Оценка и формирование профессиональных способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка и формирование профессиональных способностей.



Оценка способностей учащихся, по существу, завершает их психологическое изучение, а формирование их личности, в частности морально-психологическая подготовка, своей основной целью ставит формирование профессиональных способностей.
В отличие от характера и всех других свойств личности способность — это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.

Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.

Все способности человека как психические явления могут быть разделены на четыре группы.


Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать.

Элементарные частные способности, присущие уже не всем людям, это более сложные свойства личности, такие, например, как глазомер, музыкальный слух, критичность мышления, доброта, решительность и настойчивость, смысловая память и т. д. Все эти и другие более сложные свойства личности проявляются в соответствующей деятельности, качество которой и зависит от них.

Сложные общие способности присущи в той или иной степени всем людям. Это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, игре, учению, общению друг с другом, эстетической и нравственной деятельности

Сложными частными способностями, присущими уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям, являются способности, развившиеся в истории человечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их называют профессиональными, специфическими, специальными, особенными.

Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность — это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты.

Профессиональные способности — это совокупность (структура) достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершествования в ней.
Способности учащегося в каждый момент — это и предпосылки их успешного дальнейшего профессионального обучения, и итог всей предшествующей учебной и трудовой деятельности. Профессиональные способности развиваются только в профессиональной деятельности и в специальных упражнениях, рассчитанных на формирование необходимых для профессии личных качеств (например физические упражнения и тренировочные на тренажерах).

Профессиональные способности представляют собой не новые особые качества, а определенные сочетания психических свойств и процессов, благоприятных для осваиваемой учащимися профессии.

Следовательно, чтобы изучить способность того или иного учащегося, необходимо изучать различные особенности его личности.

Формирование:

Профессиональные способности учащихся должны формироваться всем педагогическим коллективом и всей системой учебно-воспитательной работы в различных видах деятельности и с первых дней профессионального обучения.
На формирование профессиональных способностей благотворное влияние оказывают: интерес учащихся к избранной профессии и учебным предметам; организованность учебного процесса и обеспеченность необходимыми учебными пособиями; успешность теоретических занятий и производственных упражнений; хорошо подготовленные, организованные и оставляющие хорошие впечатления экскурсии на базовое предприятие; встречи со знатными рабочими данной профессии

55.

 

Психология безопасности — отрасль психологии и область эргономики, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в разных видах труда и профессиональной деятельности, а также пути повышения их безопасности. Объект ее исследования — различные виды профессиональной деятельности, связанные с опасностью; предмет — психические процессы, состояния и свойства человека как субъекта труда, связанные или порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность.

Среди различных условий производства выделяют опасные производственные факторы, воздействие которых на рабочего приводит к травме, и вредные, воздействие которых влечет за собой производственное заболевание.

Под производственной опасностью подразумевают виды угрозы воздействия на работающего опасных и вредных факторов, под производственной вредностью — воздействие только вредных факторов.

Несчастный случай — это внезапное непреднамеренное повреждение организма человека (препятствующее нормальному осуществлению деятельности), происшедшее в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного опасного поведения работника.

Несчастный случай есть событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определенных обстоятельств чаще всего в период нахождения человека в опасной зоне. Опасная ситуация — это условия, в которых создаются возможности возникновения несчастных случаев.

Катастрофа — нарушения в работе техники, приводящие к несчастным случаям и вызывающие гибель хотя бы одного человека.

Под организацией безопасности труда на производстве подразумевается широкий круг мероприятий, начиная от закладывающегося уже в процессе проектирования общего усовершенствования техники, технологического процесса и условий труда в целях снижения уровня опасных производственных факторов до организации безопасных условий труда на отдельных рабочих местах. Последнее предполагает, в частности, использование индивидуальных средств защиты, обучение безопасной работе и соответствующие контроль, пропаганду и воспитание работников.

В исследованиях М. А. Котика на основании корректной статистики выявлен образ «отлично защищенного» от несчастных случаев рабочего: он отличается лучшим по сравнению с остальными рабочими состоянием здоровья, ему присуща большая удовлетворенность своим трудом; хорошие условия труда он ценит выше, чем заработную плату и другие удобства; ему свойственно лучшее отношение к мероприятиям по безопасности труда и в то же время большая критичность оценки работы этой службы.

Образ «плохо защищенного рабочего», имеющего не только большое число полученных травм, но и более частое возникновение в труде опасных ситуаций, характеризуется противоположным симптомо-комплексом: у него хуже состояние здоровья, он быстрее устает, чаще работает в состоянии усталости и чаще других вынужден напрягаться, чтобы работать безаварийно; боязнь получить повреждение чаще, чем другим, мешает ему работать качественно и безопасно; он более чувствителен к нарушениям трудового процесса, к трудностям, возникающим по ходу работы, к нарушениям межличностных отношений на работе, к домашним неприятностям; плохое настроение бывает у него чаще, чем у других, и у него оно особенно сильно сказывается на безопасности труда. Однако он при коллективной работе меньше других заботится о том, чтобы не нанести травму другому. Как правило, он сменил большое число мест работы и чаще, чем остальные, желает перейти в другую бригаду. Его отличает большая противоречивость в ответах по вопросам безопасности труда.

Группу «плохо защищенных из-за плохой подготовки» отличает: молодость рабочих, их хорошее здоровье, высокий образовательный уровень. Они имеют наименьший трудовой стаж, самый низкий практический опыт и самые низкие знания по технике безопасности. По остальным качествам они мало отличается от рабочих группы «плохо защищенных».

В качестве значимого фактора исследователи часто называют биологический ритм: максимум несчастных случаев случается перед обедом и окончанием смены; в четверг и в пятницу

В качестве фактора производственного травматизма многие исследователи называют стресс и влияние пережитой ранее опасности, следствием которой в 50-90% случаев являются неврозы, фобии и другие последствия.

индивидуальных ресурсов человека. Например, Е. А. Милерян (1974) в труде оператора выделил четыре основных режима работы, которые присущи многим видам труда:

1) учебно-тренировочный режим, в котором трудовые задачи решаются условно, а у рабочего отсутствует ответственность, присущая реальным условиям труда (например, шофер, оператор, курсант на тренажере);

2) минимальный режим, связанный с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок (вождение автомобиля в хорошую погоду по широкому свободному шоссе, выполнение серии стандартных работ токарем, фрезеровщиком);

3) оптимальный режим, наиболее типичный для данного вида труда и отличающийся большой продолжительностью, широким использованием навыков и умений, требующий внимания, собранности, при котором используется примерно 40-60% ресурсов организма (вождение автомобиля в условиях оживленного дорожного движения, штатные условия в работе оператора, диспетчера);

4) экстремальный режим, который возникает вследствие значительного усложнения задач, возрастания внешних ограничений, существенного снижения внутренних возможностей, появления опасностей, высокой цены ошибки и пр., когда человек без высокой волевой регуляции и использования психофизиологических резервов уже не может удовлетворительно справляться с выполнением трудовых функций (шофер в случае неожиданного отказа

И. Балинт и М. Мурани выделют две группы факторов предрасположенности человека к опасности — временные и постоянные и соответствующие категории ошибок. К первой из них можно относить ошибки при выполнении относительно безопасной работы, когда человек создает опасную ситуацию своими неправильными действиями (токарь начинает работать при снятом защитном кожухе, после выключения станка рукой останавливает вращающуюся деталь и т. п.). Ко второй категории — ошибки, которые возникают вследствие того, что работник не смог решить сложную задачу (не смог своевременно отреагировать, не смог добиться требуемой точности и т. п.).

Можно выделить три основных подхода к анализу несчастных случаев; клинический (монографический), статистический и моделирование. Разностороннее изучение внешних и внутренних обстоятельств,

отдельно или в их сочетании выступающих причиной неправильных действий человека, изучение биографии, изучение документов предпочтительно проводить по схеме, повышающей достоверность выводов монографического подхода. Так, например, Г. М. Зараковский и В. И. Медведев предлагают схему анализа ошибок оператора, состоящую из пяти этапов:

1) место ошибки в структуре деятельности;

2) внешнее проявление ошибки;

3) последствия;

4) характер отображения ошибки в сознании оператора;

5) причины ошибки.

Статистический подход предполагает анализ более ограниченного числа, но строго стандартизованных «переменных» — характеристик, связанных с несчастным случаем. Эффективность метода опирается на объем статистического массива данных по всем изучаемым показателям. Главное достоинство статистического подхода — прогнозирующая способность, которую не обеспечивают клинические методы.

Моделирование (поведения человека, безопасности деятельности, надежности систем) предполагает использование абстрактных символов, математических уравнений для описания функции. В одних моделях посредством наблюдений выявляют действия, признающиеся

 

56.

Для защиты человека от производственной опасности предусмотрена СИСТЕМА (СЛУЖБА) БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. Эта система включает в себя целый комплекс средств воздействия на производство и человека, направленных на предупреждение несчастных случаев. Поэтому систему обеспечения безопасности труда в данной схеме мы будем рассматривать в виде третьей самостоятельной подструктуры.

Человеку, как известно, присущ целый комплекс безусловных рефлексов (инстинктов), которыми он неосознанно отвечает на различные опасности, угрожающие его организму, что способствует самосохранению человека. Так, при возникновении опасности повреждения закрывается глаз, отдергивается 'рука; при нарушении нормального состава, давления или температуры окружающей среды в организме возникают соответствующие сдвиги, направленные на компенсацию вредных воздействий и приспособление к новым условиям среды и т. д. Эти и многие другие защитные реакции организма, естественно, способствуют повышению защищенности человека от различных опасностей, в том числе и производственных. Большую надежность функционирования организма человека и его биологическую способность противодействовать опасностям обусловливает и его структурная избыточность. Эта избыточность создается как в материальном плане (дублирование органов, способность одних органов частично компенсировать функции других, вышедших из строя органов), так и в информационном (резервирование органов восприятия, хранения и переработки информации, ее передачи). Следует заметить, что сторонники психоанализа придерживаются иной точки зрения. Так, родоначальник этого направления 3. Фрейд в 1932 г. писал А. Эйнштейну: «Согласно нашей гипотезе, имеются только два вида человеческих инстинктов: одни стремятся сохранять и объединять... А другие стремятся разрушать и убивать; эти последние мы классифицируем вместе как агрессивный и разрушительный инстинкт. Этот последний инстинкт действует в каждом живом существе и старается разрушить его и свести жизнь к ее первоначальному состоянию неодушевленной материи. Этот инстинкт совершенно серьезно заслуживает название «инстинкта смерти».

Определяющим реакцию человека на опасность, являются психофизиологические качества и состояния. Предпосылкой для возникновения такой гипотезы мог служить тот факт, что у людей при некоторых условиях может возникать потребность в опасности, в риске. Абсолютизируя эту потребность, отрывая ее от других — ведущих потребностей, Фрейд пришел к заключению о проявлении в животном мире всеобщего «инстинкта смерти». Это заключение опровергается многочисленными биологическими исследованиями, доказывающими, что представление о смерти биологически не заложено в живом существе и такой инстинкт антибиологичен. Представление о смерти может возникнуть только в результате развития способности к абстрактному мышлению и не мож Эти качества проявляются в чувствительности человека к обнаружению сигналов опасности, в его скоростных возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях на опасность и т. п. Как названные, так и другие подобные показатели, обусловливающие возможности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее, зависят от его индивидуальных особенностей, и в частности от его нервной системы. На поведении человека в опасной ситуации, очевидно, сказывается также его психическое и физическое состояние. Так, состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности, состояние же утомления, наоборот, снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.

Способность человека противодействовать опасности в труде существенно зависит и от третьего фактора — его профессиональных качеств и опыта. Здесь имеются в виду не столько навыки и умения по достижению трудовой цели, сколько навыки и умения решать такие задачи безопасно. Следует отметить, что умение безопасно работать зависит главным образом от знания рабочим своей профессии и правил безопасности труда, от жизненного опыта, что дает ему возможность гибко использовать эти факторы для успешного и безопасного решения различных трудовых задач. Этому в значительной мере способствуют и творческие возможности человека, позволяющие ему изыскивать новые пути, новые методы безопасного решения трудовой задачи в самых разнообразных и неожиданных ситуациях.

И последний, четвертый фактор, обусловливающий возможности человека противостоять опасности, определяется степенью его мотивации к труду и его безопасности. У разных людей уровень мотивации к выполнению работы и обеспечению ее безопасности не одинаков и последний мотив имеет различный вес среди прочих мотивов, побуждающих человека к деятельности.

Итак. Можно выделить четыре фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде:

1) чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции;

2) фактор, определяющий индивидуальные особенности психического отражения и психических функций человека;

3) фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний, умений;

4) фактор, характеризующий направленность человека, т. е. его мотивы, интересы, установки и т. п.

ет расцениваться как врожденная программа.

57. Будущее искусства и техники.
Технический прогресс не сдаёт свои права. Продолжая шагать вперёд, он подчиняет себе искусство. Мы видим множество новинок техники, которые всячески облегчают нам жизнь, но при этом не видим такого процветания в сфере искусства. На данном этапе развития люди больше стремятся к комфорту, к земным благам в виде техники. Спрос порождает предложение. И в будущем прогноз выступает в пользу технического прогресса. Человечество уже достигло многого, но на этом останавливаться не планирует. Вероятно, в будущем искусство станет ещё более техничным. Картины будут создаваться не при помощи кистей и красок, а посредством современных компьютерных технологий, скульптуры будут лепить не люди, а запрограммированные машины и т. д. Техника занимает привилегированное положение и подчиняет себе искусство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.159 (0.031 с.)