Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусство как социокультурный феномен. Художественная культура.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Художественная культура — это самый яркий вид культуры, являющийся наиболееустойчивым ее компонентом,сохраняющим в образно-символической форме культурные ценности, созданные людьми разных исторических эпох. Художественная культура включает художественные идеалы и ценности, имеющие эстетическую природу. Для эстетической деятельности и эстетической оценки характерно то, что в их основе лежит представление о прекрасном, имеющем в целом социально-историческую определенность. Хотя есть такие художественные ценности, эстетическая ценность которых имеет непреходящий характер. К ним относятся шедевры мирового искусства — Венера Милосская, Монна Лиза, поэзия А.Пушкина и проза О. де Бальзака, музыка В.А.Моцарта и П.И. Чайковского и многое другое.Категория прекрасного, будучи включенной в творческую деятельность, неизбежно приводит к использованию и других эстетических категорий: возвышенного, низменного, комического, трагического и др. Чаще всего понятие «художественная культура» отождествляется с понятием «искусство», хотя между ними существуют некоторые различия. Анализ художественной культуры как сложного системного образования позволяет выяснить общие черты и различия между однопо- рядковыми, но не однозначными феноменами — художественной культурой и искусством. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в художественной культуре выделяютдве большие подсистемы. Первая подсистема — этоискусство как особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности в преобразовании мира по законам красоты. В искусстве принято выделятьприкладное искусство или дизайн, в структуре которого представлено более 100 видов — кулинария, косметика, парикмахерское искусство, флористика и пр., а такжесобственно искусство («чистое» искусство), в котором традиционно выделяют 7 видов — архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф. Результатами творческой деятельности в сфере «чистого» искусства является создание художественно-образной системы.Художественный образ — суть искусства. Он присущ всем его видам и жанрам. Художественный образ представляет собой образ человека и мира, переработанный в сознании художника (скульптора, музыканта, актера и т.д.) и выраженный им в красках, формах, звуках. В художественном образе обязательно отражается мироощущение и мировоззрение автора. Искусство — это, прежде всего, творчество, инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. Отсюда — одна из самых острых проблем существования искусства - ощущение исчерпанности формы, боязнь эпигонства, повторения в смысле простого удвоения того, что уже было сделано в искусстве. Бытие искусства — это и процесс, и результат творческого освоения мира. Важнейшим понятием в искусстве является категория прекрасного, которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного. Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на это формирование, являются: - природные условия, характерные для данной конкретной культуры; - некоторое изначальное представление о биологической целесообразности, о природной гармонии; - художественные традиции данного исторического типа культуры; - национальное представление об идеале прекрасного; - социально-классовое понятие прекрасного; - субъективное видение творческой личности, художника в самом широком смысле слова, который преломляет представления о прекрасном в своем индивидуальном творчестве. Вторая подсистема художественной культуры включает образовательные учреждения, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Сюда входят и научно-исследовательские организации самого широкого профиля - начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации, особенно радио, телевещание, Интернет. Благодаря современным изобретениям возникла практически неограниченная возможность приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры различных категорий населения, живущих в противоположных концах земного шара. Художественная культура развивается по своей логике, в которой взаимодействие традиций и новаций приобретает причудливые формы, на которые совершенно по-разному влияют одни и те же природно-географиче- ские и социально-культурные условия, преломляясь в индивидуальном восприятии художника-творца. Несмотря на это, в современном обществе можно говорить об определенной зависимости развития искусства от состояния основных социальных институтов. Так, например, в советской культуре мощнейшим инструментом регулирования художественных процессов, логики соотношения формы и содержания в произведении искусства — во всяком случае, на уровне официально утвержденного искусства — являлась идеология. Искусство и его произведения оказывают и обратное влияние на общественную жизнь. Спектр этого воздействия необычайно широк - начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения (романтический герой Байрона) и заканчивая влиянием на политические умонастроения эпохи (роман М. Горького «Мать», роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и т.д.). Необходимо отметить, что художественное творчество любого автора протекает в ситуации определенной обусловленности форм его творчества. Эта обусловленность существует в культуре еще до самого процесса творчества и до рождения самого автора. К числу таких явлений относится понятие «стиль». Это устойчивый конструктивный принцип, который существует в определенном историческом типе культуры, в каждой национальной культуре и проявляется в творчестве каждого отдельного автора. Необходимо заметить, что стиль может сохраняться и тогда, когда исчезают те мировоззренческие установки конкретной культурной эпохи, в рамках которой формировались выразительные средства данного стиля. Применительно к европейской культуре, принято выделять стили архаики, классики и эллинизма (древнегреческая культура), романский стиль и готику (средневековая культура), ренессансный стиль, барокко, рококо, классицизм, ампир и т.д. (культура эпохи Возрождения и Нового времени). О стиле наиболее правомерно говорить тогда, когда на определенных этапах развития искусства образуется достаточно устойчивое единство архитектуры, изобразительного искусства, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, т.е. образуется некоторыйсинтез искусств. Как правило, ведущую роль в формировании стиля играетархитектура, которая подчиняет себе и живопись, и скульптуру, и прикладное искусство. Становление авторского начала в европейской культуре (эпоха Возрождения) означает новый этап в развитии стиля: начинает активно формироватьсяавторский стиль — стиль Рафаэля, Микеланджело и др. В таком случае можно говорить об авторском стиле как о высшем выражении стиля как конструктивного принципа. В истории европейского искусства зафиксирован целый ряд художественных стилей. Одни из них отличаются внутренней целостностью и сменяют последовательно друг друга (например, романский стиль и готика), другие могут существовать одновременно, в рамках одного и того же культурного пространства, выражая совершенно различным языком идеи своей эпохи (например, классицизм барокко). Все это нарушает стилистическое единообразие культурной эпохи, делает границы стиля более подвижными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.127 (0.009 с.) |