Психология в юридической практике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология в юридической практике.



Попытки использования психологических знаний для решения задач юриспруденции предпринимались еще в ХVIII-ХIХ веках. Это были как конкретные проблемы следственной практики – например, поиск мотива преступления, работа со свидетелями; так и более общие, такие, например, как понимание причин преступого поведения. Вспомните хотя бы знаменитого Шерлока Холмса: его прославленный дедуктивный метод строился на прекрасном знании психологии.

Однако формирование юридической психологии как прикладной отрасли и сферы практической деятельности психологов началось сравнительно недавно – в начале ХХ века.

В 1925 году в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Судебная психология в то время активно изучала механизмы формирования преступного поведения, особенности различных преступных групп, психологические аспекты ведения следствия (работа с подозреваемыми, свидетелями), разрабатывались приемы проведения судебно-психологической экспертизы и многое другое.

Однако отставание уровня развития практической психологии того времени от запросов практики, а также ошибки организационного характера (преувелечение роли выводов психологической экспертизы в определении виновности подозреваемого) вызвали недоверие к возможностям психологии и отказ от ее применения в юриспруденции.

Эта ситуация сохраняется до 60-х гг. прошлого века. Т. о. юридическая психология как сфера научных исследований и психологической практики активно развиватся не более 40 лет. За это время исследования юридических психологов позволили успешно решать психологические задачи применительно к целям следственного и судебного прцесса, а также в сфере исправительной психологии.

Чем же заключается практическая деятельность юридических психологов?

Юридическая психология имеет дело с приложением психологгических знаний к следственной, судебной и исправительной сфере деятельности. Соответственно она делиться на криминальную, судебную и пенитенциарную.

Криминальная психология занимается психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления.

Судебная - особенностями поведения участников уголовного процесса: психологические особенности предварительного следствия, т.е. работы с обвиняемыми и свидетелями, проведение психологических экспертиз.

Содержанием пенитенциарной психологии является изучение психологии личности заключенного, а также оказание помощи персоналу исправительных учреждений, как в работе с заключенными, так и в осуществлении эффективной саморегуляции, т.е. преодолении психологических проблем, связанных с особенностями их профессиональной деятельности.

В настоящее время достаточно интенсивное развитие приобрело еще одно направление – т.н. «виктимология» - исследование психологии жертвы.

Применение психологических знаний в следственной практике способствует более эффективному расследованию и раскрытию преступлений.

Известно о применениив следственной практике, в работе с подозреваемым ассоциативного эксперимента, который был предложен Юнгом для выявления скрытых переживаний. Иногда психолог может подсказать верное направление в расследовании дела, учитывая психологические особенности преступника.

Профессия следователя одна из тех, где опасность профессиональной деформации вследствие эмоционального выгорания и психологических перегрузок особенно велика. Важной задачей психолога является психопрофилактическая работа с целью обеспечения эффективной саморегуляции сотрудников органов правопорядка.

При работе следователя с несовершеннолетними может быть привлечен детский психолог. Учитывая особенности возраста, психологического склада личности ребенка, его позиции по отношению к следствию – подозреваемый это, преступник, потерпевший либо свидетель, психолог может дать рекомендации следователю, как лучше построить взаимоотношения с ребенком, либо переформулировать вопрсы на языке, адекватном детскому восприятию. Так же он может помочь преодолеть ребенку страх, неловкость, снять напряжение в нестандартной ситуации.

Судебно-психологическая экспертиза.

Проводится по решению следователя или решению суда соответственно нормам уголовно-процессуального кодекса в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших. При диагностировании у обследуемого психических отклонений проводиться психолого-психиатрическая экспертиза.

Общий предмет судебно-психологической экспертизы – особенности психической деятельности, исследование коей значимо для установления истины по уголовному делу.

Понимание характера совершенного преступления невозможно без исследования структуры мотивов и потребностей, присущей испытуемому системы отношений, установок, ценностных ориентаций, без раскрытия внутренней психологической структуры личности.

Психологическая экспертиза особенно часто проводиться по делам, в которых фигурируют несовершеннолетние. При этом определяется уровень их познавательной деятельности и присущие им индивидуально-личностных особенностей. Только так возможно судить о способностях обследуемого сознавать противоправность своих действий и руководить ими.

В рамках психологической экспертизы часто решается вопрос о наличии у обвиняемого какого-либо патологического аффективного состояния, либо других состояний (напр. переутомление, страх, горе), повлиявших на него в момент совершения преступления. Важное значение имееют установление возможности возникновение в определенной ситуации таких состояний как растерянность, и их влияние на качество выполняемой профессиональной деятельности. Где, на ваш, взгляд, это имеет место? В какого рода делах? (Дорожно-транспортные проишествия, несчастные случаи на предприятиях, т.п.).

Кроме преступников или подозреваемых, нередко объектами исследования становяться потерпевшие и свидетели, так как получаемые психологом данные способствуют адекватной оценке их показаний, помогают судить об их достоверности.

При провдении посмертной экспертизы психологи, анализируя личность погибшего, помогают уяснить мотивы, которыми он руководствовался при совершении тех или иных поступков, в том числе и мотивы совершения суацида. Например, фильм «Поезд остановился». Правда, главный герой не психолог, их тогда не было в следственной практике, а следователь в исп. Олега Борисова. Главный герой фактически совершил суицид, а не геройский поступок, хотя внешне все выглядело именно так. И только расследование обстоятельств жизни и изучение личности погибшего прояснили истинное положение вещей.

Заключение эксперта наряду с другими фактическими данными служит доказательством по уголовному делу. Экспертиза в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без чего по некоторым деделам невозможно установить юридический мотив совершения преступления.

При назначении судебно-психологической экспертизы запрос на работу психолога должен быть сформулирован правильно и, так же, как и вдругих областях психологической практики, не выходить за рамки его профессиональной компетенции.

Например, перед экспертом не могут быть поставлены вопрсы относительно достоверности показаний допрашиваемых лиц.

Данные, полученные в ходе экспертного исследования, помогают также правильно определить меру наказания и служат для обоснованного выбора мер воздействия, исходя из особенностей личности преступника.

Пенитенциарная (или исправительная) психология.

Профессиональную деятельность психологов в этой сфере можно разделить на два основных направления – работа с заключенными и сотрудниками исправительных учреждений.

Работа с заключенными определяется теми целями, которые преследует заключение: это 1) наказание, 2) перевоспитание, 3) профилактика преступлений (Васильев).

Что касается первой функции, то здесь внимание психолога направлено на изучение изменения личности преступника в период отбывания наказания, психологическое обоснование условий содержания и режимных моментов. Принятых в исправительных учреждениях. Особенно это важно при работе с такими категориями заключенных, как невротики, психопаты, наркоманы, алкоголики, ярко выраженные акцентуанты, лица с легкой степенью дебильности, которых немало среди заключенных. Для таких категорий наряду с обычными мерами необходима разработка медико-психологических мер воздействия.

Сейчас в юридической психологии разрабатываются новые направления работы

в исправительых учреждениях, при которых в формировании личности заключенного, в т.н. перевоспитании, принимали бы участие психологи, педагоги, психотерапевты, священнослужители. Цели психологической коррекции поведения должны выйти на первый план.

Весьма актуальной проблемой исправительной психологии является проблема адаптации бывших заключенных к нормальной жизни в социуме. Необходимо признать, что процесс этот из-за значительной деформации личности человека в заключении является очень сложным. А иногда и невыполнимым. И тогда происходит самое страшное – человек попадает в порочный круг, совершая рецидив. Поэтому разработка эффективных реабилитационных мер является насущной проблемой исправительной психологии.

К значимым роблемам юридической психологии относиться профилактика преступлений, особенно среди несовершеннолетних. Для этого изучаются условия формирования преступного поведения, вляияние на эти процессы роли микросреды.

Второе направление обусловлено тем, что администрация, а тем более воспитательский корпус мест лишения свободы не обладает достаточной психологической подготовкой и культурой. В результате чего неучет психологических особенностей, особенно лиц с отклонениями, формальная организация процесса отбытия наказания, негуманное обращение приводят к дальнейшей деформации личности прступника. («Зеленая миля» с Томом Хенксом прекрасный образец личности служащего подобного учреждения. Сочетание строгости, верности служебному долгу и истинного гуманизма по отношению к приговоренным к смертной казни).

Таковы вкратце особенности психологической практики юридических психологов. Подробно с этой темой вы ознакомитесь на старших курсах в рамках спецкурса «Юридическая психология».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.035 с.)