Международная торговля и ее основные черты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная торговля и ее основные черты



Международная торговля (МТ) – сфера международных товарно-денежных отношений, специфическая форма обмена (товарами и услугами) продуктами труда между продавцами и покупателями разных стран.

Международная торговля – совокупность внешней торговли всех стран выступает как элемент МТ. МТ занимает особое место в системе международных экономических отношений. МТ (исторически) – первый элемент внешней экономической деятельности. Именно со сферы товарных отношений началось интернациональное хозяйствование (?) жизни. Сначала это локальные рынки (торговля носила меновой характер, посредства денег, одни товары в обмен на другие). После великих географических открытий (ВГО) в XV веке МТ получила дальнейшее стимулирование своего развития. XVl-XVllвв. локальные центры начинают перерастать в единый международный рынок. В настоящее время рынок товаров и услуг уступает другим международным рынкам (капитала, технологий)

Тем не менее, он играет существенную роль в МЭО (межд. эк-ких отноше-ях). Ежегодно до 1/5 части произведенной продукции проходит через Международную торговлю. Международная торговля развивается и причинами наращивания объема торговли является развитие международного разделения труда (МРТ). Происходит процесс международной кооперации международной торговли:

1. Общий объем товарооборота, внешнеторговый оборот пересчитывается путем суммирования объемов экспорта всех государств мира в долларах США. Внешнеторговый оборот отдельных стран = экспорт + импорт. Внешний товарооборот начисляется в стоимостном выражении. В этом случае он начисляется в текущих ценах соответственно с использованием валютных курсов за определенный период времени

2. Кроме стоимостного обмена торгового оборота существует физический объем внешнеторгового оборота – рассчитывается в постоянных ценах, дает возможность определять динамику его развития.

3. Товарная структура определяет состав отдельных товаров в экспорте и импорте, и их удельные веса в общем объеме.

4. Географическая структура внешнего оборота – показатели экспорта и импорта исчисляются в региональном развитии в отдельных регионах

Международная торговля состоит из импорта и экспорта товаров. Виды экспорта:

· Вывоз товаров, изготовленных в данной стране

· Вывоз сырья для переработки в других странах с последующим возвратом

· В состав экспорта входит: полезные ископаемые, реэкспорт – вывоз товаров, ранее вывезенных из заграницы

· Временный вывоз заграницу отечественных товаров с последующим возвратом

· Поставки товаров и услуг в рамках ТНК (мощные экономические организации в не менее двух странах)

Составные элементы импорта:

Ввоз товаров и услуг из заграницы для реализации в данной стране Реимпорт – к нему относятся обратный ввоз из заграницы отечественных товаров, ранее вывезенных туда Ввоз сырья для переработки в данной стране с последующим вывозом заграницу Временно ввозимые товары Импортные поставки продукции в рамках ТНК

Основные черты, присущие международной торговле:

Способствует повышению мобильности производительных ресурсов, факторов производства Ее осуществление всегда сопровождается с участием валюты Обязательное наличие политики-участия государства в регулировании международной торговли, участие законодательных органов, их вмешательство в регулировании.

 

Вопрос 16

Классические теории международной торговли

Меркантилизм

Основная статья: Меркантилизм

Меркантилизм — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:

  • необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);
  • признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;
  • деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;
  • приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;
  • ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита

Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные преимущества:

  • климат;
  • территория;
  • ресурсы.

Приобретённые преимущества:

  • технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

  • у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;
  • развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;
  • существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Парадокс Леонтьева

Основная статья: Парадокс Леонтьева

Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте будет расти, а трудоёмких сокращаться.

Жизненный цикл товара

Основная статья: жизненный цикл товара

Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:

  • разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара. В это время объём продаж равен нулю, затраты растут.
  • выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объём продаж
  • быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли
  • зрелость. Рост объёма продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции
  • упадок. Спад объёма продаж и сокращение прибыли.

Теория Майкла Портера

Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

  • воздействие правительства на факторные условия;
  • воздействие правительства на условия спроса;
  • воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;
  • воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

Теорема Рыбчинского

Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.[1]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.009 с.)