Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткое описание практических занятий

Поиск

5.4.1. Перечень практических занятий (наименования тем)

Тема 1 Психологическая характеристика детей с недоразвитием психической сферы, особенности организации психологической помощи.

Тема 2. Психологическая характеристика детей с задержками развития (0,5 ч. в интерактивном режиме с использованием слайд-материалов).

Тема 3. Психологическая характеристика детей с задержками речевого развития (0,5 ч. в интерактивном режиме с использованием слайд-материалов).

Тема 4. Психологическая характеристика детей с повреждённым развитием: дети с нарушениями слуха и зрения (0,5 ч. в интерактивном режиме с использованием слайд-материалов).

Тема 5. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (0,5 ч. в интерактивном режиме с использованием слайд-материалов).

Тема 6. Психологическая характеристика детей с искаженным и дисгармоничным развитием (2 ч. в интерактивном режиме– проблемное обучение, проектный метод).

Тема 7. Развитие в условиях сложных недостатков в развитии

Тема 8. Теоретические основы диагностики аномалий развития (2 ч. в интерактивном режиме – исследовательский метод).

Тема 9. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения (2 ч. в интерактивном режиме – исследовательский метод).

 

5.4.2. Методические указания по выполнению практических занятий Тема 1 Психологическая характеристика детей с недоразвитием психической сферы, особенности организации психологической помощи. Цель:формирование у студента теоретических представлений об особенностях развития специальной психологии как науки, основных теоретических концепциях специальной психологии, роли специальной психологии в профессиональной деятельности психолога. Задания: Ответьте на вопросы: 1. Общее понятие об умственной отсталости. Понятие умственной отсталости, общего интеллектуального недоразвития и поврежденного развития. 2. Структура дефекта при общем интеллектуальном недоразвитии и поврежденном развитии. Причины умственной отсталости. 3. Типология умственной отсталости. Характеристика когнитивной, аффективной и личностной сферы детей с умственной отсталостью. 4. Компенсация и гиперкомпенсация у детей с проблемами в развитии в целом и с умственной отсталостью в частности. 5. Особенности психокоррекционных подходов к умственной отсталости. Особенности обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий: Занятие начинается с организации дискуссии в рамках предложенных вопросов. Студенты имеют возможность представить обзорные сообщения в рамках изучаемых теоретических концепциях. Студенты представляют краткие конспекты, выполненные на основе работы с первоисточниками. В ходе выполнения заданий на семинарском занятии применяется метод дискуссии: 1) студенты представляют доклады по той или иной теории 2) проводится устное обсуждение представленной в сообщении теории 3) проводится обобщение информации по результатам работы с первоисточниками. Требования к отчетным материалам: Студенты представляют конспект первоисточников. Результаты данной работы учитываются при подсчете рейтинговых показателей. Тема 2. Психологическая характеристика детей с задержками развития. Семинарское занятие проводится с применением слайд-материалов Цель:формирование у студента умений анализировать психологические теории, прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования психики. Задания:Ответьте на вопросы: 1. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с задержками развития. 2. Парциальные задержки в развитии ВПФ как основа трудностей обучения. 3. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с задерженным развитием. Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий: Занятие начинается с организации дискуссии в рамках предложенных вопросов. Студенты имеют возможность представить обзорные сообщения в рамках изучаемых концепций психосоматического развития. Преподаватель на интерактивной доске демонстрирует обобщенные схемы соотношения представленных студентами в ходе дискуссии основных понятий и категорий по изучаемой теме. Студенты представляют краткие конспекты, выполненные на основе работы с первоисточниками. В ходе выполнения заданий на семинарском занятии применяется метод дискуссии: 1) студенты представляют доклады по той или иной теории 2) проводится устное обсуждение представленной в сообщении теории 3) проводится обобщение информации по результатам работы с первоисточниками. Требования к отчетным материалам: Студенты представляют конспект первоисточников. Результаты данной работы учитываются при подсчете рейтинговых показателей. Тема 3. Психологическая характеристика детей с задержками речевого развития. Семинарское занятие проводится с применением слайд-материалов Цель:формирование у студента умений анализировать психологические теории, прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования психики. Задания: Ответьте на вопросы: 1. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с задержками речевого развития. Классификация речевых расстройств: дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушение голоса. 2. Задержка речевого развития, ее системность, связь с нарушениями других высших психических функций. 3. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с задержками речевого развития. Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий: Занятие начинается с организации дискуссии в рамках предложенных вопросов. Студенты имеют возможность представить обзорные сообщения в рамках изучаемых концепций психосоматического развития. Преподаватель на интерактивной доске демонстрирует обобщенные схемы соотношения представленных студентами в ходе дискуссии основных понятий и категорий по изучаемой теме. Студенты представляют краткие конспекты, выполненные на основе работы с первоисточниками. В ходе выполнения заданий на семинарском занятии применяется метод дискуссии: 1) студенты представляют доклады по той или иной теории 2) проводится устное обсуждение представленной в сообщении теории 3) проводится обобщение информации по результатам работы с первоисточниками. Требования к отчетным материалам: Студенты представляют конспект первоисточников. Результаты данной работы учитываются при подсчете рейтинговых показателей.   Тема 4. Психологическая характеристика детей с повреждённым развитием: дети с нарушениями слуха и зрения. Семинарское занятие проводится с применением слайд-материалов Цель:формирование у студента представлений об организации технологии проведения психологического консультирования, коррекции, психотерапиипри расстройствах психической деятельности человека. Задания:Ответьте на вопросы: 1. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с сенсорными нарушениями. 2. Влияние сенсорной депривации на развитие мозга. 3. Первичные и вторичные трудности и компенсаторные перестройки у детей с сенсорными дефектами. 4. Виды нарушений слуха и зрения. 5. Особенности речи и словесного мышления глухих и слабослышащих детей. Формирование двигательных навыков и ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения. 6. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с сенсорными нарушениями развития. Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий: Занятие начинается с организации дискуссии в рамках предложенных вопросов. Студенты имеют возможность представить обзорные сообщения в рамках изучаемых проблем. Преподаватель на интерактивной доске демонстрирует обобщенные схемы соотношения представленных студентами в ходе дискуссии основных понятий и категорий по изучаемой теме. Студенты представляют краткие конспекты, выполненные на основе работы с первоисточниками. В ходе выполнения заданий на семинарском занятии применяется метод дискуссии: 1) студенты представляют доклады по той или иной теории 2) проводится устное обсуждение представленной в сообщении теории 3) проводится обобщение информации по результатам работы с первоисточниками. Требования к отчетным материалам: Студенты представляют конспект первоисточников. Результаты данной работы учитываются при подсчете рейтинговых показателей. Тема 5. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата Семинарское занятие проводится с применением слайд-материалов Цель:формирование у студента умений анализировать психологические теории, прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования психики. Задания:Ответьте на вопросы: 1. Патология движений при детском церебральном параличе (ДЦП) и ее основные проявления: мышечная вялость, снижение тонуса; спастика, гиперкинезы, расстройства равновесия и координации движений, нарушения произвольной регуляции движений. 2. Виды ДЦП. Динамика проявлений ДЦП. 3. Вторичные и сопутствующие нарушения ВПФ при двигательных нарушениях. Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий: Занятие начинается с организации дискуссии в рамках предложенных вопросов. Студенты имеют возможность представить обзорные сообщения в рамках изучаемых проблем. Преподаватель на интерактивной доске демонстрирует обобщенные схемы соотношения представленных студентами в ходе дискуссии основных понятий и категорий по изучаемой теме. Студенты представляют краткие конспекты, выполненные на основе работы с первоисточниками. В ходе выполнения заданий на семинарском занятии применяется метод дискуссии: 1) студенты представляют доклады по той или иной теории 2) проводится устное обсуждение представленной в сообщении теории 3) проводится обобщение информации по результатам работы с первоисточниками. Требования к отчетным материалам: Студенты представляют конспект первоисточников. Результаты данной работы учитываются при подсчете рейтинговых показателей.   Тема 6. Психологическая характеристика детей с искаженным и дисгармоничным развитием. семинарское занятие с использованием интерактивных форм работы – проблемное обучение, разработка мини-проекта Цель:формирование у студента умений формулировать проблему исследования в отношении изучения теоретических и практических подходов нарушения развития, разрабатывать мини-проекты психологического сопровождения для детей с искаженным и дисгармоничным развитием, определять возможности интеграции этих детей в социальное сообщество. Задания: А.Ответьте на вопросы: 1. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы. 2. Понятие раннего детского аутизма (РДА) как варианта искаженного психического развития у детей. 3. Понятие дисгармоничного развития как стойкого нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Модели дисгармоничного развития. Понятия психопатии и патологического развития личности. Систематика патохарактерологического развития личности. Соотношение акцентуаций характера у подростков и психопатий. 4. Неврозы как функциональное заболевание нервной системы и как форма реакции нервной системы на травмирующую психику ситуацию. Экзогенные и эндогенные причины возникновения невроза. Факторы риска возникновения неврозов. Виды неврозов. 5. Характеристика психогенных шоковых реакций, неврастении, истерии, невроз навязчивых состояний. Мутизм и сурдомутизм. Энурез у детей. 6. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с эмоциональными нарушениями развития. Б. Разработайте мини-проекты психологического сопровождения детей с искаженным и дисгармоничным развитием. Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий: Занятие начинается с организации дискуссии в рамках предложенных вопросов. Студенты имеют возможность представить обзорные сообщения в рамках изучаемых проблем. Студенты демонстрируют мини-проекты психологического сопровождения детей с искаженным и дисгармоничным развитием. В ходе выполнения заданий на семинарском занятии применяется метод дискуссии: 1) студенты представляют доклады по той или иной теории 2) проводится устное обсуждение представленной в сообщении теории 3) проводится обобщение информации по результатам работы с первоисточниками. Требования к отчетным материалам: Подготовка и демонстрация фрагмента организации психокоррекционной работы с детьми. Студенты представляют конспект первоисточников. Результаты данной работы учитываются при подсчете рейтинговых показателей.   Тема 7. Развитие в условиях сложных недостатков в развитии. Цель:формирование у студента умений анализировать психологические теории, прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования психики. Задания:Ответьте на вопросы: 1. Понятие сложного комбинированного дефекта. 2. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложным дефектом. 3. Психолого - педагогическое сопровождение ребенка с сочетанным нарушением в развитии. Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий: Занятие начинается с организации дискуссии в рамках предложенных вопросов. Студенты имеют возможность представить обзорные сообщения в рамках изучаемых проблем. Студенты представляют краткие конспекты, выполненные на основе работы с первоисточниками. В ходе выполнения заданий на семинарском занятии применяется метод дискуссии: 1) студенты представляют доклады по той или иной теории 2) проводится устное обсуждение представленной в сообщении теории 3) проводится обобщение информации по результатам работы с первоисточниками. Требования к отчетным материалам: Студенты представляют конспект первоисточников. Результаты данной работы учитываются при подсчете рейтинговых показателей.   Тема 8. Теоретические основы диагностики аномалий развития семинарское занятие с использованием интерактивных форм работы – исследовательский метод Цель:формирование у студента умений проводить теоретические и психодиагностическое исследование, в частности, анализировать различные психологические теории, прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования психики при различных аномалиях развития. Задания: А.Ответьте на вопросы: 1. Подход к диагностике с точки зрения принципов системной и хроногенной локализации функций. 2. Виды диагностики: диагностическое обследование, следящая диагностика (метод наблюдений), полное и частичное исследование с целью оценки эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Б. Разработка диагностической программы на определение уровня развития психики Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий: Занятие начинается с организации дискуссии в рамках предложенных вопросов. Студенты имеют возможность представить обзорные сообщения в рамках изучаемых проблем. Студенты представляют разработанные ими диагностические программы на определение уровня развития психики в различных возрастных группах. В ходе выполнения заданий на семинарском занятии применяется метод дискуссии: 1) студенты представляют свои точки зрения с позиции развития той или иной теории 2) проводится устное обсуждение представленной в сообщении теории 3) проводится обобщение информации по результатам работы с первоисточниками. Требования к отчетным материалам: Подготовка и демонстрация стимульного материала для реализации диагностической программы на определение уровня развития психики. Результаты данной работы учитываются при подсчете рейтинговых показателей.   Тема 9. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения семинарское занятие с использованием интерактивных форм работы – исследовательский метод Цель:прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики при реализации методов корректирующего и восстановительного обучения; разрабатывать мини-проект организации восстановительного обучения с учетом актуального уровня развития психики. Задания: А.Ответьте на вопросы: 1. Психолого-педагогические принципы организации совместной деятельности в системе «ребенок-воспитатель-родители». 2. Функции психолога в психолого-медико-педагогической службе, его взаимодействие с другими специалистами. 3. Принципы разработки стратегии коррекционно-развивающего обучения с учетом сильных и слабых звеньев ВПФ ребенка. 4. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения. Б. Разработайте фрагмент организации восстановительного обучения. Укажите цель, этапы работы, методы и приемы восстановительного обучения. Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий: Занятие начинается с организации дискуссии в рамках предложенных вопросов. Студенты имеют возможность представить обзорные сообщения в рамках изучаемых проблем. Студенты демонстрируют технологию восстановительного обучения. В ходе выполнения заданий на семинарском занятии применяется метод дискуссии: 1) студенты представляют доклады по той или иной теории 2) проводится устное обсуждение представленной в сообщении теории 3) проводится обобщение информации по результатам работы с первоисточниками. Требования к отчетным материалам: Студенты представляют конспект первоисточников. Результаты данной работы учитываются при подсчете рейтинговых показателей.  
5.5 Краткое описание самостоятельной работы: 5.5.1.Общий перечень заданий для самостоятельной рабо­ты. 1. Подготовка к практическим занятиям 2. Конспектирование первоисточников. 3. Подготовка и выполнение контрольных работ 4. Ведение терминологического словаря 5. Подготовка к итоговому тестированию 6. Подготовка к зачету. 5.5.2.Методические рекомендации по выполнению зада­ний самостоятельной работы. Под самостоятельной работой студентов (СРС) понимают многообразные виды их учебной деятельности, осуществляемой без непосредственного руководства преподавателя (или частичного руководства, если СРС выполняется в аудитории). На СРС по курсу «Специальной психологии» отводится, согласно учебному плану специальности «Психология» 50% учебного времени. 1) Подготовка к семинарским занятиям является одной из составляющих самостоятельной работы студентов, которая, кроме работы с первоисточниками, учебными пособиями и справочной литературой, включает в себя подготовку к контрольным работам и выполнение курсовой работы. Подготовка к семинарским занятиям включает поиск информации (в библиотеке, через поисковую систему Интернет и пр.), а также её глубокое осмысление, чему способствует конспектирование первоисточников, составление плана их параграфов или фрагментов, ведение терминологического словаря. Именно данные виды учебной деятельности осуществляются студентами самостоятельно, т.е. без непосредственного руководства со стороны преподавателя, хотя и направляется им (через проблематику семинаров и вопросы к промежуточному и конечному формам контроля). 2) Конспектирование один из сложных видов самостоятельной работы студентов. Составление конспекта заставляет студентов анализировать текст. Составление конспекта помогает глубже понять прочитанное, т.к. заставляет анализировать текст, разграничивать главное и второстепенное, отделять основную мысль от доказательств, пояснений, иллюстрирующего материала. Конспектирование способствует выработке умений профессиональной речи, поскольку конспектирующий устанавливает логические, смысловые связи, обобщает текстовый материал, что помогает ему в устной речи точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки. Конспект отражает первоисточник в такой мере и форме, которые соответствует уровню подготовленности студента, его интересам, способностям, что индивидуализирует учебный процесс. Различают разные виды конспектов. По объему выделяют краткие (отбираются положения лишь общего характера), подробные (наряду с основной информацией включается иллюстрирующая), смешанные (допускается изложение некоторых фрагментов первоисточника в виде пунктов плана, тезисов, схем и т.д.). Любой из названных конспектов будет отвечать своему предназначению, если позволит конспектирующему восстановить информацию с требуемой полнотой без повторного обращения к оригиналу. По количеству перерабатываемых источников различают монографические конспекты, составленные по одному источнику, и связные (обзорные), выполненные по нескольким источникам на одну тему. В данном пособии студентам рекомендуется составление разных по типу конспектов. Отобранная для записи информация может быть сжата за счет переформулирования отдельных элементов текста и за счет сокращения записи слов. При установке на составление краткого конспекта требуется отбирать все основные положения, раскрывающие тему и подтемы текста; при установке на выполнение подробного конспекта - отбирать помимо указанных выше положений еще и основную информацию, раскрывающую микротемы. Данные требования обязывают конспектирующих избегать как потерь основных положений текста, так и неоправданного включения избыточных сведений. Сокращенная запись информации, символов, схем и т.д., не должна искажать смысл отдельных слов и предложений и создавать напряжение при обращении к конспекту. Малознакомые слова целесообразно записать полностью. Относительно заданий по составлению плана первоисточника или его фрагментов отметим, что перед студентами не ставится задача составления определенного типа плана. План может получить разное языковое оформление: быть в виде логических вопросов (вопросный план), названных предложений (назывной план), тезисов (тезисный план), цитат (цитатный план). Однако студентам необходимо иметь в виду, что формулирование плана требует точности, в противном случае может произойти неправильный отбор информации. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Законспектировать статью Л.С. Выготского «Дефект и компенсация». Подготовиться к обсуждению за круглым столом проблемы компенсации в психологии и компенсации при различных аномалиях у детей. Задание 2. Подготовить диагностический материал для осуществления комплексного психологического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития (комплекс Коробейникова). По результатам данным исследований подготовить сравнительную характеристику двух обследованных детей (одного с диагнозом легкая умственная отсталость, а другого с задержанным психическим развитием одного возраста) по следующей схеме: 1. Особенности вступления в контакт с экспериментатором. 2. Интерес к деятельности. 3. Активность при выполнении заданий. 4. Адекватность оценки собственных достижений. 5. Сравнительная характеристика продуктивности недосредственной и опосредованной, зрительной и слуховой памяти. 6. Сравнительная характеристика содержательной, операциональной и регулятивной сторон мыслительной деятельности. 7. Сравнительная характеристика способности к обучению. 8. Сравнительная характеристика эмоциональной сферы (внешние эмоциональные проявления, понимание эмоциональных состояний других людей и героев сюжетных картин или рассказов). 9. Сравнительная характеристика ведущих интересов и мотивации деятельности. По результатам обследования представить письменный отчет. Задание 3. Подготовить реферативные работы на темы: - Психокоррекционные подходы к воспитанию детей с проблемами в интеллектуальном развитии. - Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с дефицитарным развитием. - Психокоррекционные подходы к помощи детям с искаженным вариантом дизонтогенеза. - Психокоррекционные подходы к воспитанию детей с проблемами в интеллектуальном развитии. - Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с дефицитарным развитием. - Психокоррекционные подходы к помощи детям с искаженным вариантом дизонтогенеза. 3) Подготовьтесь к контрольной работе Общий объем – 10-12 страниц машинописного текста. Допускается рукопись. Формат листов А 4, на одной стороне. При выполнении контрольных работ и написании реферата ссылка на используемые источники обязательна. Список использованных источников оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа. Контрольная работа (пример) Вариант I 1. Определите понятие «среднестатистическая норма развития» и ее значение для работы педагога и педагога-психолога. 2. Определите, что такое «функциональная норма» и ее значение для работы в специальном образовательном пространстве. 3. Перечислите, каковы условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка. 4. Что такое «фактор развития» и какие факторы отклоняющегося развития вы знаете? 5. Перечислите общие закономерности отклоняющегося развития. 6. Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития. 7. В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушенного развития? 8. Перечислите основные параметры дизонтогенеза и дайте их содержательное описание. 9. Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, дефицитарность. 4) Ведение терминологического словаря Цель: усвоить и запомнить понятия, изучаемые в процессе освоения дисциплины. Задание: Студентам рекомендуется выписывать основные термины в отдельную тетрадь при анализе лекций, а также выполнении домашних заданий. Рекомендации по выполнению задания: Перечень необходимых понятий дается преподавателем в конце каждого лекционного занятия. Данный перечень также может быть дополнен каждым студентом самостоятельно. Требования к отчетным материалам: Наличие отдельной тетради для терминологического словаря и качество ее заполнения проверяется преподавателем при выставлении зачета студенту. 5) Подготовка к итоговому тестированию Цель: промежуточная аттестация студентов по дисциплине Задание: студентам предлагается выполнить контрольный тест, который состоит из заданий-вопросов, предполагающих выбор из нескольких предложенных альтернатив. Пример тестовых заданий:
  1. «Социально-психологический норматив» (по К.М. Гуревичу) – это
а) система требований, которые общество предъявляет к психологическому и личностному развития каждого человека б) статистически определяемей количественный показатель, характеризующиеся как «срез» психологического развития в конкретный момент времени
  1. Основными факторами психического развития человека являются
а) постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. б) виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека.
  1. Основными условиями нормального развития ребенка являются (по работам Г.М. Дульнева и А. Р. Лурия): нормальная работа головного мозга и его коры, нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов, …….., систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
  Рекомендации по выполнению задания: Тест состоит из 20 заданий. Тест считается пройденным при наличии 80% (16 вопросов) правильных ответов. Подготовка к итоговому тестированию осуществляется на основе анализа литературных источников, лекционного материала, содержания терминологического словаря и результатов заданий и контрольных работ.   6) Подготовка к зачету Цель: итоговая аттестация студентов по дисциплине Рекомендации по подготовке к зачету: Зачет по дисциплине студент получает по итогам проверки уровня его теоретических знаний и освоения им практических навыков. Для допуска к сдаче зачета студент должен предоставить на проверку в течение семестра все отчетные формы работы, указанные в разделе 5.5.2, п. 2. Кроме этого для получения допуска к зачету студент должен обязательное итоговое тестирование (см. раздел 5.5.2, п. 4). Зачет проводится в форме устного опроса студента. Качество знаний оценивается по объему и содержанию ответа студента на теоретические вопросы и качество выполнения им практического задания. Вопросы для подготовки к зачету предложены в разделе 8, п. 3. Подготовка к зачету включает анализ теоретического лекционного материала по дисциплине, проработка терминологического словаря, а также анализ результатов практических заданий.   5.5.3.Описание курсового проекта (курсовой работы). Не предусмотрено

6. Применяемые образовательные технологии

При реализации данной программы применяются образовательные технологии, описанные в таблице 2.

Технологии Виды занятий (часы)
Практ\Сем
Слайд-материалы  
Проблемное обучение  
Проектный метод  
Исследовательский метод  

 

7. Методы и технологии контроля уровня подготовки по дисциплине

7.1. Виды контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств:

– устныесообщения на семинарах

– выполнение контрольных работ

- написание реферата

– ведение терминологического словаря

– выполнение контрольного теста

7.2. Критерии оценки уровня освоения учебной программы (рейтинг):

Вид контроля Рейтинг
Семестр 2
1. Активная работа (сообщения) не менее, чем на 4-х семинарах 20 (5 баллов/1 занятие)
2. Выполнение контрольных работ (не менее 2 –х работ)  
3. Написание реферата  
4.Ведение терминологического словаря  
5.Конспектирование первоисточников  
5.Выполнение контрольного теста  
Итоговый балл  

 

Критерием для оценки студента является количество баллов в соответствии с условиями рейтинга:

автоматический зачет – 100 баллов

допуск к сдаче зачета – 70 баллов.

7.3. Контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства для итоговой аттестации по дисциплине.

Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в виде зачета в конце семестра.

Автоматический зачет возможен при 100% выполнении студентом рейтинга (если студент набрал 100 баллов в соответствии с условиями рейтинга).

В других случаях зачет выставляется на основании совокупности набранного количества баллов в соответствии с условиями рейтинга – не менее 70 – и качества устного ответа студента на зачете.

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Специальная психология»:

1. Понятие дизонтогенеза. Методологическая основа изучения детей с нарушением психического развития.

2. Виды нарушений психического развития.

3. Принципы и методы изучения детей с нарушениями психического развития.

4. Этапы изучения детей с нарушениями психического развития.

5. Методологические подходы к психологической оценке психического развития детей и подростков.

6. Причины проявления нарушений психического развития у детей и подростков.

7. Причины нарушения развития у детей и подростков.

8. Характеристика психологических параметров дизонтогенеза.

9. Характеристика понятий «первичный», «вторичный дефект», особенности взаимоотношений между ними.

10. Характеристика гетерохронии как одного из явлений психического развития, ее на развитие ребенка.

11. Понятие умственная отсталость. Определение состояний входящих в состав понятия умственная отсталость (общая интеллектуальная недостаточность, поврежденное развитие).

12. Структура дефекта при общем интеллектуальном недоразвитии и поврежденном развитии.

13. Компенсаторные возможности у детей и подростков с нарушениями психического развития. Природа «социального вывиха» компенсации умственной отсталости по Л.С.Выготскому.

14. Определение задержанного психического развития. Структура дефекта при задержке психического развития.

15. Компенсаторные возможности задержанного психического развития.

16. Характеристика наиболее сензитивных периодов для компенсации задержанного психического развития.

17. Отграничение задержанного психического развития от общего интеллектуального недоразвития.

18. Понятие раннего детского аутизма. Общая характеристика состояния.

19. Структура дефекта при раннем детском аутизме.

20. Компенсаторные и коррекционные возможности раннего детского аутизма.

21. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Общая характеристика состояния.

22. Диагностические признаки ММ Д.

23. Принципы коррекционной работы при минимальной мозговой дисфункции.

24. Общая характеристика детей с дефицитарным развитием.

25. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховых функций у детей.

26. Особенности развития познавательной сферу у детей с нарушением слуха.

27. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями слуха.

28. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховых функций у детей.

29. Психолого-педагогическая классификация нарушений зрительных функций у детей.

30. Особенности развития познавательной сферу у детей с нарушением зрения.

31. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения.

32. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях зрительных функций у детей.

33. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

34. Особенности развития познавательной сферу у детей с нарушением речи.

35. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи.

36. Психологическая диагностика и коррекция при тяжелых нарушениях речи у детей.

37. Сенсорные нарушения. Причины возникновения и структура дефекта при сенсорных расстройствах.

38. Проблема интеграции обучения детей с легкими нарушениями анализаторных систем в целях повышения эффективности их реабилитации и адаптации.

39. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе. Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича (ДЦП).

40. Особенности развития познавательной сферу у детей с ДЦП.

41. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.

42. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата.

43. Понятие дисгармоничного развития и причины его возникновения у детей и подростков.

44. Организация и содержание деятельности психолога в составе психолого-метико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

45. Организация и содержание деятельности психолога на психолого-метико-педагогической комиссии.

46. Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании.

47. Основы коррекционно-развивающих программ, ориентированных на формирование компонентов познавательной деятельности.

48. Основы коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей.

49. Оформление результатов обследования детей. Виды психологических заключений.

50. Пла



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.44.171 (0.012 с.)