Искусство как социокультурный феномен. Художественная культура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство как социокультурный феномен. Художественная культура.



Художественная культура — это самый яркий вид культуры, являющийся наиболееустойчивым ее компонентом,сохраняющим в образно-символической форме культурные ценности, созданные людьми разных исторических эпох. Художественная культура включает художественные идеалы и ценности, имеющие эстетическую природу. Для эстетической деятельности и эстетической оценки характерно то, что в их основе лежит представление о прекрасном, имеющем в целом социально-историческую определенность. Хотя есть такие художественные ценности, эстетическая ценность которых имеет непреходящий характер. К ним относятся шедевры мирового искусства — Венера Милосская, Монна Лиза, поэзия А.Пушкина и проза О. де Бальзака, музыка В.А.Моцарта и П.И. Чайковского и многое другое.Категория прекрасного, будучи включенной в творческую деятельность, неизбежно приводит к использованию и других эстетических категорий: возвышенного, низменного, комического, трагического и др. Чаще всего понятие «художественная культура» отождествляется с понятием «искусство», хотя между ними существуют некоторые различия. Анализ художественной культуры как сложного системного образования позволяет выяснить общие черты и различия между однопо- рядковыми, но не однозначными феноменами — художественной культурой и искусством. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в художественной культуре выделяютдве большие подсистемы. Первая подсистема — этоискусство как особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности в преобразовании мира по законам красоты. В искусстве принято выделятьприкладное искусство или дизайн, в структуре которого представлено более 100 видов — кулинария, косметика, парикмахерское искусство, флористика и пр., а такжесобственно искусство («чистое» искусство), в котором традиционно выделяют 7 видов — архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф. Результатами творческой деятельности в сфере «чистого» искусства является создание художественно-образной системы.Художественный образ — суть искусства. Он присущ всем его видам и жанрам. Художественный образ представляет собой образ человека и мира, переработанный в сознании художника (скульптора, музыканта, актера и т.д.) и выраженный им в красках, формах, звуках. В художественном образе обязательно отражается мироощущение и мировоззрение автора. Искусство — это, прежде всего, творчество, инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. Отсюда — одна из самых острых проблем существования искусства - ощущение исчерпанности формы, боязнь эпигонства, повторения в смысле простого удвоения того, что уже было сделано в искусстве. Бытие искусства — это и процесс, и результат творческого освоения мира. Важнейшим понятием в искусстве является категория прекрасного, которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного. Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на это формирование, являются: - природные условия, характерные для данной конкретной культуры; - некоторое изначальное представление о биологической целесообразности, о природной гармонии; - художественные традиции данного исторического типа культуры; - национальное представление об идеале прекрасного; - социально-классовое понятие прекрасного; - субъективное видение творческой личности, художника в самом широком смысле слова, который преломляет представления о прекрасном в своем индивидуальном творчестве. Вторая подсистема художественной культуры включает образовательные учреждения, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Сюда входят и научно-исследовательские организации самого широкого профиля - начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации, особенно радио, телевещание, Интернет. Благодаря современным изобретениям возникла практически неограниченная возможность приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры различных категорий населения, живущих в противоположных концах земного шара. Художественная культура развивается по своей логике, в которой взаимодействие традиций и новаций приобретает причудливые формы, на которые совершенно по-разному влияют одни и те же природно-географиче- ские и социально-культурные условия, преломляясь в индивидуальном восприятии художника-творца. Несмотря на это, в современном обществе можно говорить об определенной зависимости развития искусства от состояния основных социальных институтов. Так, например, в советской культуре мощнейшим инструментом регулирования художественных процессов, логики соотношения формы и содержания в произведении искусства — во всяком случае, на уровне официально утвержденного искусства — являлась идеология. Искусство и его произведения оказывают и обратное влияние на общественную жизнь. Спектр этого воздействия необычайно широк - начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения (романтический герой Байрона) и заканчивая влиянием на политические умонастроения эпохи (роман М. Горького «Мать», роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и т.д.). Необходимо отметить, что художественное творчество любого автора протекает в ситуации определенной обусловленности форм его творчества. Эта обусловленность существует в культуре еще до самого процесса творчества и до рождения самого автора. К числу таких явлений относится понятие «стиль». Это устойчивый конструктивный принцип, который существует в определенном историческом типе культуры, в каждой национальной культуре и проявляется в творчестве каждого отдельного автора. Необходимо заметить, что стиль может сохраняться и тогда, когда исчезают те мировоззренческие установки конкретной культурной эпохи, в рамках которой формировались выразительные средства данного стиля. Применительно к европейской культуре, принято выделять стили архаики, классики и эллинизма (древнегреческая культура), романский стиль и готику (средневековая культура), ренессансный стиль, барокко, рококо, классицизм, ампир и т.д. (культура эпохи Возрождения и Нового времени). О стиле наиболее правомерно говорить тогда, когда на определенных этапах развития искусства образуется достаточно устойчивое единство архитектуры, изобразительного искусства, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, т.е. образуется некоторыйсинтез искусств. Как правило, ведущую роль в формировании стиля играетархитектура, которая подчиняет себе и живопись, и скульптуру, и прикладное искусство. Становление авторского начала в европейской культуре (эпоха Возрождения) означает новый этап в развитии стиля: начинает активно формироватьсяавторский стиль — стиль Рафаэля, Микеланджело и др. В таком случае можно говорить об авторском стиле как о высшем выражении стиля как конструктивного принципа. В истории европейского искусства зафиксирован целый ряд художественных стилей. Одни из них отличаются внутренней целостностью и сменяют последовательно друг друга (например, романский стиль и готика), другие могут существовать одновременно, в рамках одного и того же культурного пространства, выражая совершенно различным языком идеи своей эпохи (например, классицизм барокко). Все это нарушает стилистическое единообразие культурной эпохи, делает границы стиля более подвижными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.005 с.)