприятия-покупателя. При такой реструктуризации по сравнению с вышеуказанными формами реорганизации имеются свои трудности: если при создании нового юр лица велика вероятность ошибиться в прогнозе эффективности его работы (многое создается заново), то при покупке — дороговизна самой покупки, а также борьба с возможным противодействием конкурентов-покупателей.

Перечисленные положения создают правовую основу для реструктуризации, заключающейся в создании комплекса бизнес-единиц.


Начальная фаза – разработка концепции Фаза подготовки реструктуризации Фаза реализации Фаза завершения
Комплексная диагностика Разработка концепции Анализ ключевых сегментов рестр-ции Разработка программы рестр-ции Система бизнес-планов рестр-ции Организация реализации Управление проектом реализации Завершение проекта Анализ результатов рестр-ции
Ситуационная; Организационно-управленческая; Финансово-экономическая; Производственно-хозяйственная; Кадровая; Обощающая; Структура и функции; Сегментация рынка; Группировка бизнес-единиц; Концепция организации проекта Анализ рынка; Оценка сегментов; Выход из неперспективных сегментов; Поиск новых сегментов рынка   Создание системы мероприятий (технико-технологических, организационно-управленческих, финансово-экономических, социальных), распределенных во времени и бюджетированных; Планирова-ние проекта Формирование системы бизнес-планирования; Бизнес-планирование; Подготовка к реализации результатов бизнес-планирования Структуризация проекта Планирование проекта Финансирование Формирование рабочих групп Подготовка персонала Разработка мастер-плана Контроль Мониторинг проекта Управление изменениями Разрешение конфликтов Управление человеческими ресурсами Оценка качества Завершение проекта преобразований Определение фактических функционирования реструктурированных бизнес-единиц и компании в целом Демобилизация ресурсов Закрытие проекта Анализ технико-экономических результатов реализации проекта рестрции Поиск противоречий, указывающих на необходимость начала нового проекта реструктуризации


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.2 (0.007 с.)