Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень компетенций, установленных ФГОС↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выпускник должен овладеть общекультурными компетенциями: ПК-5: способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт ПК-9: способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях ПК-11: способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека 1.4 Перечень умений и знаний, установленных ФГОС знать: - психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиции существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; - психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; уметь: - прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; - профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; владеть: - основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; - критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик.
Целевое назначение курса – дать общее представление о симптомах нарушения психической деятельности, о трудностях диагностики нарушений, об отраслях применения специальной психологии в научно-исследовательской и практической деятельности психолога. исследования. Задачи:
3.Место дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «Специальная психология» относится к профессиональному циклу, базовой части ООП – Б. 3 Для изучения дисциплины, необходимо освоение содержания дисциплин анатомия центральной нервной системы, общая психология, основы нейропсихологии, введение в клиническую психологию. Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в содержании дисциплин: основы коррекционной работы с клиентами и сотрудниками, психологическая помощь людям с ограниченными возможностями.
4. Основная структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины – 72 часа, 2 ЗЕТ
5. Содержание дисциплины. 5.1. Перечень основных разделов и тем дисциплины Часть I. Теоретические основы специальной психологии. Тема 1. Общее представление специальной психологии Предмет специальной психологии. Методология специальной психологии: культурно-исторический и естественнонаучный подходы. Принципы социального генеза, системного строения и динамической, хроногенной организации и локализации высших психических функций Выготкого-Лурия как теоретическая основа специальной психологии. Тема 2. Понятие психического дизонтогенеза, параметры дизонтогенеза. Системный подход к анализу отклонений в развитии. Понятие первичного и вторичного дефектов в развитии (по Л.С. Выготскому) и компенсаторные перестройки в структуре аномалии развития. Динамическая структура аномалий развития. Разнонаправленное влияние сроков воздействия патологического фактора на формирование психических функций при их выпадении или отставании в развитии (принципы Кеннарда и Доббинга).
Часть 2. Характеристика видов нарушения психического развития (недоразвитие, задержи развития, поврежденное развитие, искаженное развитие). Тема 3. Психологическая характеристика детей с недоразвитием психической сферы, особенности организации психологической помощи. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с тотальным недоразвитием. Виды тотального недоразвития. Понятие олигофрении. Основные степени олигофрении. Характеристика степеней олигофрении: высшие психические функции, эмоционально-волевая сфера, моторика и соматика, возможности социальной адаптации. Неравномерность развития ВПФ у детей с умственной отсталостью. Роль раннего подхода в абилитации детей с тотальным недоразвитием. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами интеллектуальной сферы. Тема 4. Психологическая характеристика детей с задержками развития. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с задержками развития. Парциальные задержки в развитии ВПФ как основа трудностей обучения. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с задерженным развитием. Тема 5. Психологическая характеристика детей с задержками речевого развития. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с задержками речевого развития. Классификация речевых расстройств: дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушение голоса. Задержка речевого развития, ее системность, связь с нарушениями других высших психических функций. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с задержками речевого развития. Тема 6. Психологическая характеристика детей с повреждённым развитием: дети с нарушениями слуха и зрения. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с сенсорными нарушениями. Влияние сенсорной депривации на развитие мозга. Первичные и вторичные трудности и компенсаторные перестройки у детей с сенсорными дефектами. Виды нарушений слуха и зрения. Особенности речи и словесного мышления глухих и слабослышащих детей. Формирование двигательных навыков и ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с сенсорными нарушениями развития. Тема 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Патология движений при детском церебральном параличе (ДЦП) и ее основные проявления: мышечная вялость, снижение тонуса; спастика, гиперкинезы, расстройства равновесия и координации движений, нарушения произвольной регуляции движений. Виды ДЦП. Динамика проявлений ДЦП. Вторичные и сопутствующие нарушения ВПФ при двигательных нарушениях. Тема 8. Психологическая характеристика детей с искаженным и дисгармоничным развитием. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы. Понятие раннего детского аутизма (РДА) как варианта искаженного психического развития у детей. Понятие дисгармоничного развития как стойкого нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Модели дисгармоничного развития. Понятия психопатии и патологического развития личности. Систематика патохарактерологического развития личности. Соотношение акцентуаций характера у подростков и психопатий. Неврозы как функциональное заболевание нервной системы и как форма реакции нервной системы на травмирующую психику ситуацию. Экзогенные и эндогенные причины возникновения невроза. Факторы риска возникновения неврозов. Виды неврозов. Характеристика психогенных шоковых реакций, неврастении, истерии, невроз навязчивых состояний. Мутизм и сурдомутизм. Энурез у детей. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с эмоциональными нарушениями развития. Тема 9. Развитие в условиях сложных недостатков в развитии. Понятие сложного комбинированного дефекта. Причины сложных нарушений развития.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.232.87 (0.009 с.) |