Тема 1. Общее представление специальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общее представление специальной психологии



 

Возникновение специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. ХХ столетия. До этого времени специальная психология являлась неотъемлемой частью дефектологии – комплексной науки, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития и разработку научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий применительно к детям, имеющим недостатки в психофизиологическом и личностно-социальном развитии.

Специальная психология – отрасль психологии, изучает людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанного с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. Специальная психология посвящена изучению психологических особенностей аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушение деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи при сохранении слуха (алалики, афазики). Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики.

Понятие специальная психология в нашей стране используется с 1971 года (Ю. Кулагин, А. Власова, С. Рубинштейн). Предмет специальной психологии – особенности психического развития аномального ребенка. Основная задача спецпсихологии изучение закономерностей психического развития, формирования личности у разных категорий аномальных детей под воздействием специального воспитания и обучения.

Изучение аномальных детей началось с отделения умственной отсталости от психических заболеваний (фр. психиатр Д. Эскироль, 1838 г.). Умственная отсталость являлась основным предметом изучения аномальных детей, в основном изучению подвергались вопросы компенсации этих нарушений с помощью педагогических методов и приемов.

В России только с 18 века аномальные дети стали воспитываться и обучаться в отдельных группах, в которых учитывался характер дефекта. Сегодня существуют система специальных (коррекционных) учреждений, создаются новые типы реабилитационных учреждений. Сегодня существует 8 типов специальных образовательных учреждений:

- для умственно отсталых (составляют 80% от всех учащихся с отклонениями в развитии)

- для глухих и слабослышащих

- для детей с нарушениями зрения

- для детей с нарушения речи

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Структура спецпсихологии:

  1. тифлопсихология – психология слепых;
  2. сурдопсихология – психология глухих;
  3. олигофренопсихология – психология умственно отсталых;
  4. патопсихология – психология распада психической деятельности и болезненных свойств личности
  5. нейропсихология – изучает мозговые механизмы ВПФ на материалы локальных поражений головного мозга

Развитие отечественной спецсихологии связана с именами Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, И.И. Данюшевского, Л.В. Занкова, Ю.А. Кулагиной, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовского, А.И. Мещерякова, Н.М. Морозовой, М.С. Певзнер, Н.Н. Поддьякова, И.А. Соколянского, И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф и пр.

 

Новым направление в спецпсихологии, кардинально изменившим подходы к анализу развития ребенка являются различные направление нейропсихологии детского возраста (Э.Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина, А.В. Семенович). Нейропсихологический подход решает задачу нахождения в многослойной структуре дизонтогенетического явления исходного, первичного патогенного фактора, служащего базисом для возникновения того или иного типа отклоняющегося развития, следствием которого и являются различные варианты учебной и поведенческой дезадаптации ребенка.

Сегодня существуют значительные расхождения в определения понятия «проблемный» ребенок, в определении границ, с одной стороны, индивидуальных различий в пределах возрастной нормы, с другой стороны – некой «патологии» развития. Принципы гуманистического подхода в психологии многих исследователей (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) заставляют отказываться от общепринятых понятий «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», «дефиктивные», «аномальные». Чаще начинают использовать понятие «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми потребностями» - последнее понятие в нашей стране не прижилось (дословный перевод англоязычного термина “ children with special needs ”).

Понятие «дети с нарушениями в развитии» также не выдерживает критики, т.к. нет четкого разграничения понятии нарушение, недоразвитие, несформированность.

Такие термины, как «трудности в обучении», «проблемы развития», «проблемные дети» - не дают возможности оценить психологическую специфику их состояния и определить содержательный объем диагностической, развивающей или коррекционной работы с ребенком. Точно так же термин «дети с особыми образовательными потребностями», появившейся в последнее время и совершенно справедливый в плане непосредственного образования детей, ограничивает терминалогическое поле и так же не раскрывает психологической специфики их состояния.

Наиболее адекватный термин «дети с отклонениями в развитии» традиционно распространяется на детей с выраженными отклонениями – умственная отсталость, сенсорные дефекты (нарушение слуха, зрения), нарушения опорно-двигательного аппарата, психические заболевания.

В настоящее время появилось большое количество детей, у которых отклонения в развитии нельзя отнести к таким «классическим» видам, но испытывающих значительные, выходящие за нормативные границы трудности адаптации, обучения, развития.

На рубеже 90-х годов исследователи свидетельствуют о резком усложнении структуры отклонений, появлению новых форм отклонений и несформированности определенных сфер психического развития ребенка. Особенно сложными стали пограничные случаи, когда дифференциальная диагностика должна дать ответ на вопрос, к какой категории отклонений в развитии может быть отнесено состояние ребенка, какой тип образовательного учреждения будет в большей степени соответствовать его возможностям, как построить программу коррекционной работы. Положение усугубляется информационным и содержательный насыщение образовательных программ для детского сада и школы, ухудшением общего состояния детской популяции.

Еще одна сторона терминалогической проблемы – заимствование терминов из медицины – если для педагогов-дефектологов это допустимо, то для психологов использование нозологических диагнозов запрещено. Для психологов базовым является понятие «отклоняющееся развитие» (Семенович, Архипов, Бурменская). Однако понятие «отклоняющееся….» можно рассматривать только относительно от чего-либо. В связи с этим особую значимость приобретает понятие «норма», «нормативное развитие».

Традиционно понятие норма как наром статистически определяемых количественных показателей, характеризующиеся как «срез» психологического развития в конкретный момент времени (возраста ребенка). Качественные изменения структуры всей психической деятельности ребенка оценивались на границах возрастных периодов (возрастных кризисов), определенных еще в работах Л.С. Выготского, А.Д. Эльконина и др. В основе данной теории «норма» приобретает застывший характер, не учитывает динамику и гетегохронность развития, не дает возможность оценить адаптивность и компенсаторность самого психического онтогенеза в условиях эндо- и экзогенных воздействий, включая влияние социального фактора (в том числе системы воспитания и обучения). Каждый конкретный случай развития имеет индивидуальные различия, как отдельных психических функций, так и всей системы ВПФ в целом.

Рассматривая понятие норма, целесообразно остановиться на понятии «Социально-психологический норматив» (СПН по К.М. Гуревичу, 1981) – как система требований, которые общество предъявляет к психологическому и личностному развития каждого человека. Чтобы успешно функционировать в конкретном обществе, человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Безусловно требования эти рассматриваются в системе образовательно-возрастных границах. Такие нормативы историчны (носят гео-социо- этнический характер), меняются с развитием общества, время их существования зависит от темпов развития общества.

Таким образом, понятие норма подменяется понятием «условно нормативное развитие» - которое представляется в виде некоего «коридора», «области нормативного развития», границы которого определяются действующими в конкретном времени и месте социально-психологическим нормативом. Любые изменения, выходящие за пределы СПН, можно оценить как «отклоняющееся развитие».

В современной теоретической и практической психология наметился переход от симптомологической (феноменологической) диагностики к причинно-следственной (каузальной) – т.е. переход от срезовой к оценке актуального состояния ребенка с отнесением его развития к условно нормативному либо к отклоняющемуся и (в этом случае) типологизация отклоняющегося развития (постановка психологического диагноза) с выходом на вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.01 с.)