Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №5: Краткая история становления психодиагностики в России.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
· В России 1910 году А.Н. Бернштейн (директор лаборатории экспериментальной психологии при психиатрической клинике Московского университета) и его единомышленники Г.И. Россолимо, Ц. Балталон и Т.Ф. Богданов организовали в Москве Общество экспериментальной психологии (еще одно). Ими были созданы первые тесты на русском языке: «Экспериментально-психологические схемы» (А.Н. Берштейн) и «Психологические профили» (Г.И. Россолимо). · Ф.Е. Рыбаков, преемник в директорстве А.Н. Берштейна, выпустил один из первых в России сборников психологических методик, куда вошли тесты и методические приемы Ф. Гальтона, Х. Мюнстерберга, А. Бурдона, Г. Эббингауза, А. Бине и В. Анри, Э. Крепелина, А.П. Нечаева, А.Н. Бернштейна и других, «Атлас для экспериментально-психологического исследования личности с подробным описанием и объяснением таблиц, составленных применительно к цели педагогического и врачебно-диагностического исследования». · Работы по созданию методов психодиагностики велись также в клинике Психоневрологического института – В.М. Бехтеревым и С.Д. Владычко. · Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Переводились зарубежные тесты и разрабатывались собственные. Шкала исследования моторики детей Н.И. Озерецкого (1923) используется до сих пор, в том числе и зарубежной психологии (Шкала Линкольна-Озерецкого). Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране. Идеи Льва Семеновича Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор. · Это были годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации, в промышленности и на транспорте. Если в педологии, больше внимания уделялось тестам интеллекта, то в психотехнике – тестам специальных способностей. Использование было интенсивным и неконтролируемым. Массовые тестовые обследования не подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. Например, вызывал протест массовый перевод вполне умственно-сохранных, но педагогически запущенных детей (с низким уровнем развития речевого мышления или вербального интеллекта) из нормальных школ в школы для умственно отсталых детей. · В промышленности на основе таких же тестов делались попытки классификации работников по различным профессиям, без внимательного учета личных склонностей и интересов. Также были неизбежны технические накладки: плохая адаптация зарубежных тестов-образцов, привлечение непрофессионалов к проведению тестирования, категоричность выводов и т.п. · Объективные ошибки и ряд причин субъективного характера (например, утверждают, что И.В. Сталин был недоволен низким тестовым баллом сына Василия) привели к появлению 4 июля 1936 года постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов», которое положило запрет на применение бессмысленных (как там отмечалось) тестов и анкет. Были прекращены все психодиагностические исследования, закрыты все педологические учреждения и почти все лаборатории по психотехнике и психофизиологии труда. Слово «тест» сделалось неприличным. Резкая критика педологии сопровождалось отрицанием всего положительного, что было сделано учеными в области педологии, психотехники, психодиагностики и психологии в целом. · Понадобилось около 40 лет, чтобы психодиагностика была полностью восстановлена в своих правах. В 50-60-е годы тестирование применялось неофициально и часто так не называлось. Перелом в отношении к тестированию произошел после того, как положительное мнение о научно обоснованных методах психологической диагностики личности высказали Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия и Анатолий Александрович Смирнов в статье «О диагностических методах психологического исследования школьников» в журнале «Советская педагогика» (1969. № 7). · С конца 60-х годов начинается второй период развития отечественной психодиагностики. Она развивается в пато- и нейропсихологии, а также в тех областях, где СССР должен был сохранить преимущества – авиационная и космическая медицина, спортивная психология и ряде других областей. В них применялись научные методы отбора и оценки кандидатов: летчики, операторы, космонавты, спортсмены и пр. Этот период отмечен бурными дискуссиями о месте психодиагностики в системе психологического знания, о принципах и методах, об отношении к зарубежному опыту. В 70-е годы проводятся первые специализированные конференции по психодиагностике в Таллине. · В 1982 году впервые в русском переводе вышел учебник Анны Анастази «Психологическое тестирование». В 1987 году выходит отечественный учебник «Общая психодиагностика». С середины 70-х и преимущественно в 80-е годы издается целый ряд оригинальных работ по психодиагностике. Адаптируются западные и создаются отечественные тесты. · В 90-е годы в связи с развитием практической психологии появились гораздо большие возможности для развития психодиагностики. Основная проблема прикладной психодиагностики, существующая последние два десятилетия, заключается в использовании психологами методик, не соответствующих психометрическим требованиям, взятым из недостоверных источников или устаревших. Повышение профессионализма в использовании диагностических методик ведет к более качественному уровню применения тестирования. · Большую работу в создании высокопрофессиональных психодиагностических методик в настоящее время проводят коллективы факультета психологии Московского госуниверситета и Центра «Гуманитарные технологии» А.Г. Шмелева при нем, психодиагностической лаборатории Психологического института РАО под руководством М.К.Акимовой, Института прикладной психологии Л.Н. Собчик, «Когито-центра» при Психологическом институте РАН (г. Москва); психологической лаборатории Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, фирмы ИМАТОН (г. Санкт-Петербург), Научно-производственного центра «Психодиагностика» (г. Ярославль) и некоторых других.
Билет №6: Классификация психодиагностических методик. Классификация методов по Й.Шванцара: 1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.); 2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные); 3. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные); 4. по психической активности испытуемых: · интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа; · экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений); · проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные многозначные стимулы; · исполнительные. Испытуемый совершает какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт. Классификация методов по В.К. Гайде, В.П. Захарову: 1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные; 2. по назначению: · общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттела или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта); · тесты профессиональной пригодности · тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов); · тесты достижений; 3. по материалу, которым оперирует испытуемый: · бланковые; · предметные (кубики Коса, «сложение фигур» из набора Векслера); · аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.); 4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые; 5. по форме ответа: устные и письменные; 6. по ведущей ориентации: тесты на скорость выполнения, тесты мощности, смешанные тесты; в тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено, исследователя интересует как успешность выполнения, так и способ решения задачи; 7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта); 8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи); 9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами; 10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты; 11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.194 (0.013 с.) |