Трудовой процесс как единство социально-экономических интересов человека и его психофизиологических возможностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовой процесс как единство социально-экономических интересов человека и его психофизиологических возможностей.



Трудовой процесс как единство социально-экономических интересов человека и его психофизиологических возможностей.

 

Психофизиологические задачи организации труда на предприятии заключаются в создании условий для сохранения в процессе труда здоровья и устойчивой работоспособности человека на длительный период времени на основе внедрения рациональных режимов труда и отдыха, повышения культуры труда.

Разрабатывать новые режимы труда и отдыха и совершенствовать существующий следует исходя из особенностей изменения работоспособности.

Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, то работник сможет выполнить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении.

При выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход.

Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.

Необходимость чередования труда и отдыха в течение различных временных отрезков (смена, неделя, месяц, год) имеет физиологическое обоснование. Трудовая деятельность человека связана с расходованием физической и нервной энергии, которое приводит к изменениям в организме.

До определенного периода времени эти затраты не приводят к необратимым изменениям в организме, который восстанавливает первоначальное состояние в период кратковременного отдыха. Если же эти пределы нарушаются, накапливаемое утомление и постоянное влияние вредных факторов на организм приводят к нарушениям его функций и профессиональным заболеваниям.

Научной основой для построения рациональных режимов труда и отдыха является динамика работоспособности человека, отражающая влияние на организм всего комплекса условий труда. В свою очередь, работоспособность изучается по психофизиологическим и технико-экономическим показателям больших групп обследуемых работников в течение рабочей смены, недели, месяца, года и трудоспособного возраста. Исследования, проведенные НИИ труда совместно с другими научно-исследовательскими организациями, позволили установить, что динамика работоспособности в течение перечисленных отрезков времени не является стабильной.

Наряду с физической и умственной работой значительное воздействие на утомление оказывает и окружающая производственная среда, то есть условия, в которых протекает его работа.

Важнейшей задачей в улучшении организации труда является установление наиболее целесообразных режимов труда и отдыха.

Режим труда и отдыха - установленный в организации, распорядок, регламентирующий определенное чередование времени работы и отдыха на протяжении рабочей смены, недели, месяца и года. На основе психофизиологических исследований разработаны и рекомендованы более десяти типовых режимов труда и отдыха.

Несмотря на то, что потребность в отдыхе индивидуальна и зависит от здоровья конкретного человека, его психофизиологического состояния, возраста, пола, степени физической подготовки, организация совместного труда требует его регламентации для целых групп категорий работающих.

Поэтому на предприятиях сменный, недельный и месячный режимы труда и отдыха устанавливаются в целом, а иногда и по отдельным его подразделениям.

 

2. Предмет, содержание и задачи курса «психология труда»

 

Главные задачи психологии труда:

1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;

2) улучшение условий жизни работников;

3) улучшение условий рабочей деятельности;

4) минимизация аварийных ситуаций;

5) выработка наиболее приемлемого метода управления;

6) планирование тактики и стратегии управления;

7) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства;

8) психологическая помощь работникам предприятия;

9) превентивная психологическая работа, направленная на формирование здорового образа жизни;

10) разработка основных критериев приема на работу;

11) разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;

12) рациональная перестройка и обновление профессий.

Предметом психологии труда являются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям. Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.

 

Объектом психологии труда является труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности.

Объект психологии труда — деятельность индивида в условиях производства.

Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику, умение замечать личность в коллективе. Субъектом труда можно считать и работника как такового, и предприятие в целом.

В практической деятельности психология труда использует различные методы для изучения особенностей функционирования человека в трудовых условиях. С помощью этих методов осуществляются отбор кандидатов при приеме на работу, изучение психологических особенностей сотрудников и другие аспекты трудовой деятельности человека.

Основные методы психологии труда:

1) тестирование;

2) включенное и не включенное наблюдение;

3) беседа;

4) интервью и опросы;

5) тренинги;

6) ролевые игры;

7) анализ и синтез информации.

 

Влияние производственных условий на физиологические процессы и работоспособность человека (терморегуляция, влияние атмосферного давления, влажности и движения воздуха, излучения, воздушная среда, восприятие звука и шума, свет, цвет и освещение). Психофизиологический уровень анализа проблем, возникающих в организации трудовой деятельности.

 

Несмотря на огромную роль человека в осуществлении производственного процесса, влияние его ограничивается психофизиологическими возможностями организма.

В основе исследования психофизиологических факторов, определяющих возможности организма, лежит понятие работоспособности человека - функционального свойства организма человека, необходимого для выполнения конкретной работы.

С физической точки зрения, это означает, что человеческий организм должен выдерживать определенные нагрузки - физическую, нервно-психическую и эмоциональную, повышать и сохранять на определенном уровне интенсивность физиологических процессов в двигательном аппарате, нервной системе, органах кровообращения, дыхательных органах и тем самым обеспечивать нормальное течение трудовой деятельности.

Функционирование организма требует протекания в нем химических и биохимических процессов в достаточно строгих температурных пределах. Для температуры тела это интервал находится в пределах 36,5--37,0° С.

В процессе взаимодействия человека с окружающей средой температура тела может значительно изменяться, что связано с температурой, влажностью и подвижностью воздуха в окружающей среде, а также тепловой радиацией от различных видов оборудования, используемых в производственной среде. Приспособление организма человека к изменениям параметров состояния окружающей среды выражается в способности протекания в нем процессов терморегуляции.

Терморегуляция - совокупность физиологических и химических процессов в организме человека, направленных на поддержание постоянства температуры тела Терморегуляция, таким образом, обеспечивает равновесие между количеством тепла, непрерывно образующимся в организме и излишком тепла, непрерывно отдаваемым в окружающую среду, т.е. сохраняет тепловой баланс организма.

На производстве различают четыре уровня воздействия факторов условий труда на человека:

- комфортные условия труда обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья;

- относительно дискомфортные условия труда при воздействии в течение определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;

- экстремальные условия труда приводят к снижению работоспособности человека, не вызывают функциональные изменения, выводящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям;

- сверхэкстремальные условия труда приводят к возникновению в организме человека патологических изменений и к потере трудоспособности.

В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомляемости, улучшению настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда. Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается путем эстетического оформления интерьера, использования удобной мебели, позволяющей находиться в удобной расслабленной позе, трансляции специально подобранных музыкальных произведений, насыщения воздуха благотворно действующими отрицательными ионами, приема тонизирующих напитков, имитации в помещении естественно-природного окружения и воспроизведения звуков леса, морского прибоя и др. Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением. Этот метод позволяет нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции. Как показывает опыт, пребывание рабочих в комнатах психологической разгрузки способствует снижению утомляемости, появлению бодрости, хорошего настроения и улучшения самочувствия.

Основными элементами трудового процесса, оказывающими влияние на функции систем человека и его здоровье, являются:

· стереотипно повторяющаяся мышечная работа,

· вынужденная рабочая поза;

· повышенные нагрузки на зрительную систему;

· нервное и психоэмоциональное напряжение;

· монотонность (однообразие) рабочих действий;

· гипокинезия3.

Совокупность элементов трудового процесса определяет характер трудовой нагрузки и, следовательно, уровень физиологического напряжения работающего человека. Величина трудовой нагрузки зависит не только от характера трудового процесса, но и от организации его ритмичности, режима труда и отдыха работающего (внутрисменные перерывы и их заполнение, одно- двух-, трехсменная работа, вахтовая организация труда), влияние неблагоприятных факторов производственной среды (температура, давление и влажность воздуха; шум и вибрация; плохая освещенность; действие вредных химических веществ), необходимости использования средств индивидуальной защиты4.

Трудовая нагрузка может адресоваться к различным физиологическим системам, значительно повышая уровень их функциональной активности. В зависимости от степени вовлечения в процесс трудовой деятельности нервно-мышечного аппарата или нервно-психических функций нагрузки подразделяют на физические и нервно-психические5.

Любой труд протекает в конкретной реальной среде. Поэтому широкое распространение получило представление об условиях труда. Существуют разные определения понятия, но чаще всего под условиями труда понимаются все факторы, от которых зависит работоспособность человека и его здоровье. Этих факторов много. Для удобства их делят на четыре основные группы13.

Санитарно-гигиенические факторы: микроклимат (температура, влажность воздуха, скорость движения воздушного потока), освещенность рабочего места, уровень шума, интенсивность загрязнения воздуха пылевыми частицами (запыленность), химическими компонентами (загазованность), наличие в зоне выполнения работы ультразвука, УВЧ, радиационных источников и т. п. Гигиена труда подробно рассматривает эту группу факторов и разрабатывает нормативы предельно допустимых уровней соответствующих показателей, а также разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с существующим неблагоприятным фактором внешней среды.

Психофизиологические факторы — это большая группа факторов, включающая характер режима труда и отдыха, тяжесть и напряженность труда, рабочие позы, величину нагрузки на скелетную мускулатуру, на ЦНС, на высшие отделы мозга, интенсивность загрузки мозга поступающей информацией, характер принятия решений, степень риска:

Социально-экономические факторы — это группа факторов, включающая социальную защищенность работающего, его заработную плату, покупательские способности, обеспеченность домами отдыха, детскими садами, школами, длительность отпуска и т. д.

Эстетические факторы — интерьер рабочего помещения, форма, цвет изделия, с которым приходится работать, форма, цвет, фасон рабочей одежды и т. п.14

В основе различных видов трудовой деятельности лежит установка, на базе которой в центральной нервной системе (ЦНС) создается определенная программа действий, реализующаяся в целенаправленной деятельности человека, ориентированной на достижение конкретной цели. В процессе трудового действия в центральную нервную систему постоянно поступает информация о ходе выполнения программы, на основании которой возможны текущие поправки действий (сенсорные коррекции). Точность программирования и успешность осуществления программы действия зависят от опыта работающего, количества предшествующих повторений этого действия, степени автоматизма, состояния физиологических систем человека в момент работы, гигиенических условий окружающей среды15.

Улучшения умственной деятельности можно достигнуть не только в процессе и в результате самой деятельности, но и под влиянием ряда внешних эмоциогенных или стрессорных разжителей — шума, гравитационного стресса, охлаждения, показа картин, кинофильмов, вызывающих отрицательные или положительные эмоции. Улучшение функций ЦНС отмечено и у животных под влиянием таких неблагоприятных (в общем) воздействий, как охлаждение, ограничение подвижности26.

Сведения об условиях труда позволяют определить уровень психологической нагрузки на работника. Условия труда составляют производственную среду. Производственная среда - совокупность всех физических, социально-психологических и технических факторов внешней среды, воздействующих на работника.

Труд выступает в 3-х аспектах:

.Предметно-действенном (использование материальных средств и объектов труда).

.Физиологическом (активизация физиологических сил и функций человеческого организма).

.Психологическом (осознание цели, проявления воли, внимания, интеллектуальных способностей субъектом труда).

Основные причины аварийности и травматизма распределяются по следующим группам. 1.Напряженность труда, нетипичность ситуации, особенности технического обеспечения. 2.Отрицательное воздействие санитарно-гигиенических условий. 3. Социально-психологические условия.

Психологический анализ направлен на изучение причин, связанных с человеческим фактором. Это совокупность причин, которые сами по себе не провоцируют аварийной ситуации, но влияют на поведение работника таким образом, что он сам создает аварийные ситуации. Например, плохая организация работы, плохое освещение, противоречивость инструкций, введение новых обозначений сигналов, шум от скопления народа в помещении и т.п. могут вызвать ошибки в работе человека и спровоцировать аварийную ситуацию.

В числе факторов окружающей среды, оказывающих воздействие на работоспособность людей, можно назвать:

· общее состояние производственных помещений;

· метеорологические условия (температура, влажность воздуха, степень его подвижности, уровень атмосферного давления);

· освещенность производственных помещений и особенно рабочих мест;

· цветовое оформление интерьера производственных помещений;

· уровень шума;

· уровень вибрации;

· запыленность, загазованность;

· ультрафиолетовое, электромагнитное и ионизирующее излучение.

Совершенствование условий труда на предприятиях осуществляется в двух направлениях:

· путем устранения неблагоприятных и вредных факторов внешней среды;

· путем проведения ряда мероприятий, позволяющих защитить рабочего от влияний неблагоприятных и вредных факторов (или уменьшить степень их воздействия).

В качестве частных показателей условий труда принимаются: освещенность, чистота воздуха, его влажность, шум, вибрация и другие санитарно – гигиенические показатели, поддающиеся определению.Создание условий для сохранения и поддержания на достаточно высоком уровне работоспособности людей в процессе их трудовой деятельности – одна из важнейших задач организации труда.

Психофизиологический уровень анализа деятельности означает изучение физиологических систем, участвующих в деятельности.

 

3.1 Психофизиология работоспособности

Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров ее эффективности и затрат псих офизиологических ресурсов человека определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. Для оценки такого сложного многопланового явления, как работоспособность, применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным система: эффективности, или продуктивности, деятельности, самочувствия человека, и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности. В качестве психофизиологических показателей используются преимущественно ЧСС, ЭПГ, ЭМГ, ЭОГ, КГР и др.[2,С.45-46].

3.2 Психофизиологические детерминанты адаптации человека к эк стремальным условиям деятельности

В настоящее время основными направлениями в изучении адаптации к экстремальным и напряженным условиям профессиональной деятельности ст али определение этапов становления психофизиологической системы адаптации, критериев ее сформированности, выделение компонентов структуры этого феномена, стратегий развития его составляющих во времени и определение детерминант этого развития.

На основе системного подхода в психологической системе адаптации наряду с когнитивным и мотивационно-полвевым компонентами исследователи выделяют активационный компонент, который связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъектам целее, с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей, - с другой.

Феноменально регулирующая роль механизмов активизации, преобразования и распределения психофизиологических ресурсов проявляется в изменении ЧСС, частоты дыхания и особенно ярко в индивидуальном паттерне фоновой ЭЭГ-активности, повышении/снижении общего уровня активации в процессе адаптации и в динамике ЭЭГ на микроинтервалах времени.

На основе анализа динамики взаимосвязи ЭЭГ-показателей активационного и продуктивных параметров деятельностных компонентов адаптации в операторской деятельности нами были выделены стратегии адаптации, определяющие динамику эффективности деятельности и характер распределения физиологических ресурсов. Показано, что гибкая и мобилизационная стратегии адаптации реализуются преимущественно при большом объеме ресурсов, а стратегии компенсации и угадывания - при дефиците ресурсов.

Психофизиологические данные помогают на практике различать состояние психической адаптации и дезадаптации, выявлять динамику и формы процесса адаптации, уровни и варианты формирующихся адаптационных система, а также определять группы факторов, влияющих на процесс адаптации, которые усиливают или уменьшают компенсаторные возможности и ресурсы человека.

3. 3 Психофизиологические функциональные состояния

Актуальность изучения ПФС определяется их вкладом в обеспечение эффективности деятельности и надежности человека, а также увеличением количества профессий и изменением условий труда, когда психофизиологические возможности человека становятся определяющими в развитии тех или иных ПФС. Именно данные психофизиологических исследований в сочетании с психологическими методами обусловили исследования ПФС, выделив их в отдельный предмет изучения.

В русле этих исследований ПФС понимается как системная реакция (от организменного до личностно-психологического уровня), обеспечивающая необходимый уровень ресурсного обеспечения деятельности и компенсации возникающих затруднений. Поскольку основным критерием изменения состояния выступает изменение характера ресурсного обеспечения, именно этот аспект является базовым в исследованиях ПФС и обусловливает применение электрофизиологических металлов для их объективной оценки (полиэффекторный метод).

Накоплено большое количество эмпирических данных о различных типах ПФС, а также разработаны методы и критерии их диагностики [4,с.60]. Определены и типичные для профессиональной деятельности состояния: монотония, утомление, напряженность и стресс. Характер функционирования обеспечивающих деятельность физиологических и психологических систем организма позволил выделить системные основания для дифференциации различных состояний. Преобладание когнитивного или эмоционально-активационного компонентов в состоянии человека означает развитие у него эмоциональной или операциональной напряженности. Определение психофизиологической цены деятельности позволило разработать конкретные методики оценки состояний функционального комфорта, продуктивной и непродуктивной напряженности. Обобщенный и количественный показатель цены деятельности, включающий психофизиологические параметры ПФС человека, в настоящее время широко используется в эргономических исследованиях для оптимизации условий, содержания и режимов трудовой деятельности, оценки и прогнозирования работоспособности.

В отличие от тех, кто фактически отождествляет ПФС человека с ФС мозга, представители субъектно-деятельностного направления при анализе ПФС основываются на психологических традициях, выдвигая на первый план активность субъекта труда, и рассматривают физиологические изменения в ПФС как вторичные по отношению к мотивам и целям деятельности.

Еще одним направлениям в исследовании ПФС человека, имеющим практическое значение, является анализ факторов и механизмов, определяющих эффективность процессов саморегуляции состояний, основная цель которой - гармонизация взаимоотношений с окружающим миром и с самим собой. Для повышения эффективности процессов саморегуляции состояния в профессиональной деятельности человека разрабатываются методики активизации механизмов непроизвольной и произвольной саморегуляции, в процессе профессиональной подготовки включаются методы, обучающие человека способам и приемам произвольной и эмоциональной саморегуляции, в том числе аутотренинга, йога и др.

Подход к саморегуляции ПФС как к определенному виду психической деятельности позволил разработать типологию индивидуальных стилей саморегуляции ПФС. Различия в индивидуальном стиле саморегуляции ПФС определяются взаимодействием двух механизмов: на психодинамическом уровне - механизма «экстра - интроверсии», который обеспечивает поведенческую и эмоциональную вариативность; на физиологическом - определенного типа вегетативной регуляции (эрго/трофотропным), ответственного за энергетическое обеспечение психологической деятельности

Заключение

Психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает рассмотрение ее как сложно, многомерного и многоуровневого, динамического и развивающегося явления, и поэтому исследование деятельности не должно ограничиваться анализом только психологических составляющих и их социальной обусловленности - необходимо изучение физиологического обеспечения деятельности и разработка концепций, анализирующих физиологические процессы, ее реализующие. Именно поэтому психофизиологический анализ деятельности - изучение ее структуры и физиологических составляющих и их взаимоотношений с психологическими составляющими - стал существенным направлением в совершенствовании трудовой деятельности человека, возникновение которой связано с исследованием рабочих движений, проведенным еще И.М.Сеченовым.

 

Физиологической основой производительности труда является работоспособность, т. е. максимум работы, которую в состоянии выполнить человек. Но этот максимум нельзя смешивать с границами возможного. В трудовом процессе человек может использовать только часть работоспособности, а другая часть используется для выполнения общественных и культурных программ.

Работоспособность определяется процессом возбуждения и обеспечивающим его обменом веществ. Количество энергетических веществ, использованию которых организм не препятствует, является размером работоспособности.

Работоспособность человека в течение рабочего дня не является стабильной, для нее характерно фазное развитие. Основными фазами работоспособности являются: фаза врабатывания (или нарастающей работоспособности), фаза высокой устойчивой работоспособности, фаза утомления или падения работоспособности (табл. 7.2).

Таблица 7.2 Динамика работоспособности

Типовая кривая динамики работоспособности в течение смены представлена на рис. 7.1.

Рис. 7.1. Динамика работоспособности на протяжении смены

Первое представляет стимуляцию истинную, так как увеличивает функциональный потенциал, а второе – ложную, так как повышение работоспособности происходит за счет более глубокого истощения ресурсов организма.

Истинное повышение работоспособности оказывают метаболические стимуляторы, которые включаются в обменные процессы и способствуют выведению образующихся шлаков. К данной группе относятся глюкоза, фосфаты, витамины группы В, кислород и др.

Важнейшим психофизиологическим фактором при организации рабочего места является организация рабочей позы. Термин «рабочая поза» обозначает наиболее частое предпочтительное взаиморасположение частей тела при выполнении трудовых операций.

Рациональной можно назвать такую рабочую позу, которая поддерживается за счет минимума активных напряжений мышц, т. е. она должна быть свободной и не напряженной.[233]

Поза «стоя» более утомительна, чем поза «сидя», так как требуется значительная работа мышц по балансированию и удержанию равновесия тела. При постоянном фиксированном положении «стоя» увеличивается гидростатическое давление на стенки сосудов, наблюдается застой крови в мышцах нижних конечностях. Поэтому человеку, работающему стоя, необходимо обеспечить возможность изменения рабочей позы и передвижения. Нормальной рабочей позой в положении «стоя» можно считать такую, при которой человеку не требуется наклоняться вперед больше чем на 15°.

Положение «сидя» имеет ряд преимуществ по сравнению с положением «стоя»: уменьшается статическая нагрузка, происходит разгрузка органов кровообращения, снижаются энергетические затраты. Но длительная работа в положении «сидя» может привести к расслаблению мышц живота и тазового дна, к образованию сутулости. Поза «сидя» может быть организована лишь при соблюдении следующих условий: размах движений должен быть невелик; величина усилий рабочего не должен превышать 5 кг.

Ритмичность – это общебиологическая реакция, как всего организма, так и отдельных его органов и систем. Она является такой же основой жизни как возбудимость живых тканей, гомеостазис, или способность организма адаптироваться к определенной среде и условиям жизни. Следовательно, ритмичность необходимо соблюдать и при организации труда. При выполнении деятельности клетки организма расходуют энергетические ресурсы. Причем беспрепятственно, без вреда для организма, используется только определенное количество энергии, которое И.П. Павлов назвал «пределом трудоспособности», затем работоспособность снижается.

Для поддержания работоспособности на высоком уровне необходимо рациональное чередование труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха – это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение возможно длительного периода

При благоприятных условиях труда период высокой устойчивой работоспособности составляет не менее 75 % рабочего времени первой половины смены и 65 % – второй. Период врабатывания, в зависимости от сложности выполняемой работы, занимает не более 40 мин в начале смены, а после обеденного перерыва – не более 50 % этого времени.

 

В процессе наблюдения психолог получает всю необходимую информацию о проявлениях трудового поведения в различных ситуациях, о коммуникативных процессах, об условиях труда и т. д. Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж..

Хронометраж - является методом объективного наблюдения и представляет собой регистрацию изменений во времени каких-либо параметров трудового процесса c помощью секундомера или часов. При этом можно определить различные временные характеристики трудового процесса и установить распределение затрат времени на выполнение отдельных операций, фактические затраты времени на изготовление сменной нормы, потери времени

Для проведения хронометража используют обычную или графическую форму хронокарты. Перед проведением хронометража психологу необходимо проинформировать работника и рассказать о задачах и целях предстоящего хронометража, постараться снять напряжение с работника.

«Фотография» рабочего дня представляет собой временную регистрацию всех совершенных работником трудовых действий в течение одного трудового дня: режим труда, время отдыха, вынужденная остановка работы и т. д. Для более полного и максимально точного наблюдения выполнять его следует поэтапно:

Все полученные данные фиксируются в специальном бланке, по которому в дальнейшем строится график, отражающий чередование работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношение функций и времени, требуемого на выполнение этих функций.

Факторы тяжести труда; непосредственная и отдаленная реакция организма на неблагоприятные условия труда; функциональные сдвиги и их оценка; отдаленные последствия неблагоприятного воздействия условий труда на человека.

Под тяжестью труда понимается степень совокупного воздействия всех факторов трудового процесса, санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических условий и др. на работоспособность человека, его здоровье, жизнедеятельность и воспроизводство рабочей силы.

Физиологически обоснованная классификация различных видов труда по тяжести имеет важное значение для оптимизации условий труда, его адекватной оплаты, установления норм труда, разработки рациональных режимов труда и отдыха, реализации программ сокращения и ликвидации тяжелого ручного труда.

Смысл учета тяжести труда состоит в том, что огромное разнообразие видов труда, отличающихся величиной и структурой нагрузок, условиями производственной среды, обуславливает разную степень напряженности или загруженности тех или иных физиологических систем. Известно, что энергетическое напряжение преобладает при физическом труде, информационное - при умственном. На практике возможны разнообразные сочетания этих нагрузок. Изменения в отдельных физиологических системах (пульс, расход энергии, скорость физической реакции и др.) можно назвать частными критериями тяжести труда.

С другой стороны, различия в технико-организационном уровне производства обуславливают своеобразное сочетание факторов производственной среды. Примерно одинаковые сдвиги в организме работающего могут иметь самые различные причины. В одних случаях это крайне неблагоприятные условия труда, в других - чрезмерная физическая нагрузка, в третьих - высокий темп работы, в четвертых - нервно-эмоциональное напряжение и т.п.

Для указания причин, изменяющих состояние работника, широко применяются следующие понятия:

Тяжелая работа - работа, требующая большой мышечной работы. Горячая работа - работа в помещениях с высокой температурой воздуха.

Вредная работа - работа в помещениях с воздухом, содержащим вредные примеси.

Опасная работа - работа, связанная с риском производственной травмы или профессионального отравления.

В этих условиях общая реакция организма на нагрузку (степень его функционального напряжения) становится интегральным критерием тяжести труда. Причем нужно учитывать два варианта реакции:

1) непосредственная реакция организма в процессе работы - производственное утомление;

2) отдаленная реакция - улучшение или ухудшение здоровья, развитие профессиональных или профессионально-обусловленных заболеваний.

Факторы тяжести труда:

o Особенности трудового процесса

o Условия производственной среды

Факторы трудового процесса определяют загруженность, на мышечную и нервную систему; соотношение между динамическими и статистическими нагрузками; ритм и темп; количество информации, что находится и перерабатывается; монотонность; рабочая поза; изменение работы и т.д.

Факторы условий труда формируют некоторую совокупность санитарно-гигиенических, психологических и эстетических элементов производственной среды, которые дают работнику на время работы. Основные факторы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.152 с.)