Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная непригодность к конкретной профессииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
О профнепригодности говорят в тех случаях, когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения медиков, с работой в той или иной области деятельности. Однако противопоказания могут быть не только медицинские. Есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором. Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом — с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно. Скрытая профнепригодность не так очевидна — специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно-психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств другими. Степень напряженности зависит от характера профессиональных функций, индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков и умений.
9Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов.
На сегодняшний день в условиях постоянного реформирования системы высшего образования вопросы подготовки квалифицированных психологов приобретают необычайно важное значение. Стоит отметить, что в настоящее время количество вузов, в которых ведется обучение по специальности «психология», исчисляется сотнями, а число выпускников - тысячами. Но, как ни странно, людей, способных оказывать квалифицированные психологические услуги в различных сферах, недостаточно. Таким образом, сегодня в России наблюдается острая нехватка квалифицированных психологов. Отсюда следует, что нам необходимо понять, каковы особенности профессиональной подготовки психологов в вузах, выявить трудности, возникающие в ходе ее осуществления. Мы считаем, что важным ограничением, возникающим на пути подготовки профессионального психолога является то, что, поступая в вуз для обучения психологии, вчерашний школьник руководствуется в большей степени результатами выпускных экзаменов, престижностью профессии, рекомендациями окружающих, и в меньшей степени - своими личностными особенностями, которые выступают в качестве основы для формирования профессионально важных качеств. Бесспорно, нельзя не согласиться с позицией С.Л. Рубинштейна, который считал, что «осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же формируются». При этом есть основания полагать, что имея некоторую основу для развития тех или иных качеств, человеку будет проще сформировать их, а качество этих новообразований, их прочность будет выше, чем если бы человек не имел исходных предпосылок к развитию определенных черт. Важной особенностью сегодняшней системы высшего образования, в целом, и профессиональной подготовки психологов, в частности, является ее ориентация преимущественно на практику. Акцент делается на том, чтобы обучить студента конкретным приемам, применяемым в работе психолога. Сегодня психология стала преимущественно практической областью. Нет сомнений в том, что без знания отдельных способов работы психолог не сможет решить стоящую перед ним профессиональную задачу. Практика не просто нужна, она необходима. Но в таком подходе есть ряд ограничений и даже опасностей, как для самого психолога, так и для заказчиков психологических услуг. Прежде всего, необходимо помнить о неразрывном единстве теории и практики. Прежде, чем решать имеющуюся профессиональную задачу, необходимо понять ее суть, оценить имеющиеся ресурсы, определить пути решения, а уже затем подобрать адекватный способ действия и приступить к работе. Для того, чтобы успешно справиться с первыми тремя этапами, психологу необходимо научиться мыслить психологически: грамотно оперировать понятиями, выстраивать разнообразные модели психической реальности, словом, сформировать специфически психологический способ восприятия действительности. А это возможно лишь в случае. Если студент с самого начала обучения будет получать разнообразные знания в области теории и методологии психологии, а так же смежных наук. Кроме того, теоретическая подготовка позволяет будущему психологу профессиональные предпочтения и интересы, что детерминирует его познавательные потребности. Как уже было сказано, под влиянием освоения различных теорий формируется мышление будущего профессионала: он учится анализировать, сопоставлять, классифицировать, сравнивать, отделять главное от второстепенного и т.д. Эти умения призваны помогать ему в решении широчайшего круга задач. Важно так же отметить и то, что практическое овладение приемами практической деятельности психолога позволяет усвоить уже существующие способы действий, в то время, как знание теоретических и методологических основ позволяет психологу конструировать новые способы решения поставленных задач. Это особенно важно в связи с тем, что в реальной деятельности психолога типовые задачи, для которых заготовлены определенные варианты решений, практически не существует. Каждая ситуация своеобразна и неповторима, поэтому от психолога требуется постоянное творчество в выборе методов работы. [3] Важнейшим этическим принципом психологии является принцип не нанесения ущерба. Поэтому от психолога требуется умение подбирать способы действий, адекватные поставленной задаче. А для этого необходимо знать, на какие теоретические положения и методологические принципы опирается тот или иной метод. В противном случае есть все шансы нанести вред заказчику. Таким образом, мы отмечаем необходимость обучения студентов психологов не только практическим навыкам, но и теоретико-методологическим основам психологии. Можно заметить, что в начале обучения, как правило, преподаются преимущественно теоретические дисциплины, а на более поздних этапах профессиональной подготовки акцент делается на практикоориентированных курсах. Возможно, это связано с тем, что исходно встает необходимость выработать у студентов психологический способ мышления и восприятия действительности. И уже на этой базе формировать специалиста, не только знающего, но и умеющего. Важно так же отметить, что в начале обучения, студент адаптируется к новой социальной позиции, принимает нормы, принятые в профессиональной среде, на базе которых в дальнейшем происходит формирование профессионально важных качеств и развитие личности в целом [2; 6]. Профессионал - это активный, ответственный и свободный в выборе средств своей деятельности субъект. Следовательно, квалифицированный психолог должен быть уметь творчески проявлять себя, реализовывать свои компетенции в нестереотипной форме. Поэтому в рамках различных курсов студентам-психологам предлагаются разнообразные творческие задания, позволяющие им «оживить» теорию и научиться мыслить нестандартно. В процессе профессиональной подготовки с неизбежностью происходит личностное развитие студентов, источником которого является учебно-профессиональная деятельность, как ведущая. В.Я. Ляудис центральное место отводит совместной продуктивной деятельности, возникающей при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как «единицу анализа становления личности в процессе учения». Система совместной деятельности может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны между собой все ее компоненты: отношение студентов к целям и содержанию обучения, отношения студентов между собой и к преподавателям; условия, в которых протекает учебная деятельность [8]. В.А. Иванниковым установлен фазовый характер учебной деятельности. В первой фазе происходит осмысление создавшейся ситуации, повышается общая готовность к выполнению длительной умственной работы, усиливается организованность. В этой фазе отмечается выработка таких качеств, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т.д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук. Следующая фаза - период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализации, вся система уровней деятельности приходит в соответствие с основной целью обучения. В этой фазе формируются качества, характеризующие выработку у студентов общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного долга [6]. На основании различных исследований О.К. Соколовская выделяет основные психологические особенности становления профессиональной позиции студентов-психологов: профессиональная позиция развивается в результате учебно-профессиональной деятельности, способствует активному овладению знаниями, умениями и навыками для дальнейшей профессиональной деятельности; неравномерный характер развития в развитии профессиональной позиции студентов-психологов наблюдаются латентные и кризисные периоды; при равных условиях, создаваемых вузом, у студентов формируются различные типы профессиональной позиции, часть студентов после окончания высшего учебного заведения планируют работать по специальности, остальные предпочитают другие профессии, не связанные со специальностью, получаемой в вузе [2] Здесь важно отметить, что равными можно назвать только внешние условия, в то время, как будущая профессиональная позиция психолога во многом определяется внутриличностными факторами: особенностями мотивационно-потребностной сферы, направленности, ценностных ориентаций, личностных смыслов и т.д. Следует особо отметить, что профессия психолога предполагает постоянное пополнение багажа знаний, овладение новыми компетенциями, поскольку психолог работает с людьми, а они реагируют на социально-экономические трансформации личностными изменениями. Поэтому задача психолога - быть чувствительным к нововведениям в науке и практики. следовательно, чрезвычайно важным умением, которое приобретается в процессе обучения, способность и желание заниматься самообразованием. Итак, на сегодняшний день профессиональная подготовка психологов в вузах должна включать гармоничное сочетание знаниевого компонента, представленного теоретическими и методологическими основами психологии, и практического, который заключается в знакомстве студентов с конкретными способами практической деятельности психологов, и приобретении первичного опыта их применения в учебных ситуациях. Кроме того, особое место в обучении будущих специалистов-психологов занимает такое обучение, предполагающее творческий подход при решении проблемных задач. В ходе этого процесса происходит формирование и развитие профессионально важных качеств психолога, а так же - личности будущего профессионала, его интересов и профессиональной позиции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.107 (0.008 с.) |