Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоционально – волевые процессы в юридической психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие — огорчают или вызывают отвращение, третьи — оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями и чувствами. Деятельность работников юридического труда нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях. Эмоция (от лат. «волновать», «возбуждать») — это переживание человеком своего личного отношения к реальной деятельности. Следует отметить, что некоторые эмоции человека совпадают с эмоциями животных, например ярость и страх. Однако ввиду наличия разума, а также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более сложные переживания, то есть чувства. Термин «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементарную форму переживания чувств. Источники эмоций и чувств следует искать в объективной действительности, в соответствии или несоответствии предметов, явлений, вещей реального мира потребностям и целям личности. Многообразные положительные эмоции и чувства (радость, удовольствие и т. п.) возникают при удовлетворении потребностей человека, и, наоборот, препятствующие отрицательные эмоции и чувства вызываются при неудовлетворении потребностей личности. Если предметы и явления окружающего мира не связаны с целями и удовлетворением потребностей человека, то они не вызывают его эмоционального отношения, являются безразличными для него, Несмотря на то, что эмоции и чувства как переживания тесно взаимосвязаны, они имеют существенные различия. Переживания, связанные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей организма в пище, защите от холода, во сне, в самосохранении, относятся к эмоциям. Эмоции, как мы уже отмечали, присущи людям и животным. Однако эмоции человека существенно отличаются от эмоций животных: они в известной степени перестроены под влиянием социального опыта. От условий общественной жизни зависят как формы проявления эмоций у человека, так и способы достижения целей и удовлетворения тех потребностей, с которыми связана та или иная эмоция. Для выполнения разнообразных служебных задач, особенно в экстремальных условиях, юристу-практику часто требуется напряжение всей психики. При этом достижение любой цели требует от него целеустремленности, инициативы, настойчивости, выдержки, самообладания, мужества, смелости и стойкости. Все эти качества неразрывно связаны с проявлением воли. Воля — это одна из сторон человеческой психики, обеспечивающая человеку возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью при учете конкретно складывающихся обстоятельств. Чтобы удержать себя в рамках, обусловленных проводимой практической деятельностью, работник юридического труда в большинстве случаев должен проявить свою волю, сдерживая эмоциональное возбуждение. В практической деятельности юристов имеют место случаи, когда внутреннее состояние их не отвечает требуемой внешней активности (поведение в условиях кризисной ситуации). Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние работника юридического труда, подчиняясь воздействию отрицательных эмоций, тормозит требуемую от него активность. И ему приходится усилием воли заставить себя подавить тормозящие эмоции и начать соответствующую практической цели активную деятельность. Отсутствие сильной воли может толкнуть даже стойкого человека на нежелательные, совершенно не свойственные ему поступки. Проявления здесь большой воли очень много значит. Высокие нравственные мотивы пронизывают все волевые качества работника юридического труда*. К волевым качествам относятся: целеустремленность, инициативность, настойчивость, выдержка и самообладание, мужество, смелость, решительность, стойкость. Названным положительным волевым качеством противостоят их антиподы — отрицательные качества: нецелеустремленность, безынициативность, отсутствие настойчивости, невыдержанность, трусость, нерешительность, нестойкость. Человек, наделенный такими качествами, безволен, не способен к выполнению даже самой элементарной задачи.
9. Индивидуально – психологические особенности личности в юридической психологии В системе «человек — право» реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности правосознания. В связи с этим юридическая психология анализирует личность в двух аспектах: во-первых, в плане изучения и оказания воздействия на личность преступника; во-вторых, в плане определения профессиональной пригодности кандидатов для работы в правоохранительных и судебных органах и их психологической подготовки.
Мотивационно – потребностная сфера личности в юридической психологии Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. В основе поведения людей лежат потребности. Потребность — это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей. Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т. д.) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и т. п.)*. Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система соотнесенная с потребностями и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией. Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. «Мотив — это осознанное побуждение для определенного действия собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия»*. В целях дифференцирования побудительных сил человека следует выделять его осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изучаемого лица. Осознанные побуждения реализуются после длительного обдумывания. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой систему установок.
Адаптация личности Социальная адаптация: социальное окружение (взаимоотношения со знакомыми и друзьями, степень признания со стороны окружающих, степень связи с родственниками); восприятие социальной ситуации (исходит из реальной обстановки; в действиях преобладает логичность — нелогичность, адаптируется к ситуации быстро — медленно); самооценка (реальная или нереальная оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность или неуверенность в себе), Методы оценки личности Методы оценки личности. Здесь мы проанализируем объективные методы оценки личности: наблюдение, беседа, анализ документов, изучение биографии, тесты, анализ письма. Наблюдение. На практике применяются включенное и дистантное наблюдение. Включенное предполагает наблюдение «изнутри» социальной группы, когда наблюдатель становится полноправным ее членом. Однако включенное наблюдение не всегда возможно и уместно, поэтому наряду с ним активно используется и дистантное наблюдение, т.е. наблюдение со стороны. При наблюдении со стороны главное, что требуется от наблюдателя, — это оставаться незамеченным как изучаемым лицом, так и окружающими. Дистантное наблюдение активно используется в юридической деятельности. Беседа. С ее помощью восполняется недостаток информации, полученной наблюдением. Беседа позволяет получить сведения о мотивационных аспектах личности. Психологи выделяют: 1) подготовку к беседе; 2) начало беседы; 3) этап получения данных; 4) завершение беседы; 5) оценку результатов беседы. Анализ документов. Существует несколько различных классификаций документов, которые можно классифицировать по трем основаниям: 1) по способу фиксации информации (рукописные и печатные документы, кинопленки, магнитофонные ленты); 2) по статусу документа (личные документы: письма, дневники; произведения творчества: книги, брошюры, статьи); 3) по характеру документа. В каждом конкретном случае тот или иной документ имеет различный информативный вес. При оценке личности по документам важно учитывать не столько то, о чем в них говорится, сколько то, как это говорится. Необходимо иметь ввиду, что, оценивая личность, мы интересуемся не событийной информацией, а психологическим аспектом информации. Все методы анализа документов делят на традиционные и формализованные. К первым относится анализ смысла текста, ко вторым — анализ, выделение и обработка единиц информации. Довольно эффективным здесь считается контент-анализ. Сущность его состоят в выделении в тексте некоторых ключевых единиц содержания (понятий, суждений, слов), подсчете частоты их употребления, определении их сочетаемости друг с другом, а также с общим содержанием текста*. Биографический метод. Смысл биографического метода в юридической психологии состоит в изучении жизненного пути личности. Это, с одной стороны, история жизни человека, а с другой — социальная форма его индивидуального развития*. Метод тестов. С помощью тестов каждый индивидуально может оценить свои способности и наметить систему упражнений для развития нужного ему качества характера. Тесты позволяют также оценить и некоторые параметры личности. Анализ письма. Письмо является одним из информативных элементов при изучении личности. По письму можно определить уровень образования писавшего, эмоциональное состояние, нарушения в речи и психике, некоторые особенности характера.Для анализа необходим графический материал. Оптимальная его величина — половина стандартного листа. Характерологические признаки наиболее ярко проявляются в образцах, исполненных произвольно: в личных записях, дневниках, письмах и т. д. Важной характеристикой письма является выработанность почерка. У каждого человека имеется свой определенный и характерный для него уровень выработанности, который складывается постепенно и определяется образованием и письменной практикой. Оценка данных о личности. В основу систематизации данных о личности, интересующей работника юридического труда, должны быть положены: 1) принцип изучения личности в деятельности; 2) принцип цельности личности и 3) принцип конкретно-исторического подхода
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.133 (0.011 с.) |