Опционный метод оценки бизнеса.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опционный метод оценки бизнеса.



Метод оценки инвестиционных проектов, который учитывает возможности изменения условий и выбора, назван методом реальных опционов. Область применения реальных опционов - инвестиционные проекты. Основной элемент использования оценки стоимости опционов – риски и неопределенность вариантов будущего развития. Инвестиционная стоимость исследуемого объекта рассчитывается по следующей формуле: Синв = Спр + Сопц

где Спр - стоимость предприятия без учета стоимости опциона;

Сопц - стоимость опциона.

 

Стоимость реального опциона для оценки справедливой стоимости актива традиционно рассчитывается на основе модели Блэка-Шоулза.

 

Колл-опцион = P*N(d1) – S * e^(-r*t) * N(d2)

 

N(d1) и N(d2) – кумулятивные вероятности в соответствии с нормальным распределением

Р - cтоимость активов компании;

S - номинальная стоимость долга;

t - дюрация долга;

r - безрисковая процентная ставка, соответствующая дюрации;

e^(-r*t) – база логарифма (константа)

 

Преимущества:

1) модели опционного ценообразования могут быть использованы для оценки любого актива, имеющего опционные характеристики.

2) способность метода учитывать быстро меняющиеся экономические условия, в которых функционирует предприятие.

 

Недостатки:

1) методика ценообразования опциона базируется на достаточно сложном математическом аппарате;

2) в некоторых случаях метод достаточно трудоемок для оценки стоимости предприятия в условиях неопределенности.

Сравнительный подход к оценке бизнеса, общая характеристика сравнительного подхода.

Сравнительный подход к оценке бизнеса – это совокупность методов оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними или рыночной стоимости их акций, обращающихся на открытом финансовом рынке.

Методы: рынка капитала, сделок, отраслевых коэффициентов.

 

Сравнительный подход основан на анализе рыночной информации о ценах сделок с аналогичными объектами, и предполагает, что действительная ценность бизнеса определяется его ст-стью на достаточно развитом фин. рынке.

 

Основные базовые положения сравнительного подхода:

1) Цены сходных компаний (компаний-аналогов), используемые в процессе оценки, реально сформированы рынком и учитывают многочисленные факторы, влияющие на величину ст-сти:

• соотношение спроса и предложения;

• ур-нь риска вложений в акции компании;

• кач-во менеджмента;

• перспективы развития отрасли;

• фин. рычаг и ликвидность;

• доступ к капиталу;

• конкретные особенности предприятия.

2) Вкладывая деньги в акции, инвестор покупает прежде всего будущий доход;

3) Т.к. цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, то на аналогичных предприятиях должны совпадать соотношения между их ценой и осн. показателями деят-сти или фин. параметрами.

30. Метод рынка капитала, основные этапы применения метода (краткая характеристика).

Метод рынка капитала (компании-аналога) основан на информации фин. рынка о ценах акций аналогичных компаний. Применяется для оценки неконтрольного пакета акций.

 

Этапы оценки ст-сти бизнеса методом рынка капитала:

1) Отбор сопоставимых компаний.

2) Фин. анализ.

3) Расчет ценовых мультипликаторов.

4) Выбор величины мультипликаторов.

5) Определение итоговой величины ст-сти.

1) Отбор сопоставимых компаний.

Осуществляется в 3 этапа:

а) Предварительный отбор предприятий

б) Уточнение списка.

в) Окончательный отбор.

Т.е. происходит формирование окончательного списка компаний-аналогов.

 

2) Фин. анализ.

Фин. анализ проводится в 2 этапа:

а) Анализ фин. отчетов.

Осуществляется с целью выяснения след. параметров:

• общей ст-сти имущества;

• ст-сти иммобилизованных и мобильных ср-в;

• собственного и заемного капитала;

• выручки и прибыли.

б) Анализ фин. коэф-тов оцениваемого пр-ия и сопоставление их со среднеотраслевыми или лучшими значениями в отрасли.

3) Расчет ценовых мультипликаторов.

Ценовой мультипликатор – это коэф-т, показывающий соотношение между рыночной ценой пр-ия (или одной акции) и фин. базой.

 

Типы мультипликаторов:

а) Интервальные мультипликаторы:

• цена/прибыль;

• цена/выручка;

• цена/дивиденды;

• цена/ден. поток.

б) Моментные мультипликаторы:

• цена/балансовая ст-сть активов;

• цена/ст-сть чистых активов.

 

Ценовой мультипликатор рассчитывается по следующей ф-ле:

Цм = Vан / ФБан,

где Цм – ценовой мультипликатор компании-аналога;

Vан – рыночная ст-сть компании-аналога;

ФБан – фин. база компании-аналога.

 

4) Выбор величины мультипликаторов.

а) Статистический метод, кот. предполагает проведение анализа диапазона мультипликаторов одного вида по совокупности предприятий-аналогов.

б) Аналитический метод, кот. Используется при анализе мультипликаторов разного вида по одной компании-аналогу.

 

5) Определение итоговой величины ст-сти.

Формирование итоговой величины ст-сти состоит из 3-х этапов:

а) Определение предварительных рез-тов стоимости,

б) Согласование предварительных рез-тов ст-сти,

в) Внесение итоговых поправок.

Критерии отбора компаний-аналогов при использовании метода рынка капитала.

Осуществляется в 3 этапа:

а) Предварительный отбор:

• отраслевая принадлежность;

• продуктовая группа;

• доля продуктовой группы в общем объеме выпуска.

б) Уточнение списка.

На данном этапе может возникнуть необх-сть получения доп. информации по отобранным предприятиям, и список отобранных компаний может сократиться из-за недополучения или непредоставления необх. информации.

в) Окончательный отбор - формирование окончательного списка компаний-аналогов. Используются более жесткие критерии сопоставимости, напр., такие как:

• положение на рынке;

• характер конкуренции;

• размер предприятия;

• стадия эк. развития;

• территориальное местоположение;

• качество менеджмента;

• перспективы роста;

• и т.д.

Метод рынка капитала: проведение корректировок и формирование итоговой величины стоимости.

Метод рынка капитала (компании-аналога) основан на информации фин. рынка о ценах акций аналогичных компаний. Применяется для оценки неконтрольного пакета акций.

 

Наиб. типичными явл-ся след. поправки:

• скидка при наличии непривлекательной диверсификации активов;

• корректировка на наличие нефункционирующих активов;

• корректировка на избыток или недостаток величины собственного оборотного капитала;

• корректировка на страновой риск.

Определение итоговой величины ст-сти.

Формирование итоговой величины ст-сти состоит из 3-х этапов:

а) Определение предварительных рез-тов стоимости, полученных при использовании различных мультипликаторов;

б) Согласование предварительных рез-тов ст-сти, полученных при использовании различных видов ценовых мультипликаторов;

в) Внесение итоговых поправок.

 

Характеристика ценовых мультипликаторов, используемых при оценке бизнеса.

Ценовой мультипликатор – это коэф-т, показывающий соотношение между рыночной ценой пр-ия (или одной акции) и фин. базой.

Типы мультипликаторов:

а) Интервальные мультипликаторы:

• цена/прибыль – оценка крупных предприятий, относительно высокая доля прибыли в выручке;

• цена/выручка – оценка предприятий в сфере услуг, рекламы, страхования; предприятий на ранних стадиях развития;

• цена/дивиденды – оценка миноритарных пакетов акций;

• цена/ден. Поток – оценка предприятий, в активах которых преобладает недвижимость.

б) Моментные мультипликаторы:

• цена/балансовая ст-сть активов – оценка крупных и холдинговых компаний, крупных пакетов акций;

• цена/ст-сть чистых активов – оценка компаний, имеющих значительные вложения в недвижимость, ценные бумаги, гозовое и нефтяное оборудование.

 

Ценовой мультипликатор рассчитывается по следующей ф-ле:

Цм = Vан / ФБан,

где Цм – ценовой мультипликатор компании-аналога;

Vан – рыночная ст-сть компании-аналога;

ФБан – фин. база компании-аналога.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.018 с.)