Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука средневекового периода исторического развития

Поиск

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н. э., а ее завер­шение к XIV—XV вв. Для знания, сформированных в эпоху Средних веков в Европе, характерно стремление к всеохватываю­щему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание — это знание всеобщее, апо­диктическое (доказательное). Но обладать им может только тво­рец, только ему доступно знать, и это знание только универсаль­ное. В этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному, неисчерпывающему. Природа понималась, прежде всего, как творение Бога; её истины скрывались от человека за символами, знаками и приметами, которые могли открыться разуму только при соответствующем (религиозном) истолковании, – ведь все эти приметы были расставлены Богом. «Вначале было Слово, и Сло­во было у Бога, и Слово было Бог». Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Поэтому познавательный интерес человека эпохи Средневековья лежал главным образом в сфере теологии. Достижения античной культуры здесь не получили широкого распространения и были в значительной степени утеряны.

Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юриди­ческой литературы. Средневековье отказалось от многих провид­ческих идей античности, не вписывающихся в религиозные пред­ставления. Так как познавательная деятельность носит теологи­чески-текстовой характер, то исследуются и анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому универсальным методом стано­вится дедукция (царствует дедуктивная логика Аристотеля). В мире, сотворенном Богом и по его планам, нет места объектив­ным законам, без которых не могло бы формироваться естество­знание. Но в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др. Многие иссле­дователи расценивают существование этих дисциплин как проме­жуточное звено между натурфилософией и техническим ремес­лом, так как они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.

Так, средневековые ученые, как правило, выходцы из араб­ских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения и, следовательно, без насилия над Природой. Маг — это больше практик-экспериментатор, нежели теоретик-концептуалист.

В середине XII – 1-ой половине XIII столетия в Европе открываются первые университеты. Университеты появились в Кембридже, Неаполе, Монпелье, Саламанка, Падуе, Тулузе, но наибольшую известность получили Парижский и Оксфордский университеты.

Парижский университет состоял из нескольких отделов (факультетов), первый – факультет «свободных искусств» считался подготовительным для трёх других: медицинского, юридического и теологического. В связи с популярностью университета, в понимании католической церкви, он может оказаться «рупором католической церкви» либо «неисчерпаемым источником заблуждений, способным отравить целый христианский мир». Таким образом, Парижский университет оказывается в плену противоречивых тенденций: превратиться в центр беспристрастных исследований, связанных с изучением античного наследия, но всегда стоящей перед опасностью впасть в инакомыслие, либо подчинить исследование религиозным целям и оказаться на службе теократического догматизма.

В ином ключе разворачивалась интеллектуальная жизнь в Оксфорде. Она была не менее религиозной, но способ подчинения наук теологии был более гибким. В Оксфорде, как и в Париже, с огромным старанием изучалось наследие Аристотеля, но наибольший интерес вызывал не столько логический метод, сколько эмпирическое содержание аристотелизма. Исключительное значение имели математика и астрономия.

Схоластика (школьный), оформившаяся в IX— XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспо­сабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой схо­ласты видят путь постижения Бога. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью.

Абеляр стремится к четкому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать ре­лигиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «понимать, чтобы верить».

Альберт Великий (1193—1207) имел обширные сведения по естествознанию. Философ препо­давал в Парижском университете и стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт есте­ственного). Главным методом научного исследования он считал наблюдение, и был уверен, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. В своей тайной мастерской он проводил многочисленные эксперименты. Ученый «маг» придерживался убеждения, что все происходит на основании скрытых законов природы.

В учении Фомы Аквинского (1225—1274) есть указания на метод интеллектуального, т. е. постигающего, созерцания, кото­рый схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действи­тельную форму предмета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит».

Систему образования на первых порах в средневековье пред­ставляли монастырские школы, которые готовили священнослу­жителей. Более высокий класс школ, тоже готовивших священ­нослужителей, представляли собой так называемые епископские школы, начавшие появляться примерно с VIII в. Что же касается содержания обучения во всех этих школах, то его первую ступень составляло светское знание, а вторую, выс­шую, — теология. Светским знанием назывались те семь «сво­бодных искусств», которые сложились еще в поздней античнос­ти. Но по сравнению с римской эпохой содержание этих искусств было значительно урезано, так как приспосабливалось к выпол­нению религиозно-церковных и богословских функций.

Рождению интереса к естествознанию способствовала переводческая работа в университетах основных сочинений Аристотеля и арабских средневековых учёных.

На Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, фи­зических, астрономических, медицинских знаний. Начиная с VII в. в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения. Арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, куда вошли зем­ли Ирана, Северной Африки, азиатских провинций Византии, зна­чительной части бывшей Римской империи, Армении, Северо-Западной Индии, на которых был создан Арабский халифат. В городах халифата строились обсерватории, создавались биб­лиотеки при дворцах, мечетях, медресе. Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний.

Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми (780—850) автор нескольких сочинений по матема­тике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре сто­летия служили в Европе учебными пособиями. Через его «Ариф­метику» европейцы познакомились с десятичной системой счис­ления и правилами (алгоритмами — от имени ал-Хорезми) вы­полнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью которой было обучить искусству решения урав­нений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т.д. «Ал-джебр» (отсюда алгебра) и «ал-мукабала» — приемы вычислений, которые были известны Хорезми еще из «Арифметики» позднегреческого мате­матика Диофанта. Никакой специальной алгебраичес­кой символики у него даже в зачаточном состоянии еще нет. За­пись уравнений и приемы их решений осуществляются на есте­ственном языке.

Алъ-Фараби (870—950) первым среди арабоязычных филосо­фов осмыслил и в известной мере доработал логическое наследие Аристотеля. Мыслитель собрал и упорядочил весь комплекс ари­стотелевского «Органона», написал ком­ментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики.

Наиболее замечательное в области физики имя — аль-Хайсам аль-Газен (965—1039). Его труд по оптике, изданный на латинском языке в конце XVI в. и оказавший влияние на Кепле­ра, не только трактовал законы отражения и преломления света, но и давал поразительно точное для того времени описание стро­ения глаза.

Как и в античности, в арабоязычном средневековье было не­мало ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки. Среди них — среднеазиатский ученый аль-Бирут (973—1048), в произведениях которого трактовались вопро­сы математики, астрономии, физики, географии, общей геоло­гии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и хронологии.

Рази (864— 925) написал «Книгу объемлющую», своего рода медицинскую энциклопедию, составленную на основе работ античных и арабо-язычных ученых с добавлениями автора. Рази весьма резко для своего времени говорил о чудесах, якобы творимых пророками, как об обмане и плутовстве, о вреде религиозных направлений и сект.

К наиболее ярким представителям ближневосточного средне­вековья можно отнести Омара Хайяма (1048— 1131), великого иран­ского ученого и значительного философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший (рубай). В качестве уче­ного Хайям больше всего сделал в математике. В алгебре он сис­тематически изложил решение уравнений до третьей степени вклю­чительно, написал «Комментарии» к «Началам» Евклида.

АбуАли ибн Сила (Авиценна) (980—1037) — философ, матема­тик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал миро­вую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня. На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук.

Эти и многие другие выдающиеся ученые арабского средне­вековья внесли большой вклад в развитие медицины, в частности глазной хирургии, что натолкнуло на мысль об изготовлении из хрусталя линз для увеличения изображения. В дальнейшем это привело к созданию оптики. Арабы вплотную подошли к созданию химии.

В XV в. с разгрома Самаркандской обсерватории начинается период заката математических, физичес­ких и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносится в Западную Европу.

Средневековая западная культура — специфический феномен. С одной стороны, продолжение традиций античности (созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному те­оретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным), с дру­гой стороны, разрыв с античными традициями: алхимия, астро­логия, имеющие «экспериментальный» характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.8.126 (0.008 с.)