Российские традиции местного самоуправления IX-XIX 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российские традиции местного самоуправления IX-XIX



В настоящее время проблемы местного самоуправления являются приоритетным направлением преобразований, осуществляемых в России. Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяя российской государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящее выражение, прежде всего в народовластии, разделении властей и местном самоуправлении. Местное самоуправление определяется как «самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Самоуправление в России в той или иной мере существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Структура государственной власти и управления может быть устойчивой и эффективной лишь тогда, когда она опирается на жизнеспособную систему местного управления.

С институтом местного самоуправления сегодня связывается решение многих актуальных социально-экономических проблем. Население оценивает эффективность государственной политики именно через призму решения своих жизненных, бытовых проблем: жилищные условия, благоустройство, общественный порядок и т.п. Кроме этого, местное самоуправление развивает самостоятельность, инициативу, предприимчивость, ведет к развитию общественных сил, когда населению перестает ожидать решения насущных жизненных задач от государства, а привыкает полагаться на самих себя. Для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и обществом актуальным представляется опыт становления и развития земского самоуправления в России. При наличии эффективного института местного самоуправления общественная жизнь, государственное управление не стягиваются к «центру», а равномерно распределяются по окраинам, связывая администрацию с населением. Государственные деятели через общественную практику ближе познают социальные вопросы.

Самоуправление в России связано с земской идеей. Земская работа – значимая страница русской истории. С отменой крепостного права в 1861 г. земская идея воплотилась в представлениях о гражданской активности, общественном служении, практическом самопознании и просветительстве. Восприятие земства отличалось подвижностью: согласно сторонникам концепции общественного самоуправления (В.И. Лешков, А.В. Васильчиков и др.) земству следовало ограничиться местными хозяйственно-культурными делами, не затрагивая вопросы политического устройства; высказывались идеи в пользу расширения властных полномочий органов земского самоуправления (А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов и др.). Впервые создавалось всесословное самоуправление.

Эффективность и дееспособность земских учреждений обеспечивалась их самоуправлением: земства сами выбирали руководящие органы и определяли направление своей деятельности, подбирали кадры. Земские учреждения, по сути, заполнили прорехи государственного управления. Состав органов земского самоуправления состоял из служащих, социально-активных представителей образованного общества. Чем более развивалась и усложнялась земская работа, тем сильнее ощущалась потребность в земских служащих. Поток интеллигенции в земство усиливается к концу 70-х гг. XIX в., когда на спад пошло народническое движение. Земская организация привлекала их как единственное «убежище для проявления практической деятельности критически мыслящей личности» [3].

К концу XIX в. земская интеллигенция заявила о себе как о влиятельной и созидательной общественной силе. Земские учреждения решали практические задачи местного значения: народное образование, здравоохранение, сельское хозяйство, ветеринария, агрономия, статистика и др. К непосредственному участию в работе привлекались лица, в которых ощущалась потребность, таким образом, ломалась строгая корпоративность российского общества, а само земство стало важным фактором развития страны и сохранения ее как единого целого.

Роль земских служащих в культурно-хозяйственной работе земства являлась плодотворной и многообразной. Так, статистические исследования земства создали спрос на образованную интеллигенцию, где при невысокой оплате труда требовался достаточно высокий уровень образования и статистики образовывали кадры специалистов-экономистов утверждение которых вызывало затруднение, но без которых земская организация при возрастающей сложности работ не могла обойтись. Статистические исследования, охватывая различные стороны жизни, способствовали развитию общественного самосознания. Вместе с тем выясняя важные данные для земств, статистики в своих исследованиях старались объективно отражать состояние действительности, что вызывало острые конфликты с земскими управами, консервативно настроенной частью земских собраний и административной властью губернии. Производство статистических работ происходило в тяжелых условиях: фискальные цели переписей осложняли их производство, вызывая недоверие и подозрительность крестьян. При производстве статистических работ приходилось работать «с самого раннего утра до 5-6 часов вечера, а с перерывами до полуночи», несмотря на это находились люди, соединяющие в себе преданность делу, научную подготовку с качествами «настоящего чернорабочего». Сложности общения с населением, кропотливость и утомительность ежедневной работы оправдывались немаловажным значением материалов земской статистика для законодательных работ и административных мероприятий. Накопленный опыт в области местного самоуправления позволяет утверждать, что земская реформа во многом способствовала динамичному экономическому развитию.

В то же время в настоящее время для наиболее низового уровня местного самоуправления, особенно для сельских поселений, дефицит подготовленных кадров является основной трудностью организационного плана. Недостаток кадров наблюдается и в некоторой части муниципальных районов или городских поселений. Интересны при этом мотивы поступления на службу в аппарат администрации: на первом месте среди мотивов поступления на работу является нацеленность на карьеру (не считая тех, кто пришел на эту работу вследствие безвыходности). Такие мотивы, как желание проявить свои организаторские способности, творческий характер работы, по сути, ориентированы на достижение карьеры. По мнению большинства опрошенных, в основе нацеленности на более высокую должность лежат корыстные мотивы.

Современная правовая основа создает предпосылки для воссоздания местного самоуправления на демократических началах, способного интегрировать опыт прошлого. Земские служащие, отдавая делу свои знания и силы, всегда были проникнуты истинным демократизмом, стремясь вести работу не только для населения, но и опираясь на население. Опыт земских учреждений в этом направлении актуален, показателен и заслуживает внимания. В настоящее время активная гражданская позиция в общественных делах, преданность и внутренняя заинтересованность своим делом неотъемлемые составляющие для эффективного местного самоуправления.

Сегодня для местного самоуправления характерна тенденция неустойчивого развития, преодоление которой возможно с учетом современного социально-экономического развития страны. В условиях выхода из кризиса особенно важным становится институт «обратной связи», позволяющий своевременно улавливать тенденцию развития общественных процессов, корректировать управленческие решения, а населению верить в наличие права и возможностей влиять на принятие социально-значимых решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.005 с.)