Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень практических занятий↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора теоретическому обучению Петрова А.В._____________________ «___»___________201_год
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА для студентов 280703 Пожарная безопасность 280707 Защита в чрезвычайных ситуациях Санкт - Петербург, 201_ г.
Методические указания по по выполнению самостоятельной работы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 280703 Пожарная безопасность;280707 Защита в чрезвычайных ситуациях
Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»
Разработчик: Рогозина Е.Г. преподаватель СПб ГБПОУ Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»
Рассмотрено и одобрено предметно-цикловой комиссией отделения ___________
Протокол № ___ от «___»______________2012год
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………………4 2. Перечень практических занятий ……………………………………………5 3. Подготовка и порядок проведения практических занятий …………….....6 4. Раздел 1.Основы проекционного черчения ………………………………..6 5. Задание 1. Титульный лист ………………………………………………...7 6. Графическая работа № 1……………………………………………………..9 Варианты заданий к графической работе………………………………….13 7. Графическая работа № 2……………………………………………………20 Варианты заданий к графической работе………………………………….25 8. Графическая работа № 3……………………………………………………27 Варианты заданий к графической работе………………………………….30 9. Раздел 2. Машиностроительное черчение…………………………………35 10. Графическая работа № 4…………………………………………………….37 Варианты заданий к графической работе………………………………….39 11. Графическая работа № 5…………………………………………………….49 12. Графическая работа № 6…………………………………………………….52 13. Графическая работа № 7…………………………………………………….55 14. Графическая работа № 8…………………………………………………….59 Варианты заданий к графической работе…………………………………..74 15. Раздел 3.Чертежи и схемы по специальности……………………………..104 16. Графическая работа № 9…………………………………………………….119 Варианты заданий к графической работе…………………………………..123 17. Графическая работа № 10……………………………………………………132 Варианты заданий к графической работе…………………………………..138 18. Графическая работа № 11……………………………………………………157 Варианты заданий к графической работе……………………………….….170 19. Критерии оценивания практической работы……………………………….200 20. Вопросы для подготовки к практическим занятиям………………………..204 21. Критерии оценок при устной проверке знаний……………………………..211 22. Перечень используемой литературы………………...………………………212
Пояснительная записка Настоящие методические указания предназначены для обучающихся по специальности СПО 280707 Защита в чрезвычайных ситуациях в качестве практического пособия при проведении практических занятий по программе которая входит в общеобразовательный цикл.
По рабочему учебному плану, на практические занятия предусмотрено 24 часа, что составляет 12 практических занятий.
Цель практических занятий научиться читать рабочие и сборочные чертежи и схемы по профилю специальности; выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов; выполнять графические изображения схем проведения аварийно-спасательных работ; оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; Общими дидактическими целями практического занятия · обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам учебного курса; · формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности; · выработка при решении поставленных задач профессионально значимых качеств: самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива. Регулятивными нормами способов достижения указанных дидактических целей являются принципы верификации, междисциплинарной интерактивности, единства и многообразия внутри предметных связей Цель обучения практического блока — формирование инструментальной компетенции использовать знания основных теорий для решения практических задач, самостоятельного приобретения знаний в области инженерной графики. Образовательными задачами практического блока являются: · глубокое изучение лекционного материала, изучение методов работы с учебной литературой, получение персональных консультаций у преподавателя; · решение спектра практических задач, в том числе профессиональных; · выполнение чертежей; · работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Рис.1 Задание 1 (титульный лист) Выполняется на листе формата А4, должно привить учащимся навыки выполнения на чертежах надписей. Целевое назначение листа: изучить построение чертежного шрифта по ГОСТ 2.304-81; приобрести навыки построения букв и цифр в соответствии со стандартом; освоить выполнение надписей. Указания по выполнению задания В задании требуется написать от руки карандашом основным шрифтом с наклоном к основанию строки под углом 75°, прописные и строчные буквы русского алфавита, а также цифры и слова, которые будут иметь вид титульного листа «Альбома чертежей» по дисциплине «Инженерная графика» (рисунок 3). Для облегчения написания букв и цифр наносится разметка сплошными тонкими линиями. Нужно помнить, что качественное выполнение разметки является фундаментом качественного выполнения надписи. Методические указания. Все надписи на чертежах и других документах всех отраслей промышленности и строительства должны выполняться чертежным шрифтом. Размер шрифта h определяет высоту (в мм) прописных букв, которая измеряется перпендикулярно основанию строки. Высота строчных букв с - определяется отношением их высоты к размеру шрифта (например, с=7/10). По отношению к высоте прописных букв определяются и все прочие параметры шрифта: g-ширина буквы, d -толщина линии шрифта, а - расстояние между буквами, б - минимальный шаг строк, е - минимальное расстояние между словами. Последовательность его выполнения: 1) Выполнить рамку. 2) Сделать разметку листа. 3) Нанести вспомогательную сетку линий. 4) Вписать в сетку буквы и цифры текста. 5) Обвести чертеж. Каждый чертеж окаймляется рамкой на расстоянии 5 мм от краев формата. С левой стороны линия рамки проводится на расстоянии 20 мм. Примерное расположение текста титульного листа дано на рис. 1. Следует помнить, что «Инженерная графика» пишется шрифтом размера 14, остальной текст – шрифтом размера 10
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пожарно-спасательный колледж» «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
Специальность 280707 Группа Студент Преподаватель Рогозина Е.Г.
Санкт - Петербург Год
Рис. 1.1 Рисунок 1.1 – Пример выполнения титульного листа(задание 2) *Выполнить титульный лист без нанесения размерных линий и указания размеров шрифта. Графическая работа № 1 Задание «Типы линий» Целью выполнения графической работы, является приобретение навыков работы с чертежными инструментами, а также закрепление линий чертежа, является приобретение навыков работы с чертежными инструментами, а также закрепление линий чертежа Выполнение линий чертежа Графическая работа № 2 Задание «Геометрические фигуры»
Цель занятия. Более глубокое изучение построения изображений простейших геометрических форм.
Исходные данные. Организация проецирования детали путём: - представления её как совокупности геометрических элементов: точек, линий, плоскостей, тел (многогранников: параллелепипедов, различных призм, пирамид; тел вращения: шариков, цилиндров, конусов); - построение проекций точек и линий, принадлежащих поверхностям и определение их видимости. - Проекции геометрических тел - Для правильного выполнения задания графической работы необходимо детально изучить раздел «Проекционное черчение»: ознакомиться с принципами проекционного черчения точек, прямых, плоских фигур и различных геометрических тел. Также необходимо освоить сущность аксонометрического проецирования. Проекционное проецирование базируется на «Начертательной геометрии», в которой изучается способы изображения форм пространственных предметов на плоскости. - Проекционное черчение – основа машиностроительного черчения, где изучаются практические приемы изображения геометрических тел и их сочетаний. - Какой бы сложной не была бы деталь ее всегда можно расчленить и представить, как совокупность простых элементов: точки, линии, поверхности геометрических тел и их частей. - В начертательной геометрии пространственные фигуры, представляющие совокупность точек, линий и поверхностей изучаются по их проекционным отображениям. Основной задачей начертательной геометрии является создание метода изображения, имеющего три измерения. - Для наглядного изображения изделий или их деталей применяются аксонометрические проекции, которые используются в качестве вспомогательных к комплексным чертежам. - На рисунке даны наименования некоторых видов аксонометрических проекций, их осей и коэффициент искажения линейных размеров по осям. При построении аксонометрических проекций необходимо учитывать то, что отрезки прямых линий фигуры, параллельные осям координат на комплексном чертеже должны быть параллельны соответствующим аксонометрическим осям. Плоские кривые и дуги окружностей больших радиусов в аксонометрической проекции строятся по координатам точек. - Таким образом, при изучении начертательной геометрии у человека развивается пространственное мышление и воображение, без которого невозможно никакое инженерное творчество. - Поэтому без знаний этих вопросов приступать к выполнению графической работы (Задание 4) невозможно, так как тут формируется понимание принципов проектирования, связь между проекциями, развивается пространственное мышление. На проекциях геометрических тел нужно четко представлять их элементы: грань, ребро, основание, высоту, вершину и. т.п.; уметь определять две проекции точки, заданной одной проекцию на поверхности тела, и определять изображение этих проекций. Р исунок 1. 7. Виды основных аксонометрических проекций Задание 3 Предусматривает построение проекций группы геометрических тел (призмы, пирамиды, конуса, цилиндра). Пример выполнения задания показан на рисунке 1.9. Задание выполняется на листе формата А3. Выполнение построения группы геометрических тел, видимые контуры необходимо изображать сплошными основными линиями, не видимые – штриховыми, в два раза тоньше от основной по ГОСТ 2.303-68 и 2.304-68 ЕСКД (руководствуясь табл.1). Важно также не забывать про оси симметрии на проекциях. Линии связи между проекциями проводить не обязательно, но проекционную связь выдерживать обязательно. При выполнении графической работы можно пользоваться тремя способами построения: проекционным способом, координатным способом или способом с использованием постоянной прямой чертежа. Строить третью проекцию (профильную) группы тел, необходимо по очереди для каждого тела отдельно. Уясните, что на профильной проекции изображается то, что будет видно, если на фронтальную проекцию или горизонтальную проекцию смотреть в горизонтальном направлении слева. Порядок выполнения работы 1. Анализ исходных данных. Следует вспомнить школьный курс стереометрии и по двум видам дать полное название каждого их четырёх представленных тел. 2. Построить третий вид каждого тела из группы геометрических тел по их характерным точкам. Проверив правильность построений, обвести видимые элементы сплошной основной линией и невидимые штриховой в соответствии с требованиями ГОСТ 2.303-68. Рис. 1.9 П остроить в трех проекциях группу геометрических тел, взаимное расположение которых представлено на фронтальной и горизонтальной проекции. По выполненному чертежу построить аксонометрическую проекцию. Размеры на чертеже не наносить. Рис.1.10
Задание “Пересечение поверхностей “
Целевое назначение 1. Закрепление теоретических знаний по теме “Построение линии пересечения поверхностей “. 2. Практическое применение полученных знаний по построению линий пере-сечения поверхностей на комплексном чертеже. Содержание задания Задание состоит из решения задачи, в которых требуется построить линию пересечения поверхностей. Решение задачи выполняется на листе ватмана формата А3. В задании необходимо: 1. Решить задачу методом секущих плоскостей или образующих линий, или решить задачу методом вспомогательных сфер. Указание по выполнению задания Перед выполнением задания необходимо ознакомиться со следующими темами: поверхности; построение линии пересечения двух поверхностей. В соответствии с примерами выполнения задания, приведенными на рис.1. 11, 1.12,1.13 и исходными данными выполнить в тонких линиях свой вариант задания. После проверки каждого чертежа преподавателем необходимо закончить чертежи, применяя стандартные типы линий. На чертежах должны быть построены и обозначены (буквами или цифрами) все опорные точки, а также несколько промежуточных точек. Вспомогательные построения должны быть оставлены на чертежах. Проекции искомых линий пересечения поверхностей на чертежах строятся по опорным и промежуточным точкам путем проведения через них плавных линий при помощи лекала. На чертежах указать видимость проекций линий пересечения поверхностей и очерков самих поверхностей. Заполнить основную надпись.
Рис.1. 14.
Рекомендации по решению графических работ по разделу 2. Выполнению графических работ должно предшествовать глубокое изучение соответствующих разделов учебно-справочной литературы. Номер варианта задания должен выбираться по списку преподавателя. Все задания необходимо выполнять на стандартных листах ватмана формата А4 или А3. Основную надпись следует выполнять по ГОСТ 2.104-68 (рис. 2). Основная надпись чертежа располагается в правом нижнем углу формата (над нижней линией рамки). На листах формата А4 основная надпись всегда располагается вдоль короткой его стороны, т.е. формат А 4 располагается таким образом, чтобы его длинные стороны были бы вертикальны.
Рис. 2.1. Основная надпись по ГОСТ 2.104-68
При этом в графах основной надписи приводятся следующие данные. 1. Обозначение чертежа (Например ЗЧС.04.ХХ.00.или ПБ.04.ХХ.00). ЗЧС или ПБ – отделение ХХ - № варианта 2. Наименование изделия (записывается в именительном падеже единственного числа, помещая на первое место имя существительное). 3. Масштаб. 4. Фамилия студента. 5. Подпись студента. 6. Дата выполнения чертежа. 7. Фамилия преподавателя. 8. Подпись преподавателя. 9. Дата проверки чертежа. 10. Обозначение материала детали (в соответствии со стандартом на этот материал). 11, 12. Заполняется, если чертеж выполняется на нескольких листах. 13. Группа № (Например Группа 537). Изображения на чертежах строятся в точном соответствии с размерами, указанными в задании, в масштабе 1:1. Необходимо изучить содержание ГОСТ 2.305-68, обратив внимание на принятые в нем условности и упрощения. Часть вида и часть разреза допускается соединять, разделяя их сплошной волнистой тонкой линией. Если при этом соединяются половина вида и половина разреза, каждый из которых является симметричной фигурой, то разделяющей линией служит ось симметрии. Если вид» разрез или сечение представляют симметричную фигуру, допускается вычерчивать половину изображения или немного более половины изображения с проведением в последнем случае линии обрыва. Руководствуясь этими правилами надо получить на чертеже изображения наружного и внутреннего устройства детали без применения штриховых линий. На вычерченные виды и разрезы нанести размеры в соответствии с ГОСТ 2. 307 - 53. Аксонометрическую проекцию детали выполняют по ГОСТ 2.317-89, который рекомендует 5 видов наглядных изображений. Вид аксонометрической проекции выбирают в зависимости от формы изображаемых предметов и желания исполнителя. В качестве начала координат может быть взята одна из характерных точек предмета. Предмет можно включить в параллелепипед и проводить построение аксонометрии, делая отсчеты от его граней по направлению соответствующих осей. В ГОСТ 2.317-69 указаны углы между аксонометрическими осями, коэффициенты искажения, а также направления осей эллипсов, являющихся проекциями окружностей, параллельных плоскостям XOY, XQZ, YOZ. Разрезы в аксонометрии выполняются двумя или несколькими секущими плоскостями. Чтобы начертить разрез предмета, вначале строят его аксонометрическое изображение, а затем намечают линии, по которым он рассекается плоскостью, Направление линии штриховки принимается параллельным диагоналям куба, которые соответственно параллельны плоскостям XOY, XOZ.YOZ. На чертеже в свободном месте изображается выбранное положение аксонометрических осей с указанием углов между ними. Аксонометрическую проекцию детали можно выполнять на отдельном формате. При заполнении основной надписи в правой нижней графе следует записать номер учебной группы. Также поступать при оформлении других чертежей.
Графическая работа № 4
Целевое назначение 1. Изучение правил выполнения разрезов и сечений в ортогональных проекциях, установленных по ГОСТ 2.305-68 (п. 3, п. 4). 2. Закрепление навыков построения сечений поверхности плоскостью. Содержание задания Задание выполняется на двух листах формата А3. 1. На первом листе выполнить сечения, предусмотренные в задании и нанести размеры, определяющие форму детали. 2. На другом листе выполнить сложные разрезы, предусмотренные заданием. При выполнении ступенчатого разреза необходимо перечертить два вида, заменив затем один из них ступенчатым разрезом. Нанести размеры. При выполнении ломаного разреза также необходимо перечертить два вида с последующей заменой одного из них ломаным разрезом и нанести размеры. Рекомендуемый масштаб построений на обоих листах 1:1. Указания по выполнению задания Перед выполнением задания необходимо ознакомиться со следующими темами курса начертательной геометрии и инженерной графики. 1. Сечение поверхности плоскостью. 2. Разрезы и сечения, ГОСТ 2.305-68 (п. 3, п. 4). 3. Правила нанесения размеров на чертежах, ГОСТ 2. 307-68. В соответствии с примерами выполнения задания, приведенными на рис.2.2, и исходными данными выполнить в тонких линиях свой вариант задания. По каждому варианту задания (с 1 по 30), номер которого указан в левом верхнем углу страницы, приведены исходные данные: для разреза ступенчатого, для разреза ломаного. После проверки каждого чертежа преподавателем необходимо закончить чертежи, применяя стандартные типы линий. Заполнить основную надпись, название задания и масштаб. Рис. 2.2
Рис. 2.3 Графическая работа № 5
Задание «Технический рисунок»
Целевое назначение: освоить и закрепить умения и навыки в построении технических рисунков геометрических тел по заданным прямоугольным проекциям. Методические указания. В производственной практике конструкторы при поиске наилучшего конструктивного решения поставленной технической задачи и выборе наилучшего варианта технической формы прибегают к построению «от руки». Такие изображения в практике проектирования являются первичными, чертеж – вторичным и окончательным. Наглядное изображение выполненное «от руки» называют техническим рисунком при выполнении, которого применяют правила аксонометрических проекций. Процесс выполнения технического рисунка складывается из трех этапов: 1. выявление конструктивной сущности предмета и выбор удачного расположения с целью максимально отразить в рисунке эту сущность; 2. выбор метода изображения; 3. техническое исполнение рисунка. Порядок выполнения работы. 1) внимательный осмотр детали, уяснение ее назначения, конструктивных особенностей (геометрических форм); выявление поверхностей, которыми она будет соприкасаться с поверхностями других деталей в изделии (сопрягаемые поверхности), поверхностей, образованных без удаления слоя материала и т.д. Внимательный осмотр конструкции развивает способность к критическому анализу, весьма важную для последующей инженерной (в особенности конструкторской) деятельности. 2) мысленно намечают число изображений (минимальное, с учетом условностей, установленных стандартами) – видов, разрезов, сечений, выявляющих в своей совокупности форму детали с исчерпывающей полнотой. Особое внимание надо уделить выбору главного изображения, дающего наиболее полное представление о форме и размерах детали (ГОСТ 2.305-68). Устанавливают примерный глазомерный масштаб и соотношения между габаритами детали (при этом допустимо выполнение предварительных набросков). 3) подготавливают лист писчей бумаги в клетку формата А4 или А3, наносят (без применения линейки) рамку поля чертежа, линии граф основной надписи и намечают площади в виде прямоугольников или осевых линий с габаритными отметками для каждого намеченного изображения (тонкими линиями, без нажима), предусматривая между ними места для размещения размерных линий; проводят осевые линии. Критически оценивают целесообразность намеченной компоновки эскиза, решают от каких изображений можно отказаться, какие следует добавить. 4) строят (линии тонкие, без нажима) изображения, начиная с основной геометрической формы из числа составляющих деталь (по возможности одновременно на всех намеченных изображениях). При этом в возможно большой степени используют линии сетки, имеющейся на бумаге. Центры окружностей, как правило, помещают в точках пересечений линий сетки (окружности больших размеров можно проводить циркулем с последующей их обводкой от руки). Разрезы и сечения временно оставляют не заштрихованными. Оси проекций и линии связи не проводят. Нельзя упрощать конструкцию детали, не нанося галтели, зенковки, смазочные канавки и, в особенности, фаски. Все это имеет большое значение для прочности детали, ее правильной работы, удобства сборки и т.д. 5) убедившись в верности построенных изображений, удаляют все вспомогательные линии и обводят линии контура толщиной 0,8…1,0 мм; штрихуют разрезы и сечения. При нанесении штриховки под 450 используют диагонали квадратов сетки. Расстояние между линиями штриховки зависит от штрихуемой площади, обычно его принимают равным 2…3 мм. 6) намечают основные и вспомогательные конструкторские базы и наносят размерные и необходимые выносные линии, как бы мысленно изготавливая деталь. Никаких измерений при этом не производят. Расстояния между параллельными размерными линиями и размерными и параллельными им линиями контура не должно быть менее 10 мм. При необходимости наносят знаки шероховатости (без указания параметров), располагая их возможно ближе к соответствующим размерным линиям. 7) производят обмер детали и вписывают в эскиз размерные числа шрифтом 5, согласовывая их с соответствующими стандартами (ГОСТ 6636-69. Нормальные линейные размеры; ГОСТ 10549-80. Сбеги, недорезы, проточки и фаски и др.), обозначения резьб и т.д. 8) заполняют основную надпись: обозначение, наименование детали, материал и т.д. Внимательно осматривают эскиз, вносят поправки, если таковые потребовались, и предъявляют преподавателю. Чем тщательней составлены эскизы, тем легче по ним составить сборочный чертеж. Если при выполнении последнего обнаружится на эскизе та или иная неправильность, пропуск размера и т.п., то эти недочеты должны быть устранены
Рис 2.4
Практическая работа № 6
Задание «Зубчатые передача»
Цель приобретение навыков по определению параметров шестерни. Изучить требования,предъявляемые к оформлению и правила выполнения чертежей зубчатых колес, шлицевых и шпоночных соединений. Приобрести практические навыки по определению основных параметров зубчатого колеса по модели. На уроке преподаватель дает основные определения зубчатой передачи. Содержание задания. На листе чертежной бумаги формата А3 (297х420) необходимо выполнить чертеж цилиндрической зубчатой передачи. Данные вариантов задания приведены в таблицах. Образец выполнения листа дан на рис. 2.5 Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.013 с.) |