Первичный онтогенез личности и ее бытие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первичный онтогенез личности и ее бытие

Поиск

Из книги: Мухина В. С. Проблемы генезиса личности.М., 1985. С. 57-66

Развитие личности определяется не только врожденными особенностями (если речь идет о здоровой психике) и не только социальными условиями, но и внутренней позицией — возникающим еще у малого ребенка определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе. Указанные предпосылки и условия психического развития глубинно взаимодействуют друг с другом, определяя внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окружающим людям. Но это не значит, что, сложившись на данном уровне развития, эта позиция не поддается воздействию извне на следующих этапах развития личности.

На первом этапе происходит стихийное, не направляемое самосознанием складывание личности. В этот период подготавливается рождение сознающей себя личности, когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и сопод-чиненность его действий.

Начало развития личности обусловлено следующими событиями в жизни ребенка. В первую очередь, ребенок выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошкольного возраста). В основу структуры личности ложится выделение себя как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и определенный физический облик). Психологически Я-образ формируется с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает


проявляться притязание на признание (имеющее как позитивное направление развития, так и негативное). В то же время у ребенка формируется чувство половой принадлежности, что также определяет особенности развития личности. Особо надо указать на появление ощущения себя во времени: когда для ребенка появляются прошлое, настоящее и будущее, он по-новому начинает относиться к самому себе — для него открывается пер- h спектива его собственного развития. Важнейшее значение для развития личности ребенка имеет понимание того, что человек среди людей должен иметь обязанности и права.

Таким образом, самосознание ребенка развивается внутри следующей исторически сложившейся социально обусловленной

структуры блоков, определяющих это самосознание: имя собственное + личное местоимение, за которым стоят физический облик и индивидуальная духовная сущность, самоутверждение (притязание на признание; половая идентификация; самобытие в прошлом, настоящем, будущем; долг + права). На начальном этапе развития личности идет первичная подготовка к «присвоению» ребенком социально значимых позиций и отношений к самому себе и к непосредственно окружающим его людям. Эта подготовка определяется уровнем развития научных знаний о закономерностях развития личности и характером внедрения этих знаний в систему воспитания ребенка на современном этапе развития общества и, следовательно, общественного отношения к детству.

Проанализируем содержание основных блоков структуры самосознания.

Имя собственное становится тем первым кристаллом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с «Я», которое также употребляется для обозначения человеком себя самого, для выражения сознаваемой им своей сущности, самого себя в окружающем мире.

Имя имеет психологическое значение — индивид в своем онтогенезе вживается в свое имя, оно становится для него частью его сущности.

Для сознания современного ребенка раннего возраста его имя представляется ему тождественным ему самому. Присвоив свое имя как свою сущность, ребенок отстаивает право на свое имя. Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Он очень рано (еще в младенчестве) начинает идентифицироваться со своим именем и позднее не представляет себя вне этого имени. Можно сказать, что имя ложится в основу самосознания развивающейся личности. Ребенок отстаивает свое право на имя и протестует, когда нарочито искажают его имя или называют его чужим именем. Все, что имеет отношение к имени ребенка, приобретает для него особый личностный смысл. Важность имени для начала развития самосознания ребенка невозможно переоценить. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенок начинает оценку своей персоны, осмысливает свои потребности, индивидуализирует себя. Наряду с именем собственным, овладевая местоимением «Я», ребенок получает возможность представить себя другим как исключительного индивида. Это позитивное образование самосознания. Депривация ребенка

посредством отношения к его имени (обесценивание имени, называние его по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия к взрослому.

Современный взрослый человек из цивилизованного общества так же неформально (эмоционально) относится к своему имени, хотя хорошо понимает его знаковую сущность. При надобности этот человек может сменить имя, но как редко это делают люди в обыденной жизни! Это как раз и объясняется психологической включенностью человека в имя собственное. <...>

Отношение к имени человека вообще, к различным имена-речениям человека складывается в народе веками. Оно не статично. Некоторые значения при имяупотреблении в прежнее время не известны сегодняшней молодежи — они канули в лету. Другие значения сохранились и поныне. Современный ребенок радуется, когда его зовут ласкательным именем — значит, его любят и признают его человеческую ценность. Однако он же, находясь среди сверстников, может хотеть, чтобы его называли полным именем. «Отношения» каждого ребенка, как и каждого взрослого, со своим именем в разные моменты его эмоционального бытия неоднозначны. Поэтому только тонкая идентификация с ребенком (или взрослым) других обеспечивает правильное понимание его потребности в том или ином варианте его собственного имени и дает возможность поддержать человека в его притязаниях на желаемое отношение к себе, выражаемое в желаемом употреблении имени.

Сказанное призывает нас в первое, изначальное звено структуры самосознания включить притязания индивида на признание своей первичной нерасторжимой сущности: «Я» плюс «Имя собственное» плюс физический облик, плюс индивидуальная духовная сущность. В дальнейшем этот кристалл личности мы будем представлять в сокращенном знаке описанного выше значения: «Я» плюс «Имя».

Важно отметить, что у современного взрослого человека уже нет той сущностной (языческой) привязанности к имени, которая наблюдалась у родового человека. Здесь имя выступает для других как знак, который означает отдельного человека. Однако каждый индивид сживается со своим именем, и оно значимо для человека. У современного цивилизованного взрослого, правда, к уже нет той развернутой идентификации, которая была присуща родовому человеку, но имя собственное остается кристаллом, с которого начинается развитие личности. В инфантильной форме осознание себя самого выражается в указании на себя и вербальной формулировке: «Петя—Я». «Я — Петя».


Притязание на признание. С раннего возраста ребенок открывает, что все его поступки делят на «хорошие» и «плохие». И так как все хорошее эмоционально поощряется со стороны взрослого, то у ребенка возникает непреодолимое стремление быть хорошим, начинается развитие активного стремления научиться тому, что одобряется окружающими его людьми. При этом ребенок прочно усваивает положительную самооценку: «Я хороший».

Депривация притязания на признание (неодобрение, порицание, отчужденность со стороны взрослого) приводит к эмоциональному напряжению и фрустрации. Длительная нестабильность в реализации потребности в признании может привести к развитию таких негативных образований как ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность и конформность.

Половая идентификация. К концу раннего возраста ребенок устанавливает свою половую принадлежность, а на протяжении дошкольного детства присваивает поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через подражание представителям своего пола. В то же время у ребенка развивается так называемая доброжелательная пристрастность с различным эмоциональным окрасом к детям своего и противоположного пола. Позиция ребенка как представителя определенного пола определяет специфику развития его самосознания. Осознание своей половой идентификации имеет наиважнейшее значение для развития личности: у ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола («мы — мальчики», «мы — мужчины») и стремление поддержать «престиж:» своего пола (участие в играх представителей своего пола; стремление подчеркнуть мужскую или женскую свою сущность). Половая идентификация определяет многие позитивные достижения в развитии личности ребенка: самосознание, интересы, ориентации на будущее, поведение со сверстниками и др. Половая идентификация вербализуется в формулировке: «Я — мальчик», «Я—девочка».

В процессе половой идентификации могут возникнуть и негативные образования: грубость у мальчиков, чрезмерное кокетство у девочек, нездоровое любопытство к гениталиям у представителей другого пола, склонность к онанизму и др.

Бытие во времени (в прошлом, настоящем, будущем). Самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем. Образы памяти и воображения помогают ребенку соотносить свое «Я»

во всех временных интервалах. Ребенок учится «вспоминать» с помощью взрослого период, «когда он был маленьким», начинает обращаться (опять же благодаря взрослому) к своему будущему: «Когда я вырасту большой». Притязая на признание, ребенок проектирует себя в будущем как сильную, все умеющую и все могущую личность. Способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем — важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности. Наличие осознаваемой перспективы в будущем стимулирует личность к развитию.

Бытие личности во времени вербализуется в формуле: «Я был, я есть, я буду».

Негативные образования, связанные с осознанием себя во времени, могут возникнуть через некритическое отношение к своей персоне, нежелание и невозможность к усилиям воли, а свободные фантазии могут послужить основой для возникновения прожектерства в возрастном периоде, далеко уходящем из дошкольного возраста.

Бытие в социальном пространстве (долг и право). Стремление быть признанным дает тот позитив, который определяет успешность развития личности. Позитивной стороной стремления быть признанным является нравственное чувство, или совесть, которая резюмируется в житейских отношениях между людьми в слове «должен». Чувство долга, как высшее достижение духовной культуры человечества, через притязание на признание становится достоянием развивающейся личности ребенка. Реализация потребности в признании развивает активность, навыки общения и другие социальные качества личности. Это пози-. тивное образование самосознания.

Ребенок рано узнает, что должен быть послушным, воспитанным, хорошим. Это безусловно перспективное начало развития личности. «Надо»—мотив, который превращает несмышленыша в человека: ребенок должен чувствовать и осознавать свои человеческие обязанности перед людьми, природой и самим собой. Знание норм поведения и привычки поведения формируются через прививаемое ребенку эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Ребенок долго не знает своих прав. Вернее, не осознает их великого значения для себя как человека, принадлежащего к развитой цивилизации. Для него права, предоставленные ему обществом, выступают как данность, существующая изначально. Он не может без посредника понять значения прав для собственной личности.

Права, которые реально даны ребенку в современном цивилизованном мире, предоставляют ему возможность нормально развиваться в физическом, умственном и нравственном отношениях. Они подтверждают его индивидуальное право на любовь и понимание, на игры и учение, на настоящее и будущее, на собственное достоинство, наконец, право на то, чтобы заявить миру: «Я — Петя — хороший — мальчик — был — есть — буду — должен — имею право!»

Именно осознание своего долга и своих прав делает человека личностью.


Поддъяков Н. Н. НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Из книги: Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника.М.: Педагогика, 1977. С. 147-161



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.42.247 (0.012 с.)