Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа оператора в условиях информационной неопределённости

Поиск

Автоматизация и механизация производства, а также вызванное научно-технической революцией резкое увеличение скорости и объема производственных, информационных и социальных взаимодействий в современном мире выдвинули в ряд значимых условий современного промышленного автоматизированного производства новый фактор — неопределенность оперативной ситуации. В общем виде его можно было бы определить как дефицит информации о временных, пространственных и смысловых характеристиках оперативного события. Существенным является здесь то, что этот фактор выступает и как внешнее, объективное условие деятельности, обусловленное неупорядоченным характером репрезентации события в пространстве и времени, и как внутреннее, субъективное условие, обусловленное степенью осведомленности работающего человека об указанных выше параметрах оперативного события в момент его появления. Можно выделить следующие основные типы ситуаций неопределенности, с которыми сталкивается человек в современном автоматизированном производстве.

Ситуации, характеризующиеся неопределенностью относительно времени появления оперативного события. Типичными такие ситуации являются для операторов автоматизированных систем управления технологическими процессами. Деятельность операторов таких систем характеризуется, с одной стороны, значительной гиподинамией, низким уровнем информационных воздействий, четко выраженной монотонией, с др. стороны, значительной временной неопределенностью, острым дефицитом времени оперативного вмешательства и высокой «ценой» последствий этого вмешательства.

 

Ситуации, характеризующиеся неопределенностью относительно качественных и количественных параметров оперативного события. Эти ситуации порождаются опосредствованным характером репрезентации управляемого процесса в информационных моделях и обусловлены тем, что передача информации в таких системах нередко происходит в условиях действия помех, так что полезная информация либо существенно искажается, либо поступает на фоне сильного «шума». С такими ситуациями имеет дело, например, оператор-наблюдатель, работающий с дисплеем радарной установки, дешифровщик аэрофотоснимков и т. д. Идентификация оперативного события требует специальной деятельности по реконструкции полезной информации и особой организации интеллектуального компонента перцептивных процессов.

 

Ситуации, характеризующиеся неопределенностью относительно характера взаимосвязи и соотношений между событиями и их параметрами в оперативной ситуации. Здесь имеются в виду ситуации постановки диагноза в условиях неполной информации. С такими ситуациями человек сталкивается в настоящее время в очень многих сферах профессиональной деятельности: медицине, юриспруденции, военном деле, политике, науке и т. д. К этим традиционным сферам человеческой деятельности в условиях неопределенности можно добавить теперь и сферу материального производства в его современном варианте, и область управления производством, так как постановка технического диагноза в этих системах осуществляется также в условиях значительной неопределенности, обусловленной их колоссальной сложностью. Этот класс ситуаций неопределенности предъявляет особые требования к интеллектуальным, эвристическим процессам и особенно к процессам принятия решений.

В конкретной деятельности выделенные выше типы ситуаций неопределенности могут выступать комплексно, либо один из них может доминировать. Важно подчеркнуть также, что разные типы ситуаций неопределенности предъявляют разные психологические требования к работающему человеку. Поэтому одна из первостепенных задач исследования трудовой деятельности в условиях неопределенности состоит в разработке методов профессиографического анализа деятельности человека в ситуации неопределенности и в создании психологической классификации этих ситуаций.
Необходимость разработки психологических проблем трудовой деятельности в условиях неопределенности обусловлена несколькими обстоятельствами, среди которых наиболее существенными представляются следующие.

· Устойчивость к фактору неопределенности, способность успешно действовать в условиях непредвиденного изменения, зашумленности или неполноты информации об управляемых процессах является одной из важнейших характеристик человека, обеспечивающих высокий уровень надежности системы в целом и делающих необходимым участие человека в работе автоматизированных систем управления. В высокоавтоматизированных системах, которые составят основной производственный фонд в будущем, человек выполняет функции резервного звена (Гуревич, 1966), и указанная выше характеристика будет иметь решающее значение, поскольку ни одна автоматизированная система не располагает таким безграничным диапазоном возможностей принимать нестандартные, эвристические решения, осуществлять предвидение, экстраполяцию и своевременный прогноз тенденций изменения оперативной ситуации. В связи с этим актуальным является психологическое исследование способов оперирования человека с фактором неопределенности, внутренних средств его адаптации к этому фактору.

 

· Фактор неопределенности можно рассматривать в качестве одного из компонентов, формирующих экстремальную ситуацию. Экстремальность оперативной ситуации создает сочетание высокой значимости оперативного события, внезапности его появления и высокой «цены» ответного воздействия в условиях острого дефицита времени. Как компонент экстремальной ситуации, фактор неопределенности приобретает свойство стрессогенности со всеми вытекающими отсюда последствиями. В ставшем классическим примере К.М. Гуревича с дежурным ГЭС, который в аварийной ситуации, угрожавшей отключением от питания важнейших государственных объектов, отказался предпринимать какие-либо действия по предотвращению аварии, «впал в состояние оцепенения, опустился в кресло и просидел неподвижно… словно не обращая внимания на все происходящее…» — роковым оказался фактор внезапности возникновения аварии и индивидуальная неустойчивость данного оператора к действию этого фактора 1.

 

Наблюдение за операторами в условиях неопределенности в обычном режиме также обнаруживает заметные сдвиги в их функциональном состоянии, которые в неблагоприятных обстоятельствах могут фиксироваться и перерастать в патологические состояния. Так, деятельность операторов автоматизированных систем управления технологическими процессами, протекающая в условиях временной неопределенности, сопровождается противоречивой динамикой функционального состояния физиологических и психологических систем. С одной стороны, условия гиподинамии, недостаточной афферентации и монотонии приводят к снижению функционального тонуса этих систем. Физиологические обследования, проведенные на операторах в производственных условиях, свидетельствуют о понижении артериального давления, урежении дыхания и частоты сердечных сокращений. С другой стороны, необходимость вмешательства в управление при внезапном возникновении значимого рассогласования в системе заставляет, оператора постоянно поддерживать на достаточно высоком уровне состояние готовности к экстренному действию. Произвольная регуляция готовности к экстренному действию в условиях монотонии и гиподинамии достигается ценой значительных нервных нагрузок и психического напряжения. Как показали физиологические исследования, уже после двух-трех часов работы наблюдаются статистически значимые сдвиги в гуморальных и биохимических системах организма, свидетельствующие о развитии психической напряженности. При некоторых неблагоприятных режимах труда эти отрицательные сдвиги не снимаются даже в период отдыха, а, накапливаясь, переходят в болезненные состояния (предгипертонические состояния, бессонницу, тремор рук и т. д.).

Наблюдения за многолетним функционированием операторов автоматизированных систем управления технологическими процессами (Грюн, 1973) обнаруживают серьезные отрицательные сдвиги в психологическом статусе и эмоционально-волевой сфере личности, которые, в свою очередь, порождают изменения в структуре когнитивных, речевых и исполнительных процессов. По свидетельству врачей, серьезные отклонения в состоянии здоровья, характерные для работников сферы управления (получившие название «болезнь менеджера»), стали в последние десятилетия типичными и для работников автоматизированного производства.

Поскольку свой вклад в формирование описанных выше сдвигов в функциональном состоянии работника вносит и фактор неопределенности, его следует рассматривать как вредный производственный фактор и говорить о порождаемой им специфической форме производственного травматизма. В связи с этим крайне актуальным является разработка внешних и внутренних средств повышения устойчивости человека к фактору неопределенности, а также методов диагностики индивидуальных различий в устойчивости человека к этому фактору.
Таким образом, в настоящее время становится очевидной острая практическая необходимость в разработке психологических проблем трудовой деятельности в условиях неопределенности с целью оптимизации ее и повышения устойчивости работающего человека к фактору неопределенности.

Методы психологии труда

Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.

Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения.

I.Метод наблюдения

Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности;
Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда.
В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные методы и средства.

Измерения различных параметров процесса труда;
Алгоритмический способ описания трудовой деятельности;
Анализ продуктов трудовой деятельности;
Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;
Экспериментально -психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.
Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса
I. Метод опроса

Беседа;
Устный опрос (интервью);
Письменный опрос (Анкета);
Биографические и автобиографические данные (психологический анализ);
Метод обобщения независимых характеристик
Третий блок методик раздела А – это анализ различной производственной документации помогает в работе методикам из I и II блока.

Далее в классификации методов идёт раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик.

I.Лабораторный эксперимент

Абстрактный;
Модель отдельных элементов трудового процесса;
Модели профессиональной деятельности в целом;
Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории;
Метод тестов
Производственный эксперимент
Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы.
Метод искусственной деавтоматизации.
К разделу В Котелова Ю. В. относит разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.

Е. А. Климов в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В. Котеловой добавляет

Методы построения теории

Методы построения простых и сложных теоретических объектов;
Методы интерпретации;
Номологизации;
Определения;
Верификации;
Доказательства;
Объяснения.
Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:

методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-важных свойств (тренажеры, деловые игры);
консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий
методы коррекции поведения, состояния субъекта труда;
методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда). МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ основные пути и приемы познания закономерностей взаимодействия человека и техники. Поскольку для инженерной психологии характерным является системный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений, в ней используется широкий ассортимент методов (и конкретных методик), сложившихся в психологии и других науках (в кибернетике, математике, физиологии и т. д.). Эти методы используются как в фундаментальных исследованиях, направленных на выявление закономерностей информационных процессов в СЧМ и деятельности оператора, так и при инженерно-психологических испытаниях новых образцов техники, проводимых с целью оценки их соответствия свойствам и возможностям человека (см. Инженерно-психологическая оценка). В зависимости от способов получения данных о деятельности оператора М. и. п. можно разделить на психологические, физиологические и математические. С помощью психологических, методов осуществляется анализ деятельности оператора (или ее отдельных сторон) в реальных или лабораторных условиях, проводится оценка влияния различного рода факторов на деятельность оператора и ее результаты. Применение их в инженерной психологии осуществляется по двум основным направлениям: в целях исследований или в целях испытаний. В результате исследований (наблюдение, эксперимент, on рос и др.) устанавливаются определенные факты и закономерности, раскрываются механизмы деятельности оператора, проводится психологический анализ деятельности. В результате испытаний, проводимых обычно с помощью тестов, у человека определяется наличный уровень тех или иных психологических качеств и характеристик. Физиологические методы применяются в инженерной психологии для изучения функционального состояния оператора в процессе трудовой деятельности, для определения реакции различных систем организма на выполнение данной деятельности. Анализ физиологических характеристик человека позволяет оценить, какими средствами, какой «ценой» достигается выполнение задач оператором. Использование математических методов в инженерной психологии осуществляется при математической (статистической) обработке результатов наблюдений, при построении математических моделей деятельности оператора, при проведении инженерно-психологических измерений. Разновидностью математического моделирования является имитационное моделирование. Суть его сводится к моделированию деятельности оператора с помощью ЭВМ методом статистических испытаний. Эффективное изучение деятельности оператора может быть проведено при разумном сочетании различных методов. Так, при решении такрй задачи, как проектирование деятельности оператора, на ранних этапах целесообразно применять математическое моделирование. С его помощью можно оценить в общем виде место оператора с СЧМ, рассчитать основные показатели его деятельности, предъявить требования к техническим устройствам СЧМ. В дальнейшем по мере детализации проекта и получения необходимых исходных данных появляется возможность более полного исследования деятельности оператора с помощью имитационной модели. Однако при этом может возникнуть необходимость получения некоторых исходных данных. Тогда проводится аналитический лабораторный эксперимент. На более поздних этапах проектирования возможно проведение синтетического (комплексного) лабораторного эксперимента, дополненного замерами физиологических показателей оператора, их опросом о характере выполняемой деятельности, некоторыми математическими расчетами, измерениями инженерно-психологических показателей рабочего места. В ходе испытаний и эксплуатации СЧМ эти исследования могут проводиться в еще более полном объеме. Во многих случаях реализация рассмотренных методов производится с применением ЭВМ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.013 с.)