Теория Самуэльсона и Столпера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория Самуэльсона и Столпера



В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера — Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

 

Вопрос 17

Альтернативные теории международной торговли

 

В последние десятилетия XX века в направлениях и структуре международной торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда объясняются классической теорией МТ. Среди таких качественных сдвигов следует отметить превращение НТП в доминирующий фактор в международной торговлt, возрастающий удельный вес встречных поставок сходных промышленных товаров. Возникла необходимость учесть это влияние в теориях международной торговли.

^ Теория жизненного цикла продукта.

В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:


  1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

  2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

  3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

  4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

 

^ Теория эффекта масштаба.

В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.


^ Модель технологического разрыва.

Сторонники неотехнологического направления структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое.

Изменилось и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.

Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.

Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.

В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.

Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.

 

 

Вопрос 18

Современные тенденции в развитии международной торговли

Хотя международная торговля развивается более низкими темпами, чем другие рынки, в целом достаточно высокая динамика, в основе которой лежит НТП и те процессы, которые он сопровождает (МРТ, международная специализация, кооперация) >>> объем и темпы роста МТ превышают темпы роста промышленного и сельхоз производства, за счет увеличения производства товаров на экспорт во многих странах.

При общей тенденции отличаются:

· Неравномерностью сказывается колебания производства в с/х, сезонные, промышленности – кризисные явления в отдельных странах.

· Ускорение темпов товарной номенклатуры – большое число принципиально новых товаров в наукоемких странах на основе технологий. В основе НТР и быстрые темпы морального старения техники.

· НТП дает толчок дальнейшему наращиванию специализации >>> рост обмена отдельными деталями, узлами, комплектующими, изготавливаемых в разных странах – основа для развития МТ

· Снижение металлоемкости, энергоемкости производства, в целом снижение сырьевого фактора при производстве товаров <<< внедрение агрессивных методов обработки, ресурсосберегающей техники, технологий, дефицитность отдельных видов сырья

· Изменение форм связей между продавцами и покупателями на международном рынке, обмен технологиями, продажа лицензий, использование новых форм передачи новых технологий, техники – франчайзинг.

· Изменение сил на мировом рынке, соотношениями между ведущими странами – снижение доли США в мировом экспорте и возрастание доли стран Запада и Японии. В целом в структуре мирового экспорта – индустриально-развитые страны 70% мирового экспорта; развивающиеся – 25% бывшие социалистические страны – 4%, РФ – 1%

 

Вопрос 19

Протекционизм – политика государства, направленная на ограничение свободы международной торговли. К торговым барьерам относятся пошлины, налог на импортные товары; акцизный налог – расходы, связанные с приобретением конкретного импортного товара.

Цель взимаемых пошлин:

Получение дополнительных доходов в госбюджет Защита внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей от дешевых импортных товаров (импортные товары облагаются пошлиной; величина ее входит в затраты иностранного импортера и соответственно в цену. Цена повышается на этот товар, он становится менее конкурентным)

Пошлины:

1. Фискальные – небольшие по размеру, как правило, применяются в отношение тех товаров, которые м. б. произведены(?) в данной стране (РФ – кофе, чай)

2. Протекционистские – защита местных отечественных производителей от иностранной конкуренции. Их величина м. б. различной. Их уровень не настолько высок, чтобы сделать невыгодную поставку для иностранных производителей, но для них невыгодно конкурентное положение.

3. импортные квоты устанавливает максимальный объем товаров, который одна страна может экспортировать в другую страну, на определенный момент времени.

Нетарифные барьеры – система лицензирования или разрешения на ввоз товаров в ту или иную страну. В основе разрушений м. б. уровень качества ввозимой продукции; соответствие товара существующим экологическим стандартам – это документ, который устанавливает верхний предел выброса вредных веществ в окружающую среду; бюрократические затраты ни на чем не основанные (обычно по тем товарам, которые производятся в данной стране).

«Добровольные» экспортные ограничения – иностранные фирмы якобы «добровольно» (добровольно - принудительно) ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Если они не согласятся, то к ним могут быть (м. б.) применены особые более строгие меры.

Полный запрет на ввоз товаров по различным причинам. Обычно это выступает, как правило, ответная мера. Если страна полностью защищает ввоз товаров, это называется эмбарго.

Вопрос 20



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.180.141 (0.01 с.)