Перечень компетенций, установленных ФГОС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень компетенций, установленных ФГОС



Выпускник должен овладеть общекультурными компетенциями:

ПК-5: способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт

ПК-9: способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях

ПК-11: способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека

1.4 Перечень умений и знаний, установленных ФГОС
Студент после освоения программы настоящей дисциплины должен

знать:

- психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиции существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

- психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики;

уметь:

- прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях;

- профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека;

владеть:

- основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

- критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик.

 

  1. Цели и задачи освоения программы дисциплины

Целевое назначение курса – дать общее представление о симптомах нарушения психической деятельности, о трудностях диагностики нарушений, об отраслях применения специальной психологии в научно-исследовательской и практической деятельности психолога. исследования.

Задачи:

  • познакомить с объектом, предметом, задачами и сферой приложения специальной психологии, с ее теоретическими основами и категориальным аппаратом
  • познакомить с эволюцией специальной психологии и интеграцией ее основных разделов
  • овладение теоретическими основами специальной психологии;
  • получение общих представлений об основных видах отклонений в развитии, об особенностях психофизического развития детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении;
  • знакомство с принципами и методами психологической помощи детям со специальными нуждами.

3.Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Специальная психология» относится к профессиональному циклу, базовой части ООП – Б. 3

Для изучения дисциплины, необходимо освоение содержания дисцип­лин анатомия центральной нервной системы, общая психология, основы нейропсихологии, введение в клиническую психологию.

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содер­жания дисциплины, будут использоваться в содержании дисциплин: основы коррекционной работы с клиентами и сотрудниками, психологическая помощь людям с ограниченными возможностями.

 

4. Основная структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины – 72 часа, 2 ЗЕТ

Вид учебной работы Трудоемкость, часов
Всего Семестр № 6
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия, в том числе:    
лекции    
лабораторные работы - -
практические/семинарские занятия    
в том числе в интерактивном режиме - -
Самостоятельная работа (в том числе курсовое проектирование)    
Вид промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине), в том числе курсовое проектирование зачет зачет

5. Содержание дисциплины.

5.1. Перечень основных разделов и тем дисциплины

Часть I. Теоретические основы специальной психологии.

Тема 1. Общее представление специальной психологии

Предмет специальной психологии. Методология специальной психологии: культурно-исторический и естественнонаучный подходы. Принципы социального генеза, системного строения и динамической, хроногенной организации и локализации высших психических функций Выготкого-Лурия как теоретическая основа специальной психологии.

Тема 2. Понятие психического дизонтогенеза, параметры дизонтогенеза.

Системный подход к анализу отклонений в развитии. Понятие первичного и вторичного дефектов в развитии (по Л.С. Выготскому) и компенсаторные перестройки в структуре аномалии развития. Динамическая структура аномалий развития. Разнонаправленное влияние сроков воздействия патологического фактора на формирование психических функций при их выпадении или отставании в развитии (принципы Кеннарда и Доббинга).

 

Часть 2. Характеристика видов нарушения психического развития (недоразвитие, задержи развития, поврежденное развитие, искаженное развитие).

Тема 3. Психологическая характеристика детей с недоразвитием психической сферы, особенности организации психологической помощи.

Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с тотальным недоразвитием. Виды тотального недоразвития. Понятие олигофрении. Основные степени олигофрении. Характеристика степеней олигофрении: высшие психические функции, эмоционально-волевая сфера, моторика и соматика, возможности социальной адаптации. Неравномерность развития ВПФ у детей с умственной отсталостью. Роль раннего подхода в абилитации детей с тотальным недоразвитием. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами интеллектуальной сферы.

Тема 4. Психологическая характеристика детей с задержками развития.

Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с задержками развития. Парциальные задержки в развитии ВПФ как основа трудностей обучения. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с задерженным развитием.

Тема 5. Психологическая характеристика детей с задержками речевого развития.

Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с задержками речевого развития. Классификация речевых расстройств: дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушение голоса.

Задержка речевого развития, ее системность, связь с нарушениями других высших психических функций. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с задержками речевого развития.

Тема 6. Психологическая характеристика детей с повреждённым развитием: дети с нарушениями слуха и зрения.

Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с сенсорными нарушениями. Влияние сенсорной депривации на развитие мозга. Первичные и вторичные трудности и компенсаторные перестройки у детей с сенсорными дефектами. Виды нарушений слуха и зрения. Особенности речи и словесного мышления глухих и слабослышащих детей. Формирование двигательных навыков и ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с сенсорными нарушениями развития.

Тема 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Патология движений при детском церебральном параличе (ДЦП) и ее основные проявления: мышечная вялость, снижение тонуса; спастика, гиперкинезы, расстройства равновесия и координации движений, нарушения произвольной регуляции движений. Виды ДЦП. Динамика проявлений ДЦП. Вторичные и сопутствующие нарушения ВПФ при двигательных нарушениях.

Тема 8. Психологическая характеристика детей с искаженным и дисгармоничным развитием.

Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы. Понятие раннего детского аутизма (РДА) как варианта искаженного психического развития у детей. Понятие дисгармоничного развития как стойкого нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Модели дисгармоничного развития. Понятия психопатии и патологического развития личности. Систематика патохарактерологического развития личности. Соотношение акцентуаций характера у подростков и психопатий. Неврозы как функциональное заболевание нервной системы и как форма реакции нервной системы на травмирующую психику ситуацию. Экзогенные и эндогенные причины возникновения невроза. Факторы риска возникновения неврозов. Виды неврозов. Характеристика психогенных шоковых реакций, неврастении, истерии, невроз навязчивых состояний. Мутизм и сурдомутизм. Энурез у детей. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с эмоциональными нарушениями развития.

Тема 9. Развитие в условиях сложных недостатков в развитии.

Понятие сложного комбинированного дефекта. Причины сложных нарушений развития.
Подходы к классификации детей со сложным дефектом. Психолого - педагогическое сопровождение ребенка с сочетанным нарушением в развитии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.011 с.)