Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология потерпевшего (1,2)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего и воспитания у людей морально-волевых качеств, которые явились бы достаточной защитой от преступного посягательства. Психология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, социальной психологией и психологией личности. Чем более значительна роль поведения потерпевшего в происхождении преступления, тем менее интенсивна антисоциальная ориентация личности преступника. При психологическом анализе личности потерпевшего следует иметь в виду, что около 80 % преступлений против личности совершается лицами, которые связаны с потерпевшим родственными, интимными и другими близкими отношениями, и преступление является конечной фазой конфликта, возникшего в результате этих отношений. Таким образом, глубокие психологические исследования личности потерпевшего и преступника дают возможность выявить причины конфликтной ситуации и наметить пути их преодоления, т. е. осуществить индивидуальную профилактику. Потерпевшим, по уголовно-процессуальному законодательству, признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Это одна из центральных фигур предварительного следствия и рассмотрения дела в суде, если речь идет о преступлении против личности: убийстве, телесном повреждении, изнасиловании, краже, грабеже, разбое, автотранспортном происшествии или хулиганстве. От структуры личности потерпевшего и от его поведения, которое тесно связано с личностью и является ее функцией, зависит осуществление преступных намерений. Активно обороняясь от преступного посягательства, препятствуя преступной деятельности, потерпевший защищает не только свои, но и общественные интересы. Методику исследования личности потерпевшего можно условно разделить на две категории: - «статическая область», которая включает пол, возраст, национальность, служебное положение и т. д.; ряд этих признаков необходимо выяснить по непосредственному требованию закона, причем некоторые из них могут прямо влиять на квалификацию преступления (возраст при половых пре ступлениях, служебное положение при оказании сопротивления и т. п.); - «динамическая область», т. е. поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период самого собы тия преступления, связь этого поведения с поведением преступника (напри мер, интенсивность нападения в связи с интенсивностью обороны, бегство от потерпевшего и т. д.). Поведение потерпевшего в момент совершения преступления, как и всякое поведение человека, зависит от двух категорий факторов: - влияние внешней среды в случае преступного нападения или иного воздействия; - индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают разнообразную гамму реакций на внешнее преступное воздействие (от обморочного состояния до самообороны или активного нападения на преступника). Жизненный опыт имеет большое значение в поведении + примыкают такие свойства потерпевшего, как его бывшая и настоящая специальность и связанные с этим специальные навыки. На поведение потерпевшего оказывает существенное влияние правосознание. Поведение как раз и является той точкой отсчета, с которой начинается интерес криминолога к потерпевшему как в плане установления механизма преступного поведения. «Жертва преступления» — понятие более широкое чем понятие «потерпевший». Жертва преступления есть всякий человек, понесший моральный, физический или имущественный вред от противоправного деяния независимо от того, признан он в установленном законом порядке потерпевшим или нет. Иначе говоря, «жертва» — понятие виктимологическое, «потерпевший» — уголовно-процессуальное. Психологические особенности конкретного обвиняемого определяют и наиболее эффективные меры по его изобличению, получению правдивых показаний, достижению целей и задач расследования. Наиболее полно это реализуется в ходе допроса, который чаще всего происходит в условиях конфликтной ситуации, что предполагает наличие психологической борьбы. Это предъявляет высокие требования к личности и психологической подготовке следователя при ее ведении: владение способами психологической защиты и психологического воздействия, в том числе жесткого. В качестве основных мер, предпринимаемых следователем, следует выделить: 1) диагностику конфликтной ситуации допроса, психологический анализ формы психологической защиты лица и используемых им методов, предварительное планирование тактики допроса; 2) психологический анализ и оценку отношений лица к событию преступления, его последствиям, своей роли в нем, потерпевшему, следователю; 3) психологический анализ и оценку основных личностных характеристик: общей и социальной направленности, ценностных ориентаций, установок, мотивов, взглядов, убеждений; 4) выбор линии поведения, коммуникативной позиции, средств и методов психологического воздействия, нейтрализации психологического противодействия; 5) оперативный анализ и оценка невербальных реакций; 6) использование специальных психологических приемов для диагностики и преодоления лжи, запирательства, попыток ввести в заблуждение; 7) использование специальных психологических приемов для переформирование на позитивные установок, взглядов, ценностных ориентаций, жизненных целей; 8) использование тактико-психологические приемов склонения к признанию; 9) применение тактико-психологических приемов и методов предъявления доказательств; 10) использование специальных приемов и методов допроса и склонения к признанию в отсутствии доказательств.
34. Психология свидетеля Свидетель в уголовном процессе – это лицо, располагающее информацией о преступлении и его участниках. Свидетель может лично воспринимать событие преступления (очевидец) либо получить информацию от других лиц. Расширительное толкование понятия «свидетель» предполагает, что в качестве источника информации может выступать любое осведомленное лицо, в том числе и не являющееся участником процесса (например, в оперативно-розыскной деятельности). При этом психологические особенности таких свидетелей в основном совпадают. Психология свидетеля (осведомленного лица) определяется следующими основными моментами. 1) Физиологическим и психофизиологическими особенностями, состоянием психики (норма или патология), половыми и возрастными характеристиками, свойствами второй сигнальной системы, т.к. связано с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации. 2) Эмоциональным фоном до и эмоциональным реагированием в период преступления. 3) Особенностями личности (социальным положением, направленностью личности, мотивационной и ценностной сферой, профессиональной принадлежностью и т.д.). 4) Значительной долей оценочной информации, требующей тщательного анализа. 5) Внушаемостью и самовнушаемостью. 6) Процессуальным положением на предварительном следствии. 7) Психологической ролью в совершенном преступлении. 8) Характером взаимодействия с лицом, проводящим расследование. Описанные психологические особенности учитываются в процессе получения значимой информации от свидетеля (как в уголовном процессе, так и в оперативно-розыскной деятельности). Осуществляется: 1) диагностика и оценка состояния психофизиологических, познавательных процессов, памяти, уровня и характерных особенностей мышления; 2) диагностика и оценка личностных характеристик свидетеля; 3) выбор и применение психологических способов активизации памяти, мышления, стимулирование восстановления ассоциативных связей (в том числе с помощью гипноза); 4) анализ психологической роли свидетеля в совершенном преступлении; 5) оперативный анализ и оценка невербальных реакций свидетеля, особенно при диалоговом этапе допроса; 6) оперативное изменение тактики допроса на основании вышеперечисленных факторов;) применение специальных психологических приемов распознавания и преодоления умышленного либо непроизвольного искажения фактов.
Обыск — это следственное действие, одним из доминирующих элементов которого является принуждение по отношению к обыскиваемому. (осматривают и исследуют жилище, различные постройки, участки местности, одежду и даже тело человека с целью обнаружения информации, необходимой для расследования преступления (имеется в виду осмотр прически и естественных отверстий в теле человека с целью обнаружения спрятанных там предметов). В ходе подготовки к обыску следователю рекомендуется обдумать следующие вопросы. - Что следует искать? Как выглядят разыскиваемые предметы (форма, цвет, запах и т. д.)? - Что представляет собой объект, который подлежит обыску, площадь объек та, рельеф объекта, его планировка, количество помещений, количество две рей и окон и их расположение, мебель и ее расположение и т. д.? - Кто кроме обыскиваемого может находиться на объекте в момент обыска? - Каково искусственное и естественное освещение объекта обыска? - Имеется ли на объекте телефон или другие средства связи (рация, звонок, селектор и т. п.)? - Где могут находиться искомые предметы? - Кто будет производить обыск? - Какие технические средства и другие материалы следует взять с собой? - Когда наиболее удобно начать обыск? - Сколько времени он может продлиться? Следует составить планы обыскиваемого объекта и порядка производства обыска в нем с четким распределением функций для каждого должностного лица.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.128 (0.011 с.) |