ТОП 10:

Билет №5: Краткая история становления психодиагностики в России.



· В России 1910 году А.Н. Бернштейн (директор лаборатории экспериментальной психологии при психиатрической клинике Московского университета) и его единомышленники Г.И. Россолимо, Ц. Балталон и Т.Ф. Богданов организовали в Москве Общество экспериментальной психологии (еще одно). Ими были созданы первые тесты на русском языке: «Экспериментально-психологические схемы» (А.Н. Берштейн) и «Психологические профили» (Г.И. Россолимо).

· Ф.Е. Рыбаков, преемник в директорстве А.Н. Берштейна, выпустил один из первых в России сборников психологических методик, куда вошли тесты и методические приемы Ф. Гальтона, Х. Мюнстерберга, А. Бурдона, Г. Эббингауза, А. Бине и В. Анри, Э. Крепелина, А.П. Нечаева, А.Н. Бернштейна и других, «Атлас для экспериментально-психологического исследования личности с подробным описанием и объяснением таблиц, составленных применительно к цели педагогического и врачебно-диагностического исследования».

· Работы по созданию методов психодиагностики велись также в клинике Психоневрологического института – В.М. Бехтеревым и С.Д. Владычко.

· Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Переводились зарубежные тесты и разрабатывались собственные. Шкала исследования моторики детей Н.И. Озерецкого (1923) используется до сих пор, в том числе и зарубежной психологии (Шкала Линкольна-Озерецкого). Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране. Идеи Льва Семеновича Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор.

· Это были годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации, в промышленности и на транспорте. Если в педологии, больше внимания уделялось тестам интеллекта, то в психотехнике – тестам специальных способностей. Использование было интенсивным и неконтролируемым. Массовые тестовые обследования не подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. Например, вызывал протест массовый перевод вполне умственно-сохранных, но педагогически запущенных детей (с низким уровнем развития речевого мышления или вербального интеллекта) из нормальных школ в школы для умственно отсталых детей.

· В промышленности на основе таких же тестов делались попытки классификации работников по различным профессиям, без внимательного учета личных склонностей и интересов. Также были неизбежны технические накладки: плохая адаптация зарубежных тестов-образцов, привлечение непрофессионалов к проведению тестирования, категоричность выводов и т.п.

· Объективные ошибки и ряд причин субъективного характера (например, утверждают, что И.В. Сталин был недоволен низким тестовым баллом сына Василия) привели к появлению 4 июля 1936 года постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов», которое положило запрет на применение бессмысленных (как там отмечалось) тестов и анкет. Были прекращены все психодиагностические исследования, закрыты все педологические учреждения и почти все лаборатории по психотехнике и психофизиологии труда. Слово «тест» сделалось неприличным. Резкая критика педологии сопровождалось отрицанием всего положительного, что было сделано учеными в области педологии, психотехники, психодиагностики и психологии в целом.

· Понадобилось около 40 лет, чтобы психодиагностика была полностью восстановлена в своих правах. В 50-60-е годы тестирование применялось неофициально и часто так не называлось. Перелом в отношении к тестированию произошел после того, как положительное мнение о научно обоснованных методах психологической диагностики личности высказали Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия и Анатолий Александрович Смирнов в статье «О диагностических методах психологического исследования школьников» в журнале «Советская педагогика» (1969. № 7).

· С конца 60-х годов начинается второй период развития отечественной психодиагностики. Она развивается в пато- и нейропсихологии, а также в тех областях, где СССР должен был сохранить преимущества – авиационная и космическая медицина, спортивная психология и ряде других областей. В них применялись научные методы отбора и оценки кандидатов: летчики, операторы, космонавты, спортсмены и пр. Этот период отмечен бурными дискуссиями о месте психодиагностики в системе психологического знания, о принципах и методах, об отношении к зарубежному опыту. В 70-е годы проводятся первые специализированные конференции по психодиагностике в Таллине.

· В 1982 году впервые в русском переводе вышел учебник Анны Анастази «Психологическое тестирование». В 1987 году выходит отечественный учебник «Общая психодиагностика». С середины 70-х и преимущественно в 80-е годы издается целый ряд оригинальных работ по психодиагностике. Адаптируются западные и создаются отечественные тесты.

· В 90-е годы в связи с развитием практической психологии появились гораздо большие возможности для развития психодиагностики. Основная проблема прикладной психодиагностики, существующая последние два десятилетия, заключается в использовании психологами методик, не соответствующих психометрическим требованиям, взятым из недостоверных источников или устаревших. Повышение профессионализма в использовании диагностических методик ведет к более качественному уровню применения тестирования.

· Большую работу в создании высокопрофессиональных психодиагностических методик в настоящее время проводят коллективы факультета психологии Московского госуниверситета и Центра «Гуманитарные технологии» А.Г. Шмелева при нем, психодиагностической лаборатории Психологического института РАО под руководством М.К.Акимовой, Института прикладной психологии Л.Н. Собчик, «Когито-центра» при Психологическом институте РАН (г. Москва); психологической лаборатории Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, фирмы ИМАТОН (г. Санкт-Петербург), Научно-производственного центра «Психодиагностика» (г. Ярославль) и некоторых других.

 

Билет №6: Классификация психодиагностических методик.

Классификация методов по Й.Шванцара:

1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);

2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

3. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

4. по психической активности испытуемых:

· интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

· экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

· проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные многозначные стимулы;

· исполнительные. Испытуемый совершает какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Классификация методов по В.К. Гайде, В.П. Захарову:

1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2. по назначению:

· общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттела или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);

· тесты профессиональной пригодности

· тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

· тесты достижений;

3. по материалу, которым оперирует испытуемый:

· бланковые;

· предметные (кубики Коса, «сложение фигур» из набора Векслера);

· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5. по форме ответа: устные и письменные;

6. по ведущей ориентации: тесты на скорость выполнения, тесты мощности, смешанные тесты; в тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено, исследователя интересует как успешность выполнения, так и способ решения задачи;

7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.007 с.)