Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание сущности техники в концепциях Х. Ортеги-и-Гассета и Ф. Дессауэра

Поиск

Х. Ортега-и-Гассет понимает технику как реакцию человека на природу или обстоятельства, в результате которой между природой, окружением, с одной стороны, и человеком - с другой, возникает некий посредник - сверхприрода, или новая природа, надстроенная над первичной. Техника - это преобразование природы, той природы, которая делает человека нуждающимися, обездоленными. И цель его - по возможности ликвидировать подобные потребности так, чтобы их удовлетворение не составляло ни малейшего труда.

Например, нуждаясь в тепле, человек ищет пещеру или огонь, но если природа не предоставляет ему возможности решить эту проблему (наличие горящего дерева или пещеры поблизости), человек сам разводит огонь или роет пещеру. Все такие акты обладают общей структурой. В них входит некое изобретение, устройство, с помощью которого человек надежно, по собственной воле и с пользой для себя получает то, чего нет в природе и в чем, тем не менее, он нуждается. Подобное устройство зачастую подразумевает создание какого-нибудь предмета, приспособления, орудия, чье простое действие с неизменностью даст нам то, в чем мы до этого испытывали нужду.

Цель технических действий - преобразование обстоятельств, ведущее по возможности к значительному сокращению роли случая, уничтожению потребностей и усилий, с которыми связано их удовлетворение. Другими словами, человек творит новые, благоприятные обстоятельства, приспосабливая природу как таковую к собственным нуждам. Техника противоположна приспособлению субъекта к среде, представляя собой, наоборот, приспособление среды к субъекту.

Но сама техника несводима только к тому, чтобы облегчать удовлетворение необходимых потребностей. Ведь столь же древними, как орудия труда, способы добывания огня или пищи, оказываются многие другие способы, помогающие человеку изыскивать средства и ситуации, которые в данном смысле абсолютно бесполезны (музыкальная лира). Техника - это производство избыточного и ныне, и в эпоху палеолита.

Поскольку набор человеческих потребностей - функция от данной величины, то и сами потребности не в меньшей степени переменны; и раз сама техника представляет собой набор актов, порожденных для потребностей и вместе с тем осуществленных в системе потребностей, то и она всегда выступает как постоянно изменяющаяся реальность. Таким образом, напрасны любые усилия изучать технику как самостоятельное образование, как нечто, направляемое одним-единственным вектором, а тем более - заранее известным. Ведь подобная мысль предполагает, что человек всегда хотел, хочет и будет хотеть одного и того же.

Итак, техника - это главным образом усилие ради сбережения усилий. Иными словами, это действия, которые мы предпринимаем, чтобы полностью или частично избежать неотложных забот и дел, навязываемых обстоятельствами. В той пустоте, которая осталась после преодоления человеком неотложных забот, он созидает иные, уже небиологические заботы, которые навязаны природой, а изобретены им для себя самого.

Человек должен сберегать усилия, чтобы посвятить их избыток осуществлению реализации своего бытия в мире (реализовывать личностную программу «кем я хочу быть»). Миссия техники - освобождение человека, дарующее ему возможность всецело быть самим собой.

Три значительные стадии в технической эволюции: техника случая, техника ремесла, техника человека-техника.

Техникой случая является та техника, где в роли человека-техника выступает случайность, способствующая изобретению. Такова первобытная техника доисторического человека. Технические действия на этой стадии имеют неопределенный характер, входя в состав природных актов и являясь в представлении первобытного человека частью нетехнической жизни. Первобытный человек не ведает о своей способности изобретать, и, следовательно, на этом этапе открытие не представляет собой результата целенаправленного поиска.

Ремесленная техника - это техника Древней Греции, доимператорского Рима и Средневековья. Набор технических актов необыкновенно расширился. Но само соотношение между техническим и нетехническим далеко не позволяет считать именно технику основным условием поддержания жизни. Стало необходимо, чтобы какие-то люди специально освоили ряд новых технических актов, посвятив им жизнь, и это ремесленники. Человек уже сознает технику как нечто особое, специальное. На данной стадии открытия не способствуют сколько-нибудь ясному и отчетливому пониманию техники как таковой, ремесло исключает само понятие об открытии.

На стадии техника человека-техника человек получает достаточно четкое представление, что он наделен известной способностью, абсолютно отличной от тех жестких и неизменных задатков, которые составляют его природную, или зоологическую, сущность. С созданием машин, способных действовать самостоятельно и производить новые предметы, техника перестает быть тем, чем она до сих пор была: манипуляцией, управлением, орудием. В машине орудие выходит на первый план, а сам человек - просто ее придаток.

На современной стадии люди уже не могут существовать материально без достигнутого технического уровня. Современный человек уже не волен выбирать между жизнью в природе и использованием сверхприродного, он бесповоротно и окончательно приписан к последнему.

Ныне техника уже сложилась как таковая, существующая независимо и отдельно от всего прочего. И потому ей сегодня посвящают себя вполне конкретные люди - техники.

Проблемы современности. Человек готов утратить реальные представления о технике и о тех условиях в которых она возникает, и, словно первобытный дикарь, видеть в подобных вещах обыкновенные дары природы, которые уже налицо и не требуют каких-либо усилий с его стороны. Таким образом, небывалый рост техники сначала привел к ее возвышению над уровнем незамысловатого набора естественных человеческих актов, а затем, по мере дальнейшего стремительного технического развития, почти окончательно затемнил его первоначально ясное о ней представление.

Теперь уже не орудие служит человеку, а наоборот: человек - придаток машины.

Сознание своей принципиальной технической безграничности стало причиной того, что человек сегодня вообще не знает, кто он. Едва вообразив, что он способен быть всем, человек тут же перестал сознавать, кто он на самом деле. Сама техника, являясь человеку, с одной стороны, в качестве некой, в принципе безграничной, способности, с другой - приводит к небывалому опустошению человеческой жизни, заставляя каждого жить исключительно верой в технику, и только в нее.

Сущность техники, утверждает Ф. Дессауэр, проявляется вовсе ни в промышленном производстве, которое лишь в массовом порядке воспроизводит, тиражирует результаты когда-то сделанных открытий, и вовсе ни в предметах техники, которые только используются людьми в тех или иных целях, но в самом акте творчества. Иными словами, сущность техники, согласно воззрениям мыслителя, сосредотачивается в том ключевом моменте, когда она (техника) впервые появляется на свет в виде замысла, проекта или наброска конструкции.

Конечно, техническое творчество реализуется в полной гармонии с естественными законами природы и сообразно человеческим целям. Однако ни сами по себе естественные законы, ни цели человека не являются достаточными условиями для возникновения новой техники. Помимо этого существует ещё своего рода “внутренняя обработка”, которая и приводит, по убеждению мыслителя, сознание изобретателя к контакту с неким царством “предустановленных способов решений” технических проблем. Ведь изобретение какой-либо технической конструкции не является нечто таким, что можно было бы обнаружить в мире явлений.

Надо заметить, что здесь Ф. Дессауэр рассуждает в духе платоновской философии. В учении Платона кроме чувственного мира существовал ещё мир вечных и неизменных идей, – это некое идеальное царство. Чувственный мир имел материальную природу, мир же идей – духовную. В этом царстве находились идеи всех вещей, идеи всех ценностей, идей всех геометрических тел и т.д. Поэтому, когда человек открывал для себя новую истину, он, в действительности, по Платону, лишь приобщался к этому царству идей, в котором уже всё содержалось. Аналогично рассуждает и Ф. Дессауэр: техническое решение – это приобщение изобретателя к царству идей.

Итак, техническое изобретение воплощает в материи “бытие идей”. И, следовательно, техника является выражением этого духовного царства идей (или “предустановленных решений”).

Люди создают технику, однако её могущество, “сравнимое с мощью горных хребтов, рек, ледникового периода или даже планеты”, как считает Ф. Дессауэр, превосходит грани всякого ожидания. Техника приводит в действие нечто большее, чем эти могущественные силы, – она творит новую действительность. Поэтому, современная техника не должна восприниматься просто как “средство облегчения условий человеческого бытия”; через технику мы участвуем в творении действительности, которая является продолжением дела изначального божественного творения. И это, по мнению мыслителя, представляет собой “величайшее земное переживание смертных”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.011 с.)