Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие науки в эпоху Возрождения и Нового времениСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Последние века истории средневековья (XIV – XV вв.) ознаменованы возникновением интереса к познанию природы, изначально чуждого средневековой мысли. Предпосылкой данного явления послужили, прежде всего, новые переводы сочинений Аристотеля. Были возрождены основные натуралистические сочинения Аристотеля, а также труды, содержащие его методологию натуралистического опыта и наблюдения. Первые рассуждения о необходимости опытного знания с использованием аристотелевской методологии в рамках средневековой философии принадлежит Роберту Гроссетесту (1175-1253). Однако главная роль в обращении средневековой учёности к опытному познанию и в развитии эмпирической методологии принадлежит ученику Гроссетеста Рождеру Бэкону (1214-1292). Бэкон различает 2 способа познания – с помощью доказательств и из опыта. При этом он указывает на ограниченность первого, основанного на умственных построениях, и на спасительность второго, дающего успокоение не только уму, но и душе. Опытная наука, согласно Бэкону, выступает в качестве критерия достоверности познания того или иного явления. Умозрительное как таковое, которое до сих пор составляло ядро схоластического метода, представляется Бэкону неудовлетворительным. Доказательство без обращения к опыту абстрактно, т.е. лишено связи с материалом познания и потому не защищено от ошибок. Постепенно в учениях Гроссетеста, Бэкона и ряда других учёных позднего средневековья преодолевается бездна, разделявшая небесное и земное, божественное и тварное. Но несмотря не принципиально новые тенденции в развитии средневековой мысли, она непреодолимо далека от научного знания, которое обретает силу только в Новое время, потому что решает, по сути, старую задачу – укрепление церковного авторитета. Опыт здесь как никакая другая сфера деятельности делает более очевидным, убедительным и доступным для человека истины божественного Писания. Реализация идей опытной науки Р. Гроссетеста, Р. Бэкона, «калькуляторов» и др. оставалась вопросом будущего. В частности, проведение экспериментов предполагало создание соответствующей экспериментальной техники, устройств, приборов и т. д. Но для развития техники и инженерного искусства требовались огромные материальные ресурсы, которые реально появились лишь в эпоху Возрождения. Создание новой техники, в свою очередь, предполагало гораздо более широкое применение математических расчетов, использование прикладных математических моделей, которое стимулировало развитие математических исследований. Первая научная революция произошла в период конца XV – XVI веков, в период, относящийся к эпохе Возрождения. В эпоху Возрождения характер познавательной деятельности определялся прежде всего стремлением к свободе от авторитета церковных догматов. Особенность познавательного отношения к сущему связана, прежде всего, с пристальным вниманием к индивидуальному, т.е. сущему не в отношении к Творцу, но в его собственном неповторимом многообразии. Акцент всё больше смещается от вопроса о том, что есть сущее по замыслу Творца, к вопросу о том, каково сущее в своём природном проявлении. Отныне авторитетное слово церковных отцов кажется сковывающим и препятствующим познанию. Основным методом познания в эпоху Возрождения становится опыт, подразумевающий союз разума и чувств, настроенных на созерцание природы, которая служит единственным источником подлинной мудрости. Устремление к Богу, как и прежде представлявшее истинную цель человеческого существования на Земле, но приобретает своеобразный «деятельностный» характер. Это означало, что оно «должно быть реализовано в посюсторонних творческих усилиях, подтверждено земной судьбой и славой индивида, самораскрытием возможностей его человеческой природы». Именно в это время появляется учение польского астронома Н. Коперника. Коперник обосновывает утверждение о том, что Земля не является центром мироздания. Таким образом, на смену геоцентрической (от греч. gé – земля) системы мира Птолемея приходит гелиоцентрическая (от греч. helios – солнце) система мира Н. Коперника. С появлением учения Н. Коперника, можно сказать, наука впервые указала на то, какую существенную роль она может играть в решении мировоззренческих проблем. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника подорвала устоявшиеся догматы религиозного мировоззрения, которые опирались на считавшуюся в то время неопровержимой геоцентрическую систему мира Птолемея. Однако «революционность» этого учения проявилась не только в борьбе с религиозными догматами. Можно заметить, что гелиоцентрическая система мира основывается на предположении о том, что истинное движение, оказывается, может обладать иной наглядностью, чем та, которая дает визуальное наблюдение (ведь мы наблюдаем движение Солнца вокруг Земли, а не наоборот), – это предположение по своей значимости можно расценивать как переворот в научном мышлении, переворот, открывающий перед разумом человека богатые перспективы. «Наконец, следует подчеркнуть и то, что в отличие от птолемеевской астрономии, опиравшейся на аристотелевскую (качественную) механику, гелиоцентрическая система не имела прочной механической базы и стимулировала её создание. Она не столько завершала старые наблюдения, сколько стимулировала новые, ибо, устранив ряд прежних противоречий и несоответствий и продемонстрировав свою способность решать сложнейшие проблемы (например, вычислять расстояние между планетами было недоступно Птолемею), она оставила целый ряд вопросов открытыми. Именно эта открытость и делала её столь привлекательной для последующих исследований. Таким образом, в отличие от системы Птолемея система Коперника не завершала, а открывала новую эру исследований в астрономии». Одним из сторонников учения Н. Коперника был Д. Бруно, который вообще отрицал наличие какого-либо центра вселенной. В учении Д. Бруно вселенная, будучи бесконечной, заключала в себе множество систем подобных нашей Солнечной системе. Человек становится творцом, поднимаясь почти на один уровень с Богом, ведь он наделен свободой воли и должен сам решать свою судьбу, способен творить, стать мастером, которому по силам любая задача. Отсюда и характерное для эпохи Возрождения стремление познать принципы функционирования механизмов, приборов, устройств и самого человека. В этой связи особый интерес представляют попытки Леонардо да Винчи (1452—1519) применить в анатомии, которой он занимался на протяжении всей своей жизни, знания из прикладной механики и найти соответствие между функционированием органов человека и животных и функционированием известных ему технических устройств, механизмов. Как и Р. Бэкон, Леонардо да Винчи считал, что «опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши», и что для получения в науках достоверных выводов следует применять математику, в которую он обычно включал и механику. Следует добавить, что механика мыслилась им еще не как теоретическая наука, а как чисто прикладное искусство конструирования различных машин и устройств. Леонардо да Винчи подошел к необходимости органического соединения эксперимента и его математического осмысления, которое и составляет суть того, что в дальнейшем назовут современным естествознанием, наукой в собственном смысле слова. Несмотря на значительное увеличение числа инженеров, строителей и ученых-практиков, идея о том, что законы природы могут быть описаны языком математики, исключительно медленно пробивала себе дорогу на протяжении всей эпохи Возрождения. Вторая научная революция произошла ориентировочно в XVII веке, в эпоху Нового времени. Собственно говоря, именно эту эпоху и связывают с эпохой рождения современной науки, фундамент которой был заложен такими выдающимися учеными как Г. Галилей, И. Кеплер и И. Ньютон. В учении Г. Галилея, применявшим научные методы познания, содержались основы – фундаментальные принципы и законы – классической механики (например, принцип существования инерциальных систем отсчета и закон свободного падения тел). Кроме того, Г. Галилей открыл законы колебания маятника, экспериментально нашел вес воздуха, установил вращение Солнца вокруг своей оси, обнаружил спутники у Юпитера. В своей научной деятельности Г. Галилей отстаивал взгляды Н. Коперника. Выдающийся ученый И. Кеплер занимался исследованием небесной сферы и работал над составлением звёздных таблиц. И. Кеплер прославился, в первую очередь, формулировкой трех законов движения планет относительно Солнца, которые представляли собой обобщение данных астрономических наблюдений. Кроме того, он разработал теорию солнечных и лунных затмений, предложил несколько способов их предсказания, уточнил величину расстояния между Землей и Солнцем. Научное наследие И. Ньютона весьма обширно. Он разработал, независимо от Г. В. Лейбница, дифференциальное и интегральное исчисление, которым успешно пользовался при решении сложнейших задач в механике. Ему принадлежит открытие законов динамики и закона всемирного тяготения. В своём главном сочинении «Математические начала натуральной философии», И. Ньютон возвел величественное здание механики, фундамент которого составили постулаты движения. В этой работе И. Ньютону удалось математически вывести все известные к тому времени факты механики земных и небесных тел, в том числе и кеплеровы законы движения планет. Таким образом, к концу XVII века, благодаря ряду революционных открытий, была почти полностью построена классическая механика. Этот успех науки оказал очень сильное воздействие на все духовные формы жизнедеятельности человека. В том числе – на его мировоззрение. Результаты классической механики легли в основу механистической картины мира, которая с единых позиций объясняла строение всего мироздания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.007 с.) |