Общая характеристика и классификация международных экономических организаций. Международные экономические организации как институциональная основа глобализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика и классификация международных экономических организаций. Международные экономические организации как институциональная основа глобализации.



В настоящее время международные организации прочно вошли в структуру системы межгосударственных отношений в качестве важного элемента, без которого само функционирование системы практически невозможно. Как правило, отражая объективную тенденцию усиления взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях, международные организации в то же время оказывают существенное влияние на проявление и развитие закономерностей межгосударственных отношений, таких, как международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств и др., создавая благоприятные условия для их реализации за счет использования специфических институционных форм, дающих членам международных организаций дополнительные возможности для многосторонних и двусторонних переговоров, проведения совместных поисков решений и т.п.

Особую актуальность представляют международные экономические организации. Государства, вступая в эти организации, руководствуются задачей приобрести соответствующие преимущества, которые дает то или иное экономическое объединение. [5]

Большая восьмерка (G8).Совещания руководителей индустриально развитых стран мира ежегодно проводятся с 1975 г. Решение об их проведении было принято в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам. Изначально эти встречи были задуманы как консультации лидеров шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ и Италии. Затем к ним присоединилась Канада, а с начала 1990-х годов во встречах принимает участие Россия.

Совещания руководителей ведущих стран мира не имеют статуса международной организации, не основаны на каком-либо договоре и, таким образом, не располагают ни постоянным секретариатом, ни другими над национальными органами. Скорее их можно назвать «привилегированным клубом», члены которого наделены практически неограниченными полномочиями и, конечно, несут огромную ответственность. По традиции все решения на совещаниях принимаются единогласно.

Довольно известной экономической организаций является, например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - межрегиональная экономическая организация.

ОЭСР была создана в 1961 г. и являлась в политическом, организационном и юридическом отношении преемницей Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), представлявшей первую попытку послевоенного «объединения Европы». [18]

Конвенция о создании ОЭСР подписана в Париже 14 декабря 1960 г. по инициативе США и вступила в силу 30 сентября 1961 г. после ратификации всеми государствами-участницами. Предшественница ОЭСР, Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), была создана 16 апреля 1948 г. для восстановления экономики западноевропейских стран в соответствии с планом Маршалла - планом американской экономической и политической помощи Западной Европе. [7]

Вскоре после ее образования обнаружилась необходимость более тесного экономического сотрудничества между западными странами, включая США и Канаду.

14 декабря 1960 г. все 20 государств, бывших членов ОЕЭС, подписали конвенцию об учреждении ОЭСР.

В соглашении о создании провозглашаются три основные цели организации, сформулированные в ст. 1:

1) добиваться неуклонного подъема экономики и занятости, повышения уровня жизни в странах-членах, сохраняя при этом финансовую устойчивость и способствуя тем самым развитию мировой экономики;

2) способствовать здоровому подъему экономики в находящихся в процессе экономического развития странах, как участвующих в организациях, так и не участвующих;

3) содействовать расширению мировой торговли на многосторонней основе без дискриминации в соответствии с международными обязательствами.

Эта организация выполняет большинство функций, присущих международным организациям: информационную, нормотворческую, оперативную. Хотя, например, В. Моравецкий выделял три основных вида функций международных организаций: регулирующие, контрольные и оперативные. [13]

Сегодня одной из основных функций любой международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация публикует серию документов, непосредственно касающихся ее структуры, целей и основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации по руководству международным сотрудничеством государств в конкретных областях.

В литературе подробно рассматривался вопрос о характере участия международной организации в процессе нормотворчества: правовое положение организации, возможность ее влияния на содержание принимаемых текстов конвенций, юридическая сила этих актов и др. Непосредственно нормотворческая функция международных организаций возникла после Второй мировой войны, когда ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и некоторые другие получили право на заключение международных договоров. Договорная практика международных организаций на современном этапе - стабильное явление международной жизни. [19]

Оперативная функция - новая среди функций международных организаций. Она присуща, например, ООН, ее специализированным учреждениям, а также ряду международных организаций, обладающих коммерческо-эксплуатационной деятельностью.

Оперативными функциями ООН являются: операции ООН по поддержанию международного мира и безопасности; оказание технической помощи освободившимся странам со стороны ООН и специализированных учреждений и др. Специфика оперативной функции по сравнению с другими функциями международных организаций объясняется в литературе следующим образом: «Оперативные функции представляют собой особый метод деятельности международной организации. Если при осуществлении регулирующих и контрольных функций международная организация стремится побудить государства к реализации ее задач, оказывая на них определенное политическое давление, то при осуществлении оперативных функций она сама реализует свои задачи при помощи находящихся в ее распоряжении людских и материальных средств».

В литературе справедливо отмечалось, что все развитие международного права происходило на фоне научно-технического прогресса. Научно-техническая революция, начавшаяся в середине 50-х годов, существенно повлияла на международное сотрудничество государств в рамках международных организаций. Она потребовала качественно нового уровня деятельности международных организаций, наделенных определенными коммерческо-эксплуатационными функциями. К числу таких международных организаций относятся: Международная организация связи через искусственные спутники Земли (Интелсат), Международная организация морской спутниковой связи (Инмарсат), проектируемая международная организация - Международный орган по морскому дну. Появление подобных международных организаций означает дальнейшее развитие оперативной функции международных организаций. [15]

Оперативные функции в области международных расчетов выполняет МВФ.

В ряде случаев проводятся совместные мероприятия, например совместные исследовательские работы. К упомянутым организациям относятся: Европейские сообщества («Общий рынок»; Европейское общество угля и стали, ЕОУС; Евратом), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский совет, Европейская конференция министров транспорта, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) Международный валютный фонд (МВФ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Экономическая комиссия ООН для Европы, Верховная комиссия ООН по вопросам политического убежища, Организация американских государств (ОАГ), Совет таможенного сотрудничества, Банк международных расчетов, Международный комитет по вопросам миграции в Европе, Международная торговая палата, Международная конфедерация свободных профсоюзов, Международная федерация сельскохозяйственных производителей, Европейская сельскохозяйственная конфедерация, Международный союз ремесленников и владельцев мелких и средних промышленных и торговых предприятий и др.

Членство в международной организации представляет собой одну из наиболее упорядоченных форм участия государства в процессе международного взаимодействия. В основе института членства лежит совпадающее волеизъявление, с одной стороны, государства, стремящегося к участию в организованных коллективных усилиях по достижению определенного круга целей, а с другой, - волеизъявления других государств, намеревающихся создать такую организацию или уже являющихся ее членами.

Правовое положение международной организации характеризуется наличием учрежденного ее уставом механизма, координирующего, контролирующего и направляющего деятельность самой организации и ее членов. [14]

Правовое состояние членства, т.е. участие в деятельности организации, пользование правами и привилегиями и выполнение обязанностей, предусмотренных правовыми актами организации, возникает с момента учреждения данной организации (для первоначальных членов) или принятия государства в члены согласно установленному учредительным актом порядку. Основаниями для членства в международной организации служат:

- участие государства в конференции по разработке устава и учреждению международной организации;

- условия приема, определяющие требования, предъявляемые уставом к претенденту на членство в данной организации.

Изучение российской литературы по международному праву показывает, что доктрина прошла путь от категорического отрицания какой-либо международной правосубъектности за международными организациями до признания того, что они являются субъектами международного права. [16]

Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания МО включает три стадии:

1. Принятие учредительных документов организации;

2. Создание ее материальной структуры;

3. Созыв главных органов - начало функционирования.

Наиболее распространенным способом создания МО является заключение международного договора. Наименования этого документа могут быть различными:

- статут (Лига Наций);

- устав (ООН или Организация Американских Государств);

- конвенция (Всемирный почтовый союз) и др.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном виде - решением другой международной организации. К такой практике чаще всего прибегает ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи.

В настоящее время признано, что государства, учреждая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, чем создают новый субъект права, осуществляющий правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Однако это не означает, что правовой статус международной организации идентичен статусу государства, основному субъекту международного права. Отличие правоспособности организаций - меньший и преимущественно целевой (функциональный) характер полномочий. [1]

МО и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами.

В международном праве нет общего документа, который бы регламентировал создание норм внутреннего права международных организаций. Практика международных организаций показывает, что юридическим основанием механизма создания норм внутреннего права могут быть соответствующие положения их уставов и решения высших органов организации. В каждой международной организации в зависимости от ее целей и задач может быть различным объем компетенции, в том числе и по вопросам внутриорганизационного регулирования. Поэтому определение компетенции международных организаций в сфере внутриорганизационной правотворческой деятельности возможно только на основании анализа основополагающих документов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность.

В эпоху глобализации хозяйственных отношений и усиления взаимозависимости стран и других субъектов мировой экономики особую важность для развития международного бизнеса приобретают вопросы эффективного регулирования международных связей и формирования стабильной инфраструктуры для развития международных торгово-экономических отношений. Ключевую роль в этом призваны играть международные договоренности, механизмы и такие институты глобального управления, как международные экономические организации.

В начале XXI века в мире насчитывается около 300 международных экономических организаций с широким и небольшим составом участников. Однако основную роль в формировании мировых торговых потоков и установлении правил ведения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций - ВТО, ОПЕК, МТП, МТЦ и ОЭСР. Помимо вышеуказанных международных экономических организаций существует еще значительная часть - Организация арабских стран - экспортеров нефти (ОАПЕК); Межправительственный совет стран - экспортеров меди (СИПЕК); Международная ассоциация бокситодобывающих стран (МАБС); Ассоциация стран - производителей ртути; Ассоциация стран - продуцентов серебра; Ассоциация стран - экспортеров железной руды (АПЕФ); Организация стран - экспортеров вольфрама (ОТЕК); Ассоциация стран - производителей олова (АСПО); Организация восточнокарибских государств (ОВКГ); Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА); Андская группа; Южный общий рынок (МЕРКОСУР); Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР); Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ) и т.д. [18]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.124 (0.017 с.)