Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние цветов на психоэмоциональное и физическое состояние человека

Поиск

Облик современной книги слагается из множества элементов - от обложки до наборного текста, и будет правильно, если определять их строй будет художник. Исходя из обязательного формата, художник определяет объем книги, количество и вид изобразительных элементов, их распределение по всей книге, для него должно быть ясно, каким шрифтом будет набран текст, каковы пропорции полосы набора и полей страницы. Все изобразительные элементы в книге очень тесно связаны со шрифтом.

57. Книга, как целостное произведение и культурная ценность. Виды книжных изданий и особенности книжной графики. Виды художественно-графических техник.

В книге, являющейся одной из важнейших духовных потребностей современного человека, органически сочетается труд художника, издательских работников и полиграфистов.

На долю художника книги выпадает ответственная задача воплощения средствами изобразительного искусства идейно-художественного замысла, содержания литературного текста и создание художественно-декоративного облика книги. Только гармоническое сочетание этих двух сторон книжной графики создает полноценную книгу. Отличительной особенностью книжной графики является ее тесная связь с полиграфией, ее зависимость от уровня и культуры труда полиграфического производства.

Исходя из основных задач книжной графики, ее подразделяют на оформление и иллюстрирование книги. К оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее украшение, рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора и т. д. (обложка, титульный лист, шмуцтитулы и пр.). Иллюстрирование книги решает задачи образного раскрытия литературного текста при помощи рисунков (иллюстраций различного вида). Итак, перед художником книги стоит задача- раскрыть средствами изобразительного искусства идейно-художественное содержание произведения, сохранить единство образного и декоративного строя книги с духом произведения, стилем писателя.

Немаловажной стороной искусства книжной графики является обязательный учет особенностей полиграфической структуры книги. Кроме литературного текста в виде шрифтового набора, в оформление входят другие обязательные текстовые элементы (заголовочные и издательские данные). Облик современной книги слагается из множества элементов - от обложки до наборного текста, и будет правильно, если определять их строй будет художник. Исходя из обязательного формата, художник определяет объем книги, количество и вид изобразительных элементов, их распределение по всей книге, для него должно быть ясно, каким шрифтом будет набран текст, каковы пропорции полосы набора и полей страницы.

Книжная графика — один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п.

С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.

Виды изданий: - по периодичности: - период. \непериод.; - по фу-му назначению: - спец., нормативные, научные, учебные, для свободного чтения, для досуга, лит-но-худ-ные, рекламные, справочные, информационные; - по хар-ру инфы: технич., картографич., нотные.
Как проявления массовой культуры специфическими видами графики являются в станковой печатной графике — лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX веке как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки).

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования, графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

58. История книжного дизайна. Этапы и особенности развития советской книжной графики

В искусстве книжной графики смогла осуществиться одна из ведущих идей того периода-идея синтеза искусства и производства. Полиграфия к середине 20-х гг. представляла собой одну из развитых отраслей производства и была «открыта» для художественных нововведений. Не случайно этот период ознаменован активным поиском конструктивистов, заложивших основы современного дизайна. Графичность их мышления получила в те годы доступную базу для своей реализации именно в книге, плакате, журнале.

Важным характерным моментом стало то, что уже в начале 1920-х гг. в стране открылись тысячи издательств, а в 1922 году объем книг, изданных в РСФСР, составил 42 % от объема 1913 года. Задействованность книжной графики не только во всех сферах культуры, но и в решении актуальнейших задач строительства «нового мира» позволила этому искусству проявить «терпимость» ко всем экспериментам, рождавшимся в период слома предшествующих традиций. Через массовые и элитарные издания, через детскую и техническую книгу книжная графика заявила о своем статусе как самого востребованного и доступного искусства. Поэтому в ее практике соседствовали многотиражная массовая продукция и богато иллюстрированные издания, экспериментальная книга футуристов и «виртуозная» книга мирискусников, издания конструктивистов и последователей школы Фаворского.

Художественная графическая Школа выступила в этот период не просто образовательным учреждением, но была органично задействована в самой художественной практике. Об этом убедительно свидетельствует как деятельность школы Фаворского, так и школы Родченко.

Периодические издания того периода, где активно выступали ведущие отечественные критики, свидетельствуют о большом интересе всего культурного движения к этому искусству. По этим источникам мы узнаем об особом назначении графического искусства в системе отечественной культуры третьего десятилетия.

Самобытность и скромность полиграфических средств, суровость и раскованность художественных приемов продемонстрировала здесь и выставочная практика, получившая свое развитие только во второй половине 1920-х гг. Особая активность обозначилась при проведении зарубежных выставок книжного искусства, которые представляют нам сегодня богатый материал для понимания художественной практики того периода.

Таким образом, к этому десятилетию можно отнести целый ряд знаковых процессов и судьбоносных перемен.

На основании изучения искусства отечественной книжной графики 20-х годов XX века можно сделать следующие выводы:

- В период «смены вех», каким являются первые десятилетия XX века, через практику книжной графики осуществилась встреча высокого искусства и промышленного производства, экспериментальной активности художников-графиков с конкретными требованиями полиграфической индустрии.

- Искусство книжной графики смогло предельно продемонстрировать идею синтеза искусства и промышленного производства, озвучив ее также и через систему художественною образования, выставочной деятельности, художественной критики.

- Программы противоборствующих творческих позиций не вступили в искусстве книжной графики в такое же непримиримое противоречие, как в других видах изобразительного искусства, а, напротив, получили широкое практическое осуществление.

- Книжная графика 1920-х годов обладала, согласно позиции ведущих отечественных критиков того периода, «блестящей общей культурой и великолепными индивидуальными дарованиями».

- Искусство отечественной книжной графики выступает как целостный культурно - художественный феномен, вобравший в себя содержание основных культурных процессов того периода.

59. Контраст. Закономерности контрастов (яркостей, цветовых, хроматических, краевых и др.). Иллюзии цветового зрения.

Каждый цвет имеет свою специфику восприятия, эмоциональную характеристику и даже воздействие на организм человека. Восприятие цветов взрослым человеком и ребенком также отличаются. Подбирая цветовое решение, следует руководствоваться не только эмоциями и ощущениями, а еще законами дизайна и правилами гармонии.

1. Контраст по тону -построен на разнице между цветами. Он представляет собой комбинирование цветов, приближенных к определенным спектрам.

2. Контраст светлого и темного

3. Контраст холодного и теплого - основан на разнице «тормозящих» и возбуждающих цветов.

4. Контраст дополнительных цветов. Дополнительными называют цвета, при смешивании которых получается серый цвет.

5. Симультанный контраст – это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.

6. Контраст по насыщенности - строится на основе разницы между ярким и не ярким цветами в одной светлоте.

7. Контраст по размеру цветовых пятен - основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики.

Иллюзии цветового зрения. Они связаны с особенностью строения глаза.

1). Восприятие яркости предмета зависит от яркости фона (цвет предмета светлеет на темном фоне и темнеет на белом).

2). Сам цвет наблюдаемого объекта изменяется в зависимости от фона (Черный круг на зеленом фоне кажется слегка красноватым).

3). Некоторые цвета воспринимаются как «выступающие», а другие как «отступающие» (тёплые –выступающие \ холодные - отступающие).

4). Иррадиация - Явление иррадиации заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона.

 

Оптическая иллюзия — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа, а также физическими причинами.

Эффект Пуркинье, сдвиг Пуркинье — явление изменения цветового восприятия человеческим глазом при понижении освещённости объектов.

Другим видом цветовой иллюзии является то, что некоторые цвета воспринимаются как “выступающие”, а другие как “отступающие”.

Иррадиация - в оптике - явление зрительного восприятия человеком трехмерных объектов и плоских фигур на контрастном фоне, при котором происходит оптический обман зрения, заключенный в том, что наблюдаемый предмет кажется иного размера, нежели его истинный размер. Такая иллюзия возникает при наблюдении светлых фигур или объектов на черном фоне и наоборот.

Иллюзия цветового зрения

-сумеречное зрение (понижается чувствительного восприятия цветов, понижается чувствительность к цветам длинноволнового участка спектра- красный, оранжевый, повышенная чувствительность к цветам коротковолновой части спектра- синий, фиолетовый.

-закономерности контраста яркостей (цвет светлеет на темном, темнеет на светлом)

-цветовые и хроматические контрасты (цвет объекта изменяется в зависимости от цвета фона) -явление «цветных теней» (в полнолуние) каждый цвет несет эмоциональную окраску. Цвета могут быть теплыми и холодными.

При выборе цветов старайтесь предугадать эмоции зрителя на восприятие того или иного цвета. Реклама становится более успешной при правильном использовании цветовой гаммы, которая со временем становится фирменной цветовой гаммой.

- в рекламных целях- рекомендуется применять не более 2х различных цветов, но их можно разнообразить за счет родственных оттенков, то создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрение.

60. Композиция в системе профессионального мышления дизайнера. Виды композиции как фиксированные визуальные характеристики формы. Фронтальный, объемный и объемно-пространственный вид композиции.

Вся творческая практика дизайна базируется на композиции, ее методах, закономерностях, средствах и приемах. Это основа профессиональной грамоты и творческого мышления дизайнера.

Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве.

Цель композиции в дизайне - утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

Характерным признаком фронтальной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, фасады зданий, стенды наглядной агитации, ткани, ковры и т. д.

Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатление ее монументальности. С приближением зрителя к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней. Примером могут служить станки, машины, бытовые приборы и т. п. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.

Объемно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространства на ряд последовательных планов. Глубинно-пространственная композиция используется, например, в решении улиц, площадей, микрорайонов и т. п.

Визуально объект характеризуется следующим набором свойств:

1) дистанцией от точки его наблюдения;

2) размером и силуэтом;

3) характером членений;

4) свойствами поверхности.

1. Чем ближе наблюдатель к объекту, тем большую информацию о его свойствах он может получить. Однако для создания наиболее полного, достоверного и эстетически благоприятного впечатления об объекте полезно найти оптимальную дистанцию и угол зрения для его наблюдения. Художественно ценный объект, лишенный возможности обзора, раскрывающего его достоинства, теряет свои выразительные качества. Так, многие архитектурные памятники в городах скрыты окружающей высокой застройкой, а размещение красивого панно на стене длинного узкого коридора композиционно нецелесообразно.

2. Размер объекта в сопоставлении с дистанцией обзора дает предположительную информацию о его функциональном назначении и логике его размерных отношений с другими объектами. Его положение в пространстве, выраженное в системе координат, фиксируется в виде массивного объема, плоской вертикали или горизонтально протяженного тела простых геометрических форм, имеющих дополнения, определяющие особенности его силуэта и общий пропорциональный строй.

3. Дальнейшее приближение к объекту и анализ его форм позволяют судить о дифференциации его объема и поверхности членениями, имеющими естественное или техническое происхождение (каменная кладка, ярусы этажей). Членения представляют один из самых продуктивных ком позиционных приемов, придающих посредством различных интервалов деления формы по всем направлениям впечатление его равновесия или динамичности, пропорциональных соотношений частей и целого, весовых ассоциаций.

4. Приблизившись к объекту вплотную, вы можете определить его фактуру: гладкую, зернистую, из грубо около того камня, его температуру и цвет. Правда, цвет можно увидеть и издалека — в этом случае окраска, как известно, размывается голубоватой воздушной дымкой. На месте цвет представляется более насыщенным, но надо помнить, что архитекторы подбирали краску такой насыщенности, которая даст максимальный эстетический эффект при наблюдении здания именно на дистанции.Фактура и окраска придают объекту, нередко вопреки реальности, качества массивности или легкости, большей или меньшей плотности материала.

61. Основы психологии и физиологии жизнедеятельности человека. Виды физических нагрузок. Режим труда и отдыха. Категории психофизиологической организации человека, фазы ее изменений.

Физиология труда – раздел физиологии, изучающий изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающий с позиций физиологии методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья. Труд есть затрата физической и умственной энергии человека, но он необходим и полезен человеку.

Эргономика – наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с точки зрения анатомии, антропологии, физиологии, психологии и гигиены в целях создания орудий и условий труда, а также технологических процессов, наиболее соответствующих требованиям человеческого организма.

 

Физические работы принято делить на три группы по степени их тяжести. В основе этого деления лежит потребление кислорода как один из доступных для измерения объективных показателей энергозатрат. В связи с этим различают работы: лёгкие, средней тяжести и тяжёлые. К лёгким относятся работы, выполняемые сидя, стоя или связанные с ходьбой, но без систематического напряжения, без поднятия и переноса тяжестей. Это работы в швейном производстве, в точном приборостроении и машиностроении, в полиграфии, в связи и т.д.

К категории средней тяжести относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей, и выполняемые стоя. Это работа в механосборочных цехах, в механизированных мартеновских, прокатных, литейных, кузнечных, термических цехах и т.д.

К категории тяжёлых относятся работы, связанные с систематическим физическим напряжением, а также с постоянным передвижением и переноской значительных (более 10 кг) тяжестей. Это кузнечные работы с ручной ковкой, литейные с ручной набивкой и заливкой опок и т.д.

 

По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Снижение работоспособности называется утомлением, а связанное с ним психологическое состояние - усталостью.

Различают следующие виды напряжения: физическое (мышечное) и нервно-психическое.

Темп работы - один из факторов, определяющих ее напряженность. Он характеризуется количеством движений работника в единицу времени, обусловленных характером этой работы.

Режим труда и отдыха - установленный в организации, распорядок, регламентирующий определенное чередование времени работы и отдыха на протяжении рабочей смены, недели, месяца и года. На основе психофизиологических исследований разработаны и рекомендованы более десяти типовых режимов труда и отдыха.

Несмотря на то, что потребность в отдыхе индивидуальна и зависит от здоровья конкретного человека, его психофизиологического состояния, возраста, пола, степени физической подготовки, организация совместного труда требует его регламентации для целых групп категорий работающих.

Поэтому на предприятиях сменный, недельный и месячный режимы труда и отдыха устанавливаются в целом, а иногда и по отдельным его подразделениям.

Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения Категории психофизиологической организации человека 1. физические свойства и свойства нервной системы(быстрота, рефлексы, выносливость) 2. Функц. состояния (уровень изменения во времени) 3. Психичесские процессы (ощущение, восприятие, эмоции, воля, мышление, внимание. память, наблюдение, творческе развитие, познавательные процессы и др)

62. Сущность эргономики и ее связь с архитектурой и дизайном. Влияние эргономики на принципы формообразования. Составляющие формообразования в дизайне и архитектуре.

Эргономика – молодая(1949)наука об удобстве и комфорте человека в процессе жизнедеятельности, исследует способности и возможности влияния среды на человека. Объект эргономики- система ЧТС(человек-техника-среда), предмет эргономики-жизнедеятельность человека в системе: взаимодействие человека с технич. средствами и средой жизнедеят.

Цели эргономики:

1.создание благоприят условий для эффективного функционирования системы чтс

2. удобство+комфорт

3. сохранение здоровья.

 

Задачи эргономики:

- совершенствование процессов жизнедеят человека

- подготовка себе подобных

Эргономика- как комплексное воздействие на человека совокупности вредных факторов и рез-ты этого воздействия!.

Изучение не среды, а ВОЗДЕЙСТВИЕ на среду

Содержание науки:

- психолология труда (мыслительные процессы)

- физиология труда (потребности)

- гигиена труда (освещение, проветривание и д т)

- антропология (анатомия+ физиология)

- антропометрия (человеческие размеры,пропорции).

Эргономика нужна для научной организации труда, дизайна, архитектуры. 3 направления эргономики – физическая среда(физ труд,антропометрия, рабочее место), когнитивная(умственный труд) и организационная(вопросы социальных и технич систем, проекты процессов труда).

Дизайн-проектирование и создание гармоничной эстетически полноценной среды.

«Человеческий фактор»-доминирующее положение Человека с системе чтс.

Эргономичность системы:

-управляемость

-обслуживаемость

-освояемость (это все условия функционирования системы)

-обитаемость(здоровье человека)

-эстетичность

Графич. дизайн превращает информацию в визуальные сигналы. Существует эргономические факторы, влияющие на разработку символов и знаков, текстовой документации, пиктограмм, рекламной продукции, плакатов и указателей. Символы и знаки: - смысловое значение знака - удобочитаемость, соотношение площади вспомогательного символа к площади фона в пределах - 1:1 или 1:3 - зрительная воспринимаемость при умен. масштабе - строго установленное положение знака Текстовая документация: - оптимальное соотношение прямого и обратного контраста меду текстом и фоном. - главные слова выделяются большим размером или разрядкой -лучшая читаемость большого текста с засечками. Рекламная продукция, плакаты в городской среде: - содержание и изображение четкое - хорошая читабельность - размер букв текста должен быть более 1 см, если он воспринимается с расстояния от 3м - информация должна быть красивой, образной, стильной Для разработки пиктограмм требуется учет и выявление образного стереотипа визуального восприятия.

 

можно выделить основные характеристики объекта:

1. функция (связана с назначением предмета):

1.1. техническая (конструкция, материал),

1.2. социальные: адаптивная (удобство пользования предметом);

средовая (связь с другими предметами)

1.3. эстетическая (эмоциональное и художественное воздействие);

2. технология (способ получения формы из определенного материала опреде-ленными инструментами);

3. морфология (форма, организованная в соответствии со своей функцией);

4. семантика (психологическое воздействие формы предмета на человека).

63. Предметный дизайн. Комбинаторика. Хиротехника. Органы управления. Указатели масштаба.

Комбинаторика - метод формообразования в дизайне, основанный на применении закономерностей разновариантного изменения пространственных конструктивных, функциональных и графических структур объекта, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов.Термин «комбинаторика» происходит от латинского слова «combina», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять».

Предметный дизайн – это творческая область, задача которой объединить в единое целое функциональность и эстетику объекта работы. Этим объектом может быть все, что угодно – светильник, кран, кровать, автомобиль.

 

Хиротехника -(греч «рука»)-занимается проблемой органов управления, проектирует все изделия, связанные с рукой человека.(выявляет функциональные и эстетич стороны предмета). Определяющий фактор – анатомическое строение руки. Диаметр органов управления- при усилии 10 см. О́рган управле́ния — общее название структуры где-либо, выполняющей задачи по управлению чем-либо.

Многие рабочие движения выполняются путем манипуляций кистью руки, для них требуется определенное пространственное положение руки относительно тела.

Некоторые антропометрические параметры, характеризующие это. Следует иметь в виду, что подвижность кисти и пальцев у мужчин и женщин несколько различается: объем движений в суставах кисти у женщин в среднем на 4...6° больше, чем у мужчин.

 

Масштаб -отношение длины изображаемой линии к длине линии в действительности. Масштабность - соразмерность с человеком. Указатели масштаба: детали, узлы, предметы, медель, высоты, вещи, имеющие относительно постоянные размеры.

Форма оборудования- функционально-механич показатель, структурность, гармоничность и композ целостность, эргономич харак оборудования,информационная выразительность,соответствие среде и стилю, зашщитно-декоратинные покрытия.

64. Психофизиологические закономерности и особенности восприятия цвета. Закономерности воздействия цвета на человека.

Цвет - это свойство любого матер объекта излучать и отражать световые волны, свет проходит через отраженную среду, глаз воспринимает её окраску.(цвет-качественная,субъективная характеристика излучений оптического диапазона, он зависит от физиологических и психологических факторов! Цвета бывают:ахроматические, хроматические, спектральные и неспектральные. Цвет имеет 4 характеристики:

-цветовой тон

-светлота

-насыщенность

-яркость

Благодаря цвету и свету определяют пространство и формы объектов, цвет определяется лучом с определённой длиной волны.

МонохромозИя- полная цветовая слепота.

ДихромозИя- дальтонизм(плохо различим красный).

ТрихромозИя-снижено восприятие красного,зелёного и синего.

Эффект Струпа – когда слово по смыслу отличаеся от его цвета(игра-прием).

Красный=запрет,остановка Оранжевый=внимание,опасность,угроза Желтый=внимание,приготовтесь Зеленый= безопасность,экологичность Синий=информация.

Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называтьцвета.

Характерискики цвета:

Теплый-холодный

Насыщенный-ненасыщенный

Легкий-тяжёлый

Контрастные-нюансные.

Красный цвет.

Первый цвет, замеченный и воспроизведенный людьми, был, по-видимому, красный. Традиционно объяснение этого «первородства» красного цвета связывается с тем, что он ассоциировался в сознании людей с кровью, огнем, солнцем, осенними листьями. Древнейшие мифы связывали с красным сотворение человека.

Первоначальное значение красного – это жизнь, кровь, полученная человеком от богов. В крови заключается душа (в Священном писании людям запрещено есть кровь животных), а в душе – сама жизнь, энергия, без которой невозможно существование живого.

У древних греков и римлян красный был символом плодородия.

Поскольку и жизнь, и плодородие связаны с любовью и браком, то красный цвет – знак всего, что сопровождает эти явления.

В средневековой Японии красный был символом любви.

В наше время стало привычным одевать невесту в белое. Между тем у русских крестьян XIX и начал ХХ века свадебный наряд был красным.

Кроме того, у всех народов красный цвет считался целебным.
Жизнетворная сила красного, по поверьям древних, проявляется еще и в том, что он отпугивает злых духов, демонов и другой нечисти. Поэтому столбы критских дворцов окрашивались в красный цвет, люди носили красные амулеты, повязки, окрашивали различные предметы. Новорожденных детей красили красной краской целиком или только лицо, надевали на руку красную повязку. Мальчиков при инициации окрашивали так же, чтобы защитить от болезней и злых духов.


Красный – цвет жизнетворного тепла и света, огня. Именно поэтому солнце красное, заря красная, боги, дарящие тепло, - красные. «Земные боги» - цари, императоры, короли, военачальники – также носили красные одежды.
Красный цвет производит на человека самое возбуждающее действие и вызывает сильный эмоциональный, в основном позитивный, отклик в душе. Поэтому красный цвет «красивый», «прекрасный».

Все перечисленные выше значения красного цвета являются положительными.

Но этот цвет имеет также множество негативных значений:
Красным отмечены смерть, убийство, грех, насилие, возмездие, демонические силы. Этот цвет связывается с агрессивностью, плотскими желаниями. Это символ греха и позора (например, «Великая блудница», олицетворение Рима и Вавилона, явилась св. Иоанну Богослову в виде женщины, «облеченной в порфиру и багряницу, украшенной золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» (Откровение 17).

Как видно, с самой древности красному цвету приписывались преимущественно позитивные смыслы. Но в XVII веке красный цвет начинает приобретать негативные значения. Рембрандт придает ему драматические, даже трагические оттенки, а французская Академия изящных искусств осуждает Рубенса за чистый яркий красный цвет в его картинах.

Начиная с XVIII века, в Европе красный цвет часто заменяется розовым. В моду входят оттенки «вермильон», «резвая пастушка», «веселая вдова», «цвет бедра испуганной нимфы».

Красный цвет приглушается, разбавляется, теряет энергию. И возвращается к концу века как цвет Великой французской революции.

В XIX веке красный цвет вообще становится устрашающим. Во Франции продолжаются потрясения: Парижская коммуна, реставрация Бурбонов, империя Бонапарта… Красный приобретает значение духа смерти, упоения кровавой борьбой, нечеловеческого напряжения.

В XX веке происходит революция – социальная, политическая, культурная. Знаком обновления выступает красный цвет. Без него не могут обойтись кубисты, супрематисты, футуристы. Здесь красный излучает силу, энергию, мужество, а порой ярость и воинственный дух. Уже в начале века писатели и поэты, наделенные пророческим даром, видят в нем зловещий символ. Андрей Белый замечает над Петербургом кровавое зарево и размышляет: «Не есть ли это геенское пекло?» В романе «Петербург» героя терроризирует злобный шутник, дразня красным плащом. В пьесе Максима Горького «Дети солнца» чахоточная героиня ненавидит красный цвет, который напоминает ей сцену дикой расправы озверевшей толпы с помещиками. У Александра Грина красный – знак больного сознания, у Бертольда Брехта – пошлости и порочности («Трехгрошовый роман»). У Карена Шахназарова – глупости и глухоты к страданиям ближнего (фильм «Курьер).

И только в народном искусстве, в сознании «неученых» художников и простых людей он остается любимым – не за символизм, а за непосредственное эстетическое восприятие.

Белый цвет.

Белый уже в глубокой древности был отмечен и выделен как особый цвет. Вместе с красным и черным он входил в триаду основных цветов. Это свое значение он сохранил и до настоящего времени, хотя с физической точки зрения он таковым не является.

Живопись XX века мифологизирует белый цвет, пожалуй, как никакой другой. Супрематисты видят в белом пространстве символ неэвклидова n-мерного пространства, которое в свою очередь, погружает зрителя в некий медитативный транс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике.

Черный цвет.

Семантика черного цвета у большинства народов в основном негативна. Это можно объяснить причинами физиологическими. Черное небо, темнота, глубокие ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь – все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение; черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями.

В ритуалах и мифах древних народов черный цвет, как символ зла, противостоит белому, как цвету добра. Кроме того, черный символизирует гордыню, тайную зависть, злобу, подлость, прелюбодеяние.


и ТД.

 

Черный цвет имеет также и позитивные значения.

У африканского племени ндембу черный символизирует дождевые тучи; черные животные и птицы приносятся в жертву во время ритуала вызывания дождя. Кроме того, у этого племени черный связан также с половым влечением, со счастливым браком. Черные женщины очень ценились, но не как жены, а как любовницы.

Особенно ценится черный цвет на мусульманском Востоке. Стоит вспомнить слова из арабской сказки «Тысяча и одна ночь», в которых достоинства черноты превозносятся хотя бы уже зато, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха.

В древнейших индийских упанишадах черное воспринимается как «инобытие» белого, т.е. такой яркий цвет, который не может быть воспринят человеком, ослепляет его, т.е. тождественен тьме, черному.

Затем эта же мысль встречается и у Платона: этот невидимый глазом свет, тождественный мраку, - не что иное, как бог, непознаваемый в своей сущности.

Зеленый цвет.

Зеленый цвет занимает особое место в спектре солнечного света: он находится как раз посередине между возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными.
Зеленый – один из основных цветов, он физиологически оптимален, т.к. это цвет природной среды, в условиях которой формировалось цветовое зрение человека.

Впервые зеленый цвет вошел в культуру вместе с появлением зеленой краски. Это стало возможным лишь в эпоху цивилизации, в бронзовом веке, когда зеленую краску научились приготовлять из окислов меди


Упоминания о зеленом цвете впервые появляются в мифах древнего Китая. Здесь зеленый цвет нейтрален: им кодируется восточное направление горизонта, а также весна, дерево, планета Юпитер и «Зеленый дракон».

В Древнем Египте зеленый – целиком положительный цвет, что естественно в стране с жарким климатом, окруженной пустынями. Это цвет Осириса, бога-злака, умирающего и воскрешающего каждый год.

В Древнем Риме зеленый цвет одежды был исключительно женским. В мужской одежде он был семантически отрицательным: это было признаком изнеженности, женственности, намеком на противоестественную порочность.

В христианской культуре средних веков главное символическое значение зеленого – это земля, точнее, поверхность земли, покрытая растениями. Зеленый цвет в изображениях Иисуса Христа и святых символизирует их земной путь.
В культуре ислама зеленый цвет еще более почитаем и любим, чем в христианстве. С этим цветом ассоциируются все блага, которые исходят от растений: пища, тень, прохлада, красота. Мусульманский рай изображается в священных книгах и фольклоре как царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и гурии.
Для араба зеленый – это цвет оазиса в пустыне. Он дает тень и прохладу, столь желанную для жителя жаркой страны.
После средневековья новая вспышка любви к зеленому возникает в XVIII веке. Об этом свидетельствует живопись, философия, поэтика. Входят в моду деревенские пейзажи с изображением пастушек, резвящихся на лоне природы. Руссо предлагает проводить занятия на поляне. Обитатели дворцов и пышных чертогов вдруг ощутили потребность в свежем воздухе, свободе, в зелени садов, лесов.
В XIX и начале XX века стало принято вводить зеленый цвет в интерьеры, предназначенные для спокойной и сосредоточенной умственной рабо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.104 (0.02 с.)