Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности культуры русских земель периода феодальной раздробленности (ведущие архитектурные школы)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общие условия развития культуры. Уже во второй половине XI века на Руси наступают неспокойные времена, с новой силой разгорается борьба за власть и княжеские междоусобицы. По традиции Великий князь «рассаживает» своих сыновей по уделам. Земля распределяется по старшинству. Князья должны были заботиться об охране своих территорий, о земском строе. Им принадлежало право издания судебных уставов Из Правды Ярославичей мы узнаем об устройстве вотчины. Ее центром был княжеский или боярский двор со множеством кладовых и погребов, где хранилось княжеское «добро»: железо, медь, вина. Престижным считалось иметь табуны лошадей. Князь, как правило, получал два имени, одно при рождении, другое при крещении. Обычай касался младенцев обоего пола. Мальчики от 2 до 4 лет проходили обряд постриги – первое стриженее волос. По этому поводу устраивались пиры в отцовском доме. Малютку в первый раз сажали на коня. Женили детей рано: сыновей – в 11 лет, дочерей – в 8, а иногда и в 5–7 лет. С.М. Соловьев приводит описание свадьбы дочери Всеволода III – Верхуславы, выходившей за Ростислава Рюриковича: «... и дал за ней бесчисленное множество золота и серебра; и сватов одарил большими дарами, и отпустил с великою честию; ехал он за милою своею дочерью до трех станов, и плакали по ней отец и мать, потому что была она им мила и молода: только осьми лет... Князь Рюрик... сыграл сыну Ростиславу свадьбу богатую, какой не бывало на Руси, пировали на ней слишком 20 князей; снохе же своей дал много даров и город Брягин...». В руках князя концентрировались большие земельные угодия. В его безраздельной власти находилась и челядь. Богатство пополнялось за счет земель и имущества провинившихся людей или бояр, служивших его предшественнику. Основным источником доходов по-прежнему оставалась дань. Отсюда стремление купить слободы или занять новые, пустовавшие земли и заселить их, что стало одной из причин княжеских усобиц, которые иногда продолжались 12–17 лет. Вести войну по правилам означало причинять неприятельской волости как можно больше вреда – жечь, грабить, убивать, брать в плен. Бывало, что население городов полностью перевозили из одного места в другое, заселяя свободные территории. Мир заключался целованием креста, был непрочным и постоянно нарушался. Все это вызывает массовое недовольство, народные восстания. Не случайно, в «Русскую Правду» вносятся дополнительные статьи о защите имущества феодала и его вотчины («Правда Ярославичей»). Смена князей мало способствовала укреплению княжеской власти. Каждый новый князь старался ввести собственные порядки и показать, насколько был несостоятельным его предшественник. Стремясь к стабильности, местные жители создают оппозицию власти в лице городских вече, которые со временем приобретают большую силу. Города начинают сами выбирать себе полюбившихся князей и изгонять слишком ретивых, не прислушивающихся к местному голосу. Князья вынуждены были считаться с мнением вече. Города приобретают значение руководящей политической силы, все большую свободу. Для прекращения усобиц по инициативе Владимира Мономаха в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей, где был провозглашен принцип «Каждо да держитотчину свою». Фактически это означало разделение Руси. Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда. Только необходимость отпора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам – половцам еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Вторжения кочевников стали настоящим бедствием. В летописи указано 37 значительных половецких набегов. Князья в междоусобицах считали нормальным прибегать к помощи половцев. Волости опустошались и разорялись. Как следствие приходят физические бедствия. Во всех местных летописях встречаем описания неурожаев, голода и болезней, которые опустошали землю не хуже половцев. Распад государственного политического единства, падение престижа княжеской власти приводят к усилению роли духовенства. Епископы становятся главными советниками князя, принимают участие в примирении князей, усмирении народных восстаний, выступают в качестве посредников между населением и князьями. Вырабатывается особое отношение и уважение народа к монашеству. Это – иной, высший мир. Широко распространяются сказания о чудотворных иконах и исцелениях. «Подвиги св. монахов сияют чудесами больше мирской власти...» – записал летописец XII века. В Турове, Переяславле, Чернигове, Владимире, Смоленске, Новгороде и многих других городах появляются монастыри, в том числе и женские. Дочь Всеволода Ярославича Янка в молодости ушла в монастырь и «собрала около себя много монахинь и жила с ними по монастырскому чину». Монастыри очень быстро набирают силу. Они получают в подарок земли, бесценные ювелирные украшения, иконы, различные суммы денег, выполняются драгоценные оклады для монастырских икон. Богатыми становятся даже отдельные монахи. По сообщениям летописцев, они хранили свое «добро» в кельях и не хотели раздавать его нищим. Бывали случаи, когда бедных монахов монастырская братия отказывалась хоронить. В то же время, монастыри по-прежнему остаются центрами образования. Здесь работают школы и училища по подготовке духовных лиц. На Руси понимали значимость образования. Особо уважаемыми являлись князья, знакомые «с книжной мудростью». В Татищевском своде воздается хвала Константину Всеволодовичу за то, что был умен, имел много старинных греческих книг, переведенных на русский язык, собирал сведения о делах древних славных князей, часто писал сам. «Раздрася вся русская земля», – записал летописец в 1132 году. Киевская Русь распадается. Образуются отдельные княжества – Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Киевское, Новгородская земля и ряд других мелких княжеств. Однако процесс распада на этом не закончился. Князей становилось все больше и все мельче дробилась русская земля. К середине XII в. на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель, к началу ХШ в. их стало около 50. Со временем Киевская метрополия, «в течение двух веков опустошаемая огнем и мечом, иноплеменниками и своими», как пишет Карамзин, теряет свое значение. Ее роль переходит к другим княжествам. Русь Днепровская сменяется Русью Верхне-Волжской. Распад Киевской Руси имел чрезвычайно важные положительные последствия. Небольшими территориями было легче управлять. Теперь каждый правитель заботился о княжестве, как о своей собственности, стремился его усилить и обогатить. На новый качественный уровень поднимается экономика (ремесленное, сельскохозяйственное производство). Отсутствие внутренних границ способствует развитию торговли, товарно-денежных отношений. Русь и раньше называли «страной городов». Теперь их становится больше, они увеличиваются в размерах, растет их общественно-политическое значение. Город состоял из нескольких частей. Собственно город был обнесен насыпными валами со рвом и деревянными, реже каменными стенами. Эта внутренняя часть носила название – детинца. Вокруг основного города формируются поселения, которые тоже обносились стенами. Получалось двойное укрепление. Внешний город называли острогом. Возводились стены с башнями и воротами. Каждые ворота имели свое название: по сторонам света – Восточные, по украшениям – Золотые, Серебряные, по тем частям городского населения, которое к ним примыкало – Жидовские, Лядские. Строили мосты через реки, тюрьмы, погреба, дома и княжеские терема, торговые площади. В основном постройки были деревянные, поэтому Русь не миновали беды, характерные для всех средневековых городов: пожары часто опустошали половину города. В Новгороде с 1054 по 1228 годы упоминается 11 больших пожаров. С территориальным распадом окончательно разрушилось политическое единство русских земель. В противоборство вступают две непримиримые тенденции: стремление к созданию мощной централизованной государственной структуры (Владимиро-суздальские земли) и развитие хоть и ограниченных, но все же, демократических основ государственного устройства (Новгород). Общественное сознание, совершенно очевидно (создание городских вече, выбор князей горожанами, реакция населения на усиливающееся закабаление), склоняется к демократическому выбору, что объяснялось и вековыми славянскими традициями, и падением авторитета княжеской власти, неспособностью правителей договориться между собой, усилением междоусобных конфликтов. Но самое главное, в противовес политическому распаду усиливаются экономические, социальные и церковно-нравственные связи между различными регионами Руси. В.О. Ключевский называет этот процесс пробуждением в русском обществе «чувства земского единства, зарождением русской народности» (выд. – авт). Основные тенденции в литературе и искусстве. Период феодальной раздробленности стал временем небывалого расцвета художественной культуры. Князья на выделенной территории стараются обустроиться, и ввести порядки, подобные киевским. Это стало одной из причин чрезвычайно быстрого распространения высоких культурных традиций по всей Руси. Количество новых церквей, каменных построек, памятников монументальной архитектуры исчислялось тысячами. Для них нужны были иконы, литургическая утварь, мастера, которые могли бы оформить интерьер. Накануне татарского нашествия повсеместно работает множество артелей. Несмотря на усиление Церкви, которая в это время слишком увлеклась мирскими делами, разрушение централизации приводит к свободе творчества. Каждая артель вырабатывает свой стиль, старается учитывать вкусы заказчика. В результате в регионах складываются собственные художественные школы, а в художественную культуру вливаются новые черты, связанные с местными бытовыми особенностями, социально-политическими и географическими условиями. Литература этого периода развивается так же быстро, как и архитектура и живопись. Поражает разнообразие жанров литературных произведений: житийная (биографии святых), различные послания, исторические повести, географические сочинения и т.д. В конце ХI – начале ХII века в Чернигове, Владимире, Смоленске и многих других городах составляются летописные своды. Многие произведения пронизывает идея единения Руси перед лицом внешней опасности. Неизвестный автор оставил бесценный письменный памятник «Слово о полку Игореве», рассказывающий о походе в 1185 году Игоря Святославича на половцев. Князь небольшого Новгород-Северского княжества с малыми силами идет в далекий поход. И было это вызвано не только стремлением защитить русскую землю от половцев, но и жаждой славы. Автор сочувственно относится к Игорю Святославичу, он подчеркивает, что тот бесстрашен, благороден, сам понимает и глубоко переживает свою ошибку. Главный упрек адресуется князьям, которые «своими крамолами начали...наводить поганых на землю Русскую,...из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!». Раздробленное государство не может успешно обороняться от врагов, и страстно звучит обращение к князьям: «Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду сего времени... Загородите Полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!». В основу повести легли традиции русского народного творчества. Самый лирический момент произведения – монолог-плач Ярославны, верной и преданной жены Игоря. По старой языческой традиции, она обращается к природным стихиям как к одушевленным силам: «О ветер, ветрило!...О Днепр Славутич!». Автор называет русских воинов сынами Даждьбога. Часто использует эпитеты, характерные для устного народного творчества: серый волк, чистое поле, черная земля. «Слово о полку Игореве» оказало огромное влияние на всю русскую культуру. Оно стало образцом для создания «Задонщины» – поэтического произведения о победе Дмитрия Донского на Куликовом поле. В XIX и XX веках литераторы и художники не перестают обращаться к событиям того времени. Хорошо известны картины И. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха. Распад Киевской Руси на отдельные княжества приводит к ослаблению военной мощи, князья так и не смогли объединиться перед лицом опасности, что является главным негативным последствием периода феодальной раздробленности. С середины XIII века Русь представляет собой мрачную картину. Разрушенные и сожженные города, опустошенные села, поросшие лесом пашни; население истреблено, угнано татарами. Затихают ремесла, некоторые совсем исчезают. Прекратилось производство пряслиц из овручского шифера, стеклянных браслетов, изделий с чернью и зернью, перегородчатой эмалью, многоцветной поливной керамики, применявшейся в строительстве, приостанавливается каменное строительство. Пострадали даже земли, не испытавшие непосредственного нападения врагов. В произведениях литературы нашествие воспринимается как катастрофа, вторжение потусторонних сил, нечто невиданное. В середине и второй половине ХIII века появляются произведения, посвященные событиям татаро-монгольского ига. Они очень эмоциональны и поэтичны. Значительное место среди них занимает «Слово о погибели Русской земли». Это плач о «светло светлой и украсно украшенной земле Русской». В литературных произведениях зафиксированы наиболее важные события этого сложного для Руси периода. В «Повести о разорении Рязани Батыем» народный герой, воин Евпатий Коловрат собрал небольшую дружину и яростно пошел на врага: «Один дрался с тысячью, а два – с тьмою». Этот бой был больше похож на месть мертвых восставших русичей. Житие Александра Невского повествовало о Невской битве со шведами, о Ледовом побоище на Чудском озере, об отношениях Александра Невского с Золотой ордой и о смерти князя. Все эти и другие произведения пронизаны теплом, лирической скорбью о прошлом, о былом величии Руси. Трудно представить себе урон, нанесенный татаро-монголами. Более чем на два века было прервано развитие русской культуры. В. Ключевский называет ХIII, ХIV вв. «порой всеобщего упадка на Руси», когда «люди становились робки и малодушны», когда все население страны (от простолюдина до князя) действует во имя личных интересов, когда физически уничтожают смелых, предприимчивых князей и откровенно поддерживают не слишком даровитых, но – покорных, когда русские правители перенимают восточные манеры роскоши и вседозволенности. И эти сдвиги в общественном сознании имели, пожалуй самые негативные, а главное, долговременные последствия, когда, по словам того же Ключевского, основными чертами становятся инстинкты «самосохранения и захвата». В лихую годину не лучшим образом проявила себя церковь. Татарские ханы весьма предусмотрительно освободили духовенство от уплаты десятины и священники стали призывать народ к терпению и повиновению, мотивируя это тем, что враг ниспослан богом в наказание за безверие. Не случайно, именно в ХIII в. христианская вера глубоко проникает в сознание народных масс, исчезают волхвы, повсеместно утверждается христианский обряд захоронений, даже в ювелирных изделиях фактически не применяется языческая символика. Церковь получила большую силу и начала активно вмешиваться в жизнь общества. Архитектура. Обустраивая вотчину, князья в первую очередь заботились о строительстве храмов. Самым богатым городом по количеству церквей был Киев, за ним шел Новгород, в котором с 1054 по 1229 год появилось 69 новых церквей, из них только 15 – деревянных. Со второй половины XI века величественные монументальные соборные храмы уступают место «домовым» церквям. Это небольшие, как правило, одноглавые, четырехстолпные храмы, требовавшие небольших затрат. Они были рассчитаны на ограниченное число прихожан, например, на членов княжеской семьи и дворовой челяди. Крупнейшим очагом культуры и новым центром объединения стала Владимиро-Суздальская земля. Город Владимир назван в честь его основателя – Владимира Мономаха. Возвышение княжества связано с именем Андрея Боголюбского, который перенес сюда свою резиденцию. Разгромив Киев, он получил титул Великого князя и первым нарушил старинные обычаи – не захотел покидать Суздальских земель, занялся их обустройством. Владимировцы были прекрасными строителями, в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоскостной резьбы. Андрей Боголюбский, по словам летописца, привлек «купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких». В архитектуре Владимира сильно влияние романского стиля. Можно предположить, что заезжие мастера были из Галицкой Руси. Город приобретает торжественный, парадный вид. Гостей встречали здесь арки «Золотых», «Серебряных», «Медных» ворот, широкие проезды, мощеные камнем площади, белокаменные княжеские постройки, богато украшенные скульптурой, золоченной медью, фресками. Совершенно иная архитектура Новгорода. Город располагался на окраине русских земель, торговые связи носили международный характер. Отсюда, художественная культура испытывала самые разнообразные влияния. К тому же, в ней как в зеркале отразились новгородские демократические традиции. Здесь основным заказчиком был не князь, а бояре и купцы, жители города (например, жители одной улицы). Вкусы и миропонимание этих людей легли в основу Новгородской художественной школы. В отличие от Владимира, новгородские церкви внешне суровы и сдержанно величавы, как сама северная природа. Они лишены Киевской изысканности. Новгородский деловой люд ценил демократическую простоту, строгость, внушительную силу. Возникает новый тип храма – небольшой по величине, призматической формы, близкой к кубу, с одним куполом. Строили его из местного известняка, который плохо поддавался обработке, поэтому фасады очень просты, без декора.
Изобразительное искусство. В рассматриваемый период продолжает развиваться и древнерусская живопись, где по-прежнему преобладает плоскостное, линейное, графическое начало. Живопись и архитектура не соперничают друг с другом. Фрески гармонично сочетаются с плоскостью стен, не нарушают всей конструкции сводов и столбов, легко смотрятся с большого расстояния. И во фресковой живописи, и в иконографии русские изографы делали акцент на красоте цвета и простоте линий, избегали мелких деталей. В отличие от различных архитектурных стилей, в живописи можно говорить лишь о выделении двух линий. Г.К. Вагнер называет их «греко-фильствующей» и собственно русской. Первая была характерна для княжеских заказов. Византийским духом пронизана живопись Владимиро-Суздальской земли, в частности росписи Дмитреевского собора, которые плохо сохранились. Уцелели фрески «Страшного суда». Фигуры апостолов напоминают эллинистические образы. Однако чисто русский облик ангелов, орнаменты в стиле народного узорочья выдают руку русского мастера. Византийское влияние прослеживается и в новгородских иконах, например, «Ангел Златые Власы», написанный в конце ХII века. И все же именно в Новгороде с особой силой проявляется народное начало. Это вторая линия в живописи, где строгий византийский канон наполняется земными чертами. Особенно ярко это направление выражено в нередицких фресках. Как уже говорилось, фрески в церкви Спаса-Нередицы покрывали стену снизу доверху. Здесь нет светских сюжетов, как это было в Киевской Софии. Росписи преследовали одну цель – наставлять в вере. Традиционно расположены евангельские сюжеты, причем мастер сопровождает их надписями: «Скрежет зубов», «Тьма кромешная». Видимо, только в свободном Новгороде могла появиться сцена наказания богача. Нередицкие фрески не отличались особой утонченностью. Исчезает Владимирская аристократичность. Лица на фресках напоминают новгородцев. Художникам удалось точно передать психологические черты – твердость духа, умение постоять за себя, свободолюбие, суровость. "XII — середина XIII века«Еще при жизни Ярослава Мудрого и особенно после его смерти начинается дробление Руси на мелкие удельные княжества со своим собственным столом. Усиление княжеских распрей в XII в. привело к активному обособлению отдельных земель. В XII — начале XIII в. в разных русских землях возникают свои художественные школы: новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, школы Полоцка и Смоленска. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но каждая вносит нечто свое, характерное только для этой земли, связанное с бытовыми особенностями и художественными достижениями, с социально-политическими и географическими условиями. Каждая земля, каждое княжество имеет главный город, старательно обороняемый, как и все средневековые города. Верхняя часть города, наиболее укрепленная, — детинец, впоследствии чаще называемая кремлем, нижняя — посад с торговой площадью, также нередко обнесенная валом и деревянными стенами. Подобным образом укреплялись и маленькие города».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.102.248 (0.018 с.) |