Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности налогообложения фармацевтических организаций

Поиск

Оглавление

Введение

1. Особенности налогообложения фармацевтических организаций

1.1 Налоговая политика аптечной организации

1.2 Общий режим налогообложения аптечных организаций

1.3 НДС - механизм взимания и льготные режимы

1.4 Единый налог на вмененный доход аптечных организаций

1.5 Упрощенная система налогообложения

2. Ответственность налогоплательщика

2.1 Административная ответственность

3. Определение суммы ЕНВД за налоговый период для аптеки

Заключение

Список литературы

 

Введение

В соответствии со спецификой фармацевтической деятельности аптечным учреждениям присущи особенности налогообложения как предприятий розничной торговли, и предприятий, оказывающих услуги населению (например, услуга проката изделий медицинского назначения), так и производственных предприятий (производственная аптека, изготавливающая лекарства по рецептам врачей). В данной работе рассмотрены особенности налогообложения аптечных учреждений в 2009 году с учетом последних изменений в законодательстве.

Целью данной работы явилось изучение особенностей налогообложения фармацевтических организаций.

Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:

· провести анализ научной литературы по изучаемому вопросу;

· провести анализ режимов налогообложения аптечных организаций в соответствии с НК РФ;

· изучить общий режим налогообложения для аптечных организаций, а так же специальные режимы налогообложения (УСНО и ЕНВД);

· определить порядок расчета налогооблагаемой базы по единому налогу на вмененный доход;

· определить ответственность налогоплательщика в соответствии с действующим НК;

· произвести расчет суммы ЕНВД за налоговый период для аптеки.

В ходе написания курсовой работы были использованы математические методы для расчета налогооблагаемой базы по ЕНВД для аптеки, а так же табличный метод предоставления результатов.

 

Особенности налогообложения фармацевтических организаций

Налоговая политика аптечной организации

Налоговая политика напрямую влияет на уровень цен на лекарственные препараты. Сегодня налоговое законодательство на федеральном уровне не учитывает особенности фармацевтической деятельности и социальной направленности аптек, что ставит государственные аптеки в неравные экономические условия по сравнению с коммерческими аптеками и организациями розничной торговли. Кроме того, система налогообложения нестабильна, постоянно меняется, невозможно спрогнозировать деятельность на текущий год, не говоря уже о долгосрочных прогнозах. К классическим принципам налогового законодательства относятся:

- принцип справедливости, согласно которому каждый подданный обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям;

- принцип экономической обоснованности, который гласит, что при установлении налога должны учитываться макро- и микроэкономические последствия, т.е. последствия как для бюджета, так и для определенной отрасли экономики, а также и для конкретного налогоплательщика. Эти принципы по отношению к нашей отрасли ни в одном налоге не отражаются, и только на уровне регионов, в рамках данных им прав по установлению налоговых льгот, можно добиться ряда льгот и преференций для субъектов фармацевтического рынка.

Самыми сложно решаемыми и болезненными в деятельности аптечных предприятий являются вопросы налогообложения: налогового планирования и учета; определения налоговой базы; получения налоговых льгот; расчета сумм налоговых платежей; заполнения налоговых деклараций и т.д.

Несмотря на то, что от величины уплачиваемых налоговых платежей зависит конечный финансовый результат деятельности, налоговой политике в аптечных организациях уделяется значительно меньше внимания, чем товарной, ценовой и другим вопросам. Виды налогов, их ставки, сроки уплаты устанавливаются законодательством на федеральном или территориальном уровне и не подлежат обсуждению, изменению и принимаются как неизбежность. Неукоснительное исполнение норм налогового права обеспечивает формирование государственных доходов и доходной части бюджета территориальных образований.

Бесконечные изменения в налоговом законодательстве, касающиеся режимов налогообложения, ставок налогов, форм налоговых деклараций, методических рекомендаций по расчету сумм налогов и заполнению налоговых деклараций, согласование данных налогового и бухгалтерского учета, нечеткие ответы органов налоговой службы на запросы по налогообложению приводят бухгалтеров и руководителей аптечных предприятий в лихорадочное состояние, что не способствует эффективному режиму налогообложения, пополнению бюджета и выполнению аптеками социальных функций.

Эффективный налоговый менеджмент и анализ налогового законодательства, в особенности субъектов Федерации, позволяют выбрать оптимальный режим налогообложения, а также лоббировать вопросы льготного налогообложения для аптечных предприятий, учитывая их социальную нагрузку по изготовлению лекарственных форм по рецептам врачей и льготному и бесплатному отпуску лекарств.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - физических и юридических лиц, на территории страны.

Основу системы составили две пары налогов, удельный вес которых в доходах государственного бюджета стал подавляющим: прямые налоги - на доходы физических лиц и прибыль предприятий; косвенные налоги - на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

По действующему налоговому законодательству аптечные предприятия могут исчислять налоги в различных режимах налогообложения, что зависит от вида деятельности и реализации ЛС и ИМН, территориальной принадлежности.

Первый - это общий режим налогообложения (для всех видов деятельности) предполагает уплату: федеральных налогов - НДС, акцизы, налог на прибыль, единый социальный налог; региональных - налог на имущество, налог с продаж, транспортный налог, сбор на нужды образования; местных - налог на рекламу, земельный налог, сборы за право торговли. Для каждого налога определена ставка, порядок и сроки уплаты.

Второй режим включает уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), который заменяет для аптек платежи по налогам на прибыль, с продаж, на имущество, НДС, ЕСН. До 2003 г. при уплате ЕНВД аптечные предприятия освобождались от уплаты местных налогов. Объектом налогообложения является вмененный доход, установленный субъектом РФ как произведение базовой доходности и величины физического показателя, характеризующего вид деятельности. Ставка налога -15%.

Третий режим означает упрощенную систему налогообложения для малых предприятий (УСНО) - замена уплаты совокупности установленных законодательством РФ налогов и сборов на уплату единого налога. Объектом налогообложения признаются доходы (ставка 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 15%). Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

Четвертый режим означает уплату ЕНВД для доходов, полученных в мелкорозничной сети (МРС), общий режим для прочих доходов.

Пятый - общий режим для доходов от реализации ЛС ЛПУ, бесплатного и льготного отпуска, ЕНВД для доходов от прочей реализации (введен с 2003 г.).

Таблица 1.

Базовая доходность в месяц по отношению к аптекам:

 
Виды предпринимательской деятельности Физические показатели Базовая доходность в месяц (рублей)  
Розничная торговля лекарствами, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы Площадь торгового зала (в м2)    
Розничная торговля лекарствами, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети (передвижные аптеки) Торговое место    
       

Установленная базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К3.

Коэффициент К1 учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, населенных пунктах, а также место расположения внутри населенного пункта.

Коэффициент К2 должен учитывать совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности.

Коэффициент К3 - коэффициент - дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.

Коэффициент К1 определяется исходя из кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром. Коэффициент К3 устанавливается Правительством РФ, значение коэффициента К2 устанавливается субъектами РФ.

Ставка единого налога составляет 15% от вмененного дохода.

Как производится уплата налога? Уплата налога должна быть произведена по итогам трех, шести, девяти и двенадцати месяцев не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Сумма единого налога может уменьшаться налогоплательщиком на следующие виды произведенных расходов:

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50%;

- уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Плюсы и минусы системы единого вмененного налога. Очевидными плюсами системы является отмена косвенных налогов и налога на прибыль. К минусам можно причислить слишком громоздкую систему расчета налога. Кроме этого организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 кодекса, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. А между тем, для некоторых аптечных организаций именно "упрощенка" является самым приемлемым вариантом налогового учета.

Таблица 2.

Численность работников в аптеке N.

 
Месяц Численность (человек)  
  штатных работников внешних совместителей работающих по договору гажданско-правового характера  
январь        
февраль        
март        
апрель        
май        
июнь        
июль        
август        
сентябрь        
итого        
         

Проверка соблюдения ограничения по средней численности работников:

1. Среднесписочная численность штатных работников за период: 412 чел.: 9 мес. = 47 чел.

2. Средняя численность внешних совместителей за период: 80 чел.: 9 мес. = 9 чел.

3. Средняя численность работающих по договорам гражданско - правового характера за период: 27 чел.: 9 мес. = 3 чел.

4. Средняя численность работников в организации за период: 47 чел. + 9 чел. + 3 чел. = 59 чел.

5. Поскольку средняя численность работников организации не превышает установленный лимит в 100 чел., она вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Рассчитаем на конкретном примере возможность перехода аптеки на "упрощенку":

В аптеке выручка от реализации товаров за 9 месяцев 2002 г. составила 12 000 000 руб., включая НДС - 2000 000 руб. Порядок определения организацией права на применение упрощенной системы налогообложения:

1. Сумма выручки от реализации товаров за 9 месяцев 2002 г. с учетом НДС: 12 000 000 руб.

2. Сумма НДС, предъявленная покупателю товаров: 2000 000 руб.

3. Сумма выручки за 9 месяцев 2002 г. для целей правомерности перехода на упрощенную систему налогообложения: 12 000 000 руб. - 2000 000 руб. = 10 000 000 руб.

Поскольку выручка от реализации за 9 месяцев 2002 г. меньше чем 11 000 000 руб., организация имеет право на применение упрощенной системы налогообложения (с 1 января 2003 г.). Обратите внимание, критерием применения упрощенной системы налогообложения является размер доходов за 9 месяцев, а не за весь календарный год.

Как платить налог? Статья 346.14 НК РФ устанавливает, что объектами обложения являются либо доходы аптеки, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. В случае, если аптека выбирает объектом обложения доходы, ставка налога составит 6 процентов. Если же аптека предпочтет уплачивать налог после вычета с доходов всех произведенных расходов, налоговая ставка составит 15%. Выбор той или иной модели целиком зависит от плательщика, то есть аптеки.

Налоговым периодом признается календарный год. А отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налог будет платиться квартальными авансовыми платежами по итогам каждого отчетного периода с учетом ранее уплаченных авансовых платежей. Аптеки, которые платят налог с доходов, имеют право уменьшить сумму налога на сумму страховых взносов в пенсионный фонд. Уплаченные авансовые платежи будут засчитаны в счет уплаты налога. По данному налогу аптека должна представить налоговую декларацию в налоговую инспекцию. Сроки представления декларации по авансовым платежам - 25 число месяца, следующее за отчетным периодом, по налоговому периоду - 31 марта, года следующего за отчетным.

В общем и целом, система налогообложения аптек несколько громоздка, что затрудняет адаптацию специалистов к новшествам, вводимым налоговыми органами. Поэтому специалистам, занимающимся налоговым учетом в фармацевтической деятельности, следует пристально следить за всеми разъясняющими нормативными актами, которые исходят из территориальных и федеральных органов налогового министерства.

 

Таблица 3.

Соотношение налоговой и административной ответственности.

 
Ответственность, установленная НК РФ Ответственность, установленная КоАП РФ  
Статья 119 «Непредставление налоговой декларации» Штраф:6 - 5% от суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный (неполный) месяц просрочки, но не менее 100 руб. при просрочке до 180 дней; - 10% от суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный (неполный) месяц просрочки, начиная со 181-го дня при просрочке более 180 дней Статья 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации» Штраф - от 3 до 5 МРОТ  
Статья 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» Штраф: - 5000 руб, если длительность нарушения составляет один налоговый период; - 15 000 руб., если длительность нарушения составляет более одного налогового периода; - 10% от недоплаченной суммы налога, но не менее 15 000 руб., если результатом правонарушения явилось занижение налогооблагаемой базы Статья 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» Штраф - от 20 до 30 МРОТ  
Статья 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» Штраф: - 20% от неуплаченной суммы налога, если нарушение совершено неумышленно; - 40% от неуплаченной суммы налога, если нарушение умышленное ________  
Статья 126 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу» Штраф: - 50 руб. за каждый не представленный налогоплательщиком в срок документ, истребованный налоговым органом; - 5000 руб. при отказе организации представить документы (сведения) о налогоплательщике, равно как и представление ложных документов (сведений), иное уклонение от представления документов (сведений) Статья 15.6 «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» Штраф - от 3 до 5 МРОТ  
     

Налоговый орган имеет право взыскивать штрафы в бесспорном порядке по каждому налогу или иному основанию отдельно (п. 7 ст. 114 НК РФ). Таким образом, если сумма штрафов по нескольким правонарушениям превышает в совокупности установленный лимит, налоговый орган вправе взыскать санкции в бесспорном порядке путем списания со счетов налогоплательщика сумм до 50 000 и 5000 руб. соответственно по каждому из оснований за каждый налоговый период.

Заключение

При налогообложении аптеки относят к предприятиям торговли и в некоторых регионах не учитывают, что они несут социальную нагрузку как учреждения здравоохранения (затратное внутриаптечное изготовление лекарств, реализация лекарств на льготных и бесплатных условиях с более низкой наценкой или без нее, оказание первой медицинской помощи, лицензирование деятельности и т.д.). Органам управления фармацевтической службой и фармацевтической общественности субъектов Федерации следует уделять внимание вопросам налогового менеджмента для снижения налогового бремени для аптечных предприятий, что, позволит повысить и их социальную значимость.

 

Список литературы

1. Власов Ю.В. Письмо Министерства финансов от 17.03.2008 №03-11-04/3/119 [Посредническая деятельность аптечных учреждений при «вмененке»]//Нормативные акты. - 2007. - №22. - с.45-52.

2. Горшкова И. Аптека на «вмененке»/И. Горшкова// Малая бухгалтерия: «упрощенка», «вмененка», ЕСХН. - 2006. - №5. - с. 25-27.

3. Кислов Д.В. Малые предприятия: регистрация, учет, налоги/ Д.В. Кислов. -М.: ГроссМедиа, 2005. - 288 с.

4. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй / отв. ред. В.С. Буров. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 448 с.

5. Ладнова Е. Готовимся к смене режима налогообложения/ Е. Ладнова//Учет в аптеках. - 2008. -№6. -с.5-9.

6. Мирзоян Г. Налогообложение аптек: что нового?/ Мирзоян Г.// Фармацевтическое обозрение.- 2003. -№2. -с.12-14.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Официальный текст по состоянию на 15 февраля 2001года. - М.: Издательство Норма, 2001.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. - Саратов: Издательство «Сателлит», 1999. - 30 с.

9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации/В.Г. Пансков. Учебник для вузов. - М.,2001 - с.154.

10. Петров В.А. Налоги 2006: все о поправках в Налоговый кодекс/В.А. Петров. - М.: Издательство «Бератор-паблишинг», 2006. - 384 с.

11. Письмо Министерства финансов Российской федерации от 12 марта 2008г. № 03-11-02/27.

12. Титова И.Л. Особенности налогообложения аптечных предприятий/И.Л. Титова//Московские аптеки. - 2005. - №11. -с.7-11.

13. Юргель Н. Ценообразование на лекарственные средства и налоговая политика/Н. Юргель, Л. Евсеенко, Л. Солдатова// Российские аптеки. - 2003. - №4. - с.18-21.

 

Оглавление

Введение

1. Особенности налогообложения фармацевтических организаций

1.1 Налоговая политика аптечной организации

1.2 Общий режим налогообложения аптечных организаций

1.3 НДС - механизм взимания и льготные режимы

1.4 Единый налог на вмененный доход аптечных организаций

1.5 Упрощенная система налогообложения

2. Ответственность налогоплательщика

2.1 Административная ответственность

3. Определение суммы ЕНВД за налоговый период для аптеки

Заключение

Список литературы

 

Введение

В соответствии со спецификой фармацевтической деятельности аптечным учреждениям присущи особенности налогообложения как предприятий розничной торговли, и предприятий, оказывающих услуги населению (например, услуга проката изделий медицинского назначения), так и производственных предприятий (производственная аптека, изготавливающая лекарства по рецептам врачей). В данной работе рассмотрены особенности налогообложения аптечных учреждений в 2009 году с учетом последних изменений в законодательстве.

Целью данной работы явилось изучение особенностей налогообложения фармацевтических организаций.

Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:

· провести анализ научной литературы по изучаемому вопросу;

· провести анализ режимов налогообложения аптечных организаций в соответствии с НК РФ;

· изучить общий режим налогообложения для аптечных организаций, а так же специальные режимы налогообложения (УСНО и ЕНВД);

· определить порядок расчета налогооблагаемой базы по единому налогу на вмененный доход;

· определить ответственность налогоплательщика в соответствии с действующим НК;

· произвести расчет суммы ЕНВД за налоговый период для аптеки.

В ходе написания курсовой работы были использованы математические методы для расчета налогооблагаемой базы по ЕНВД для аптеки, а так же табличный метод предоставления результатов.

 

Особенности налогообложения фармацевтических организаций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.228 (0.011 с.)