Субъекты муниципальных правовых отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты муниципальных правовых отношений



Неотъемлемый признак любых правовых отношений - наличие субъектного состава. В качестве субъектов муниципально-правовых отношений могут выступать:

1. муниципальное образование - может являться участником не только муниципально-правовых отношений, но и ряда других публично-правовых отношений - административных, конституционных, международных, а также множества частноправовых отношений - гражданских, трудовых, земельных и т.д.;

2. ассоциации или союзы муниципальных образований - создаются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления их прав и интересов; подлежат государственной регистрации;

3. население муниципального образования - жители муниципального образования, имеющие постоянное либо преимущественное место жительства на территории данного муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Термин «население» понимается широко и включает в себя не только граждан РФ, проживающих на территории муниципального образования, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства либо владеющих имуществом на праве собственности в данном муниципальном образовании. В рамках данной группы выделяются следующие субъекты муниципально-правовых отношений:

а) граждане РФ - на основании ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
б) группы граждан - образуются для коллективного выдвижения кандидата на выборную должность в органе местного самоуправления, а также для иных целей;

4. органы местного самоуправления - в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, делегированными от органов государственной власти РФ либо субъектов РФ;

5. органы территориального общественного самоуправления;

6. органы государственной власти;

7. общественные объединения;

8. государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации (коммерческие и некоммерческие);

9. муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

 

Источники муниципального права

Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления тесно связаны с федеративным устройством России, административно-территориальным устройством субъектов РФ и политико-правовой природой местного самоуправления.

Под источниками муниципального права понимаются различные формы их законодательного и иного правового выражения. Эти законодательные и иные правовые акты регламентируют, регулируют и охраняют муниципальные общественные отношения.

Все источники муниципального права подразделяются на 2 большие группы:

1. нормативно-правовые акты - односторонние властные, волевые действия непосредственно населения, органа власти или его должностного лица по исполнению закона, направленные на возникновение, изменение или прекращение правовых норм и (или) правоотношений. Данное определение полностью применимо к сфере муниципально-правовых отношений. Нормативно-правовые акты в рамках муниципального права подразделяются на группы:

а) в зависимости от круга регулируемых муниципально-правовых отношений:

o систематизированные акты - совокупность правовых норм, затрагивающих все или большинство вопросов в области местного самоуправления (например, Европейская хартия местного самоуправления 1985 г., ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»);

o отраслевые (тематические) акты – регулируют отдельные аспекты организации местного самоуправления на территории РФ (например, законы о муниципальной службе, о финансовых основах местного самоуправления, о выборах в органы местного самоуправления и др.);


б) по юридической природе:

o законодательные акты, исходящие от представительных (законодательных) органов государственной власти и органов местного самоуправления;

o подзаконные акты, исходящие от исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделенных нормотворческими полномочиями; принимаются по отдельным вопросам местного самоуправления, требующим дополнительного регулирования;


в) по кругу субъектов, уполномоченных на принятие нормативно-правовых актов:

o органов государственной власти РФ;

o органов государственной власти субъектов РФ;

o органов местного самоуправления;

o принятые непосредственно населением на референдуме, собрании или сходе;

2. муниципально-правовые договоры (соглашения) - двусторонние или многосторонние соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления, наделением органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями.

Муниципально-правовые договоры могут заключаться между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления одного муниципального образования или нескольких, между объединениями муниципальных образований. Важным условием признания муниципально-правового договора (соглашения) действительным является указание в нем конкретного круга регулируемых вопросов. Некоторые авторы приводят иную классификацию источников муниципального права, которая также является общепринятой.

Основные теории местного самоуправления и муниципальные системы зарубежных стран.

Основные теории местного самоуправления

В науке муниципального права сформировался целый ряд теорий местного

самоуправления, в которых по-разному рассматривается его сущность.

Наиболее верным представляется мнение Л. Ве-лихова, который выделяет

следующие теории местного самоуправления:свободной общины,

“общественную” (хозяйственную) и государственную

Теория свободной общины

Данная теория,теория свободной общины,опиралась на идеи

естественного права. Основной идеей теории свободной общины было

обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность

общины. Согласно положениям теории свободной общины самостоятельность и

независимость общины от государства связаны с самой природой общины,

которая исторически предшествовала государству. Согласно теории

свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее. В

теории свободной общины признавалось существование не только трех

традиционных ветвей власти — исполнительной,законодательной и

судебной, но и четвертой — муниципальной власти. Теория свободной

общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30—40-

х годов XIX века. Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную

статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с

законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и

“общинная” (муниципальная) власть.

Однако на практике такой подход не имел успеха. Русские ученые Н.И.

Лазаревский, Б.Н. Чичерин, В.П. Безобразов и другие считали теорию

свободной общины несостоятельной и нежизнеспособной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.007 с.)