Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коллективная деятельность в науке и ее функции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. Понимание науки как социокультурного феномена говорит о ее зависимости от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, о том, что наука определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Наука – это деятельность, причём преимущественно коллективная деятельность. Результаты исследований, которые ученый провел в одиночку, еще не составляют содержание научного знания. Прежде чем стать научными, результаты исследований должны стать общественным достоянием. Знание наук имеет коллективную природу. И открытия в науке по большей части являются результатом коллективного действия людей, ученых. Сегодня наука представляет собой сложную социальную организацию, обеспечивающую взаимодействие самых разных коллективов. Какие-то коллективы занимаются разработкой научных проблем, какие-то выполняют необходимые расчеты, кто-то осуществляет экспериментальную часть, кто-то обслуживает техническую аппаратуру, кто-то несет ответственность за обеспечение материальной и технической поддержки. Социальный институт науки осуществляет как внутренние, внутринаучные задачи и функции, так и внешние задачи и функции. Рассмотрим сначала, какие задачи и функции осуществляются внутри науки. Одна из важнейших функций социального института науки – сохранять накопленные знания и осуществлять передачу знаний от поколения к поколению. Все социальные институты, и наука здесь не составляет исключения, располагают неким массивом знаний, который они поддерживают, пополняют и передают из поколения в поколение. И каждый социальный институт имеет носителей этого своего знания, которых можно назвать экспертами. К примеру, мифическое знание хранилось жрецами. Жрецы выступали экспертами, демонстрирующими время от времени свои знания при совершении обрядов, при составлении календарей посевов и сбора урожая. Религиозное знание хранилось богословами, причем сан религиозного служителя определял уровень его посвященности в знание. Юридическое знание хранится юристами-экспертами. Одним словом, социальные институты формируют в обществе традиции. Большое значение в формировании традиции имеет образование подрастающего поколения – школы, университеты. Следующая функция социального института науки: постановка специфических целей и задач. На любом этапе истории наука развивалась в результате коллективных дискуссий. Коллективные профессиональные интересы науки оказывают более сильное влияние на индивидуальные профессиональные интересы ученых, чем индивидуальные интересы – на коллективные. Цели и задачи ученых должны соответствовать, отвечать требованиям и запросам профессионального коллектива. В противном случае научное сообщество может не откликнуться на высказанные идеи, пусть даже они будут прекрасно обоснованными. Вместе с тем каждый социальный институт располагает механизмами контроля над поведением и действиями людей. И это еще одна функция, осуществляемая в науке коллективной деятельностью. Желательные, ожидаемые действия поощряются, нежелательные – осуждаются, наказываются. В научной деятельности поощрение главным образом проявляется как признание коллег и современников. Это признание может выражаться по-разному: – избранием ученого действующим членом, член-корреспондентом, почетным членом академий, научных учреждений и обществ; – присуждением премий и медалей за научную деятельность; – включением биографических справок об ученом в специальные справочники и энциклопедии; – участием в работе редакционной коллегии изданий с высоким научным статусом; – цитированием ученого. В свою очередь, негативная санкция проявляется как игнорирование коллегами. Далее, социальный институт науки производит «фильтрацию», отбор значимого знания. Любые знания, результаты исследования, претендующие на статус значимых, тщательно проверяются коллегами и критически оцениваются в ходе дискуссий и экспертных проверок. При этом, обмениваясь научной информацией, ученый, узнавая от коллег что-то новое, всякий раз рассчитывает на то, что результаты были получены в ходе добросовестно проведенного исследования, с соблюдением надлежащих правил и методов экспериментирования. А это значит, что исследователь, предоставивший эти результаты, несет за них ответственность перед научным сообществом, ведь редко когда всё от начала и до конца перепроверяется коллегами. Тем более что современные эксперименты – на ускорителях или в космосе – очень дорогостоящи. С другой стороны, сам исследователь, делая свои результаты достоянием научного сообщества, рассчитывает на то, что будет беспристрастно, объективно, на должном уровне оценен своими коллегами. И значит, научное сообщество тоже несет ответственность перед исследователем, публично предоставившим свои научные разработки. Взаимообмен научной информацией может быть плодотворен только в случае полного взаимопонимания между учеными. А для этого необходимо, чтобы, во-первых, результаты были достаточно «прозрачными», понятными хотя бы для специалистов (поэтому и существуют такие требования, предъявляемые к научным работам, как теоретико-методологическое обоснование и описание методики эксперимента), а во-вторых, необходимо, чтобы ученые были достаточно компетентны в своей области. Проблема отбора значимого знания тесно переплетается с проблемами профессиональной этики и проблемами методологии науки. Наконец, социальный институт науки определяет систему норм и ценностей, которой починяется деятельность ученого. Представители научного сообщества должны соответствовать принятым в науке нормам и ценностям. Нормы задают сферу должного, приемлемого поведения внутри социального института. А ценности определяют те блага, стремление к которым продиктовано нормами социального института. Ценности обозначают то, во имя чего соблюдаются те или иные нормы. По сравнению с нормами ценности представляют собой более высокий уровень регулирования взаимоотношений между людьми. Нормы и ценности социального института науки устанавливают согласованность интересов и целей учёных. В ходе научной деятельности учёные, обмениваясь информацией и обсуждая проблемы, тесно контактируют между собой. В результате многообразных процессов коммуникаций возникает весьма сложная ткань социальных отношений, благодаря чему каждый учёный имеет возможность согласовывать свою деятельность с деятельностью других учёных. Нормы и ценности, определяя области должного и не должного, вовлекают учёного, занимающегося познавательной деятельностью, в круг проблем этического характера. Таким образом, внутри научного сообщества формируется своя профессиональная этика. По мнению американского социолога науки Р. Мертона, следует выделять следующие черты научной этики: 1) универсализм – принцип, отражающий объективную природу научного знания, содержание которого не зависит от того, кем и когда оно получено, важна лишь достоверность, подтверждаемая принятыми научными процедурами; 2) коллективизм – принцип, отражающий всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние; 3) бескорыстие – норма, обусловленная общей целью науки – постижение истины; норма бескорыстия в науке должна преобладать над любыми соображениями престижа, личной выгоды, конкурентной борьбы и проч.; 4) организованный скептицизм – представляет собой требование критического отношения к себе и работе своих коллег; в науке ничего не должно приниматься на веру, в ходе научного поиска могут подвергаться сомнению даже самые фундаментальные положения. Коллективная природа научного труда, таким образом, определяет и состояние науки, и её направления развития. Будучи сложной социальной организацией, наука тесно взаимодействует с другими социальными сферами – с промышленными предприятиями, с государственными учреждениями, с учебными заведениями и т.п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.011 с.) |