Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отражение и информация В неживой и живой природе. Понятие психикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наиболее обоснованной в философском и естественнонаучном отношении остается все-таки трактовка психики и сознания на базе ставшей уже классической теории отражения, конкретизированной кибернетикой, теорией информации, синергетикой, добросовестными физиологическими, психологическими, генетическими и другими разделами современного естествознания. В рамках этой теории сознание не отрывается от материи и ее движения и вместе с тем не отождествляется с ними, а понимается как высшая форма отражения — особого всеобщего свойства материи. Сознание является отражением материи (ее движения, пространства, времени, и всех других ее свойств) как по содержанию, так и по способу своего существования. Мысль, что не чувствительность, не ощущение, а именно отражение (не тождественное, а лишь аналогичное ощущению) является всеобщим свойством материи, впервые выдвинул В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм». При этом он прямо отталкивался от размышлений французского мыслителя Д. Дидро о том, свойственна ли чувствительность всей материи или она возникает лишь у более сложных, развитых ее объектов. Сохраняя и развивая мысль о взаимосвязи сознания, ощущения, чувствительности с материей, В.И. Ленин более точно охарактеризовал саму эту взаимосвязь, выделив отражение как новый атрибут (всеобщее свойство) материи и подчеркнув способность этого атрибута (как и других) к развитию, не только к количественному, но и к качественному преобразованию своих форм проявления при переходе от неорганической природы к жизни и далее от животных к человеку. Итак, что же такое отражение? Труднее всего определить его в общей форме и вычленить его из состава конкретных взаимодействий в неживой природе. Сначала неизбежно было отождествление отражения с той частью взаимодействия, которая представляет физико-механическое или химическое отреагирование, ответное действие (противодействие) на исходное внешнее воздействие на данную систему. Но такой подход не добавлял ничего нового к уже установленным закономерностям механики, физики и химии (типа равенства действия и противодействия в механике, угла падения и угла отражения луча света в оптике и т.п.). Отражение — не все взаимодействие систем в целом, не само по себе изменение одной из них в результате воздействия других, а лишь один из моментов, одна из сторон и совокупного взаимодействия, и изменения каждой из взаимодействующих систем. Отражение есть свойство или способность взаимодействующих объектов, систем воспроизводить в изменении своего состояния особенности друг друга. Обозначив одну систему отражающей, а другую — отражаемой, можно совсем коротко сказать: отражение есть воспроизведение в состоянии отражающей системы особенностей отражаемой системы. В основе отражения как всеобщего свойства материальных взаимодействий лежит их причинно-следственный характер, обусловленность явлений-следствий вызвавшими их явлениями-причинами, т.е. закономерное соответствие следствий причинам. Именно это и позволяет одним системам воспроизводить в себе особенности других систем. Отражение, изучаемое в механике, оптике, и т.п. (т.е. отражение в смысле ответного реагирования одних систем на воздействия других) с полным правом следует назвать вещественно-энергетическим (или субстратно-энергетическим). Главные законы здесь — законы сохранения массы и энергии. А отражение, изучаемое гносеологией, кибернетикой, теорией информации, точнее всего может быть названо информационным отражением. Понятия отражения и информации очень близки, в каком-то отношении даже совпадают. До сих пор сохраняется исходное и простейшее понимание информации как сведений, сообщений о чем-либо, передаваемых в процессе взаимодействия объектов, систем. Передача информации является таким же общим свойством материальных взаимодействий, как и передача массы и энергии от одного взаимодействующего тела к другому. Можно сказать, что информация как образ, копия в закодированном, трансформированном, преобразованном виде отражаемого объекта есть содержание отражения. Поэтому информация является общим атрибутом и всякого взаимодействия, и всякого отражения. Информация как содержание отражения представляет собой как бы след одного объекта в другом. Она есть бытие в иной форме, инобытие (как сказал бы Гегель) одних предметов в других: информация действительно и как бы повторяет бытие предмета и вместе с тем не содержит в себе ни капельки этого предмета, давая лишь образ предмета, сведения о нем, но не сам предмет. Таким образом, гносеологическое отражение (т.е. отражение, изучаемое гносеологией), имея своим содержанием передачу информации, в общем случае может быть определено именно как информационное воспроизведение отражаемого объекта. Будучи атрибутом материи, отражение как процесс передачи информации происходит существенно по-разному в неорганической природе, в мире растений и животных, в жизни людей. В неорганической природе отражение существует лишь как пассивный момент взаимодействий материальных систем, передача информации здесь не отделена от передачи массы и энергии, никаких структурных элементов, специализирующихся на информационном отражении, в таких системах нет. Отражение как самостоятельный процесс существует лишь потенциально для самих неорганических систем, но живые существа уже активно и целенаправленно используют их информационно-отражательные свойства для приспособления к окружающей среде. И это достигается за счет того, что в живых организмах возникают специальные информационно-отражательные устройства, органы отражения. В отличие от пассивного отражения в неорганической природе отражение в живой природе становится все более активным и все более самостоятельным процессом, структурно и функционально вычлененным в совокупной жизнедеятельности организма. Простейшей формой биологического отражения является раздражимость — отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. У низших растений и животных это — таксисы, например, способность жгутиконосцев в зависимости от интенсивности света либо двигаться к его источнику, либо, наоборот, удаляться от него. У высших растений раздражимость проявляется в форме тропизмов и настий, Тропизмы связаны с движениями роста: зеленые части растений тянутся к свету. Настии — это периодические движения вслед за изменением внешних воздействий, так цветы «закрываются» при наступлении темноты или при похолодании. На более высоком уровне эволюции живых организмов раздражимость переходит в качественно новое свойство - чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Если раздражимость присуща и растениям, то ощущения — форма отражения, свойственная животным. Далее у животных возникают восприятия и представления. Ощущения, восприятия и представления — это формы отражения, объединяемые понятием психики, это формы психического отражения материи. Материальной основой психики выступает изучаемое в физиологии функционирование нервной системы, органов чувств, спинного и головного мозга, которые в своей совокупности извлекают из окружающей среды (и из самого организма) информацию, обрабатывают ее и в соответствии с нею управляют поведением организма. Где есть психика, там обязательно должна быть нервная система. Различают два типа поведения животных: инстинктивное — врожденное, которое передается по наследству, обеспечивается безусловными рефлексами, и индивидуально приобретенное, связанное с условными рефлексами. Отражение у живых существ, обладающих нервной системой и психикой, представляет собой сложную внутреннюю работу организма по формированию своего поведения в постоянно меняющейся обстановке. Внешнее воздействие на организм сначала приводит в активное состояние заложенную в нем (от рождения или в процессе индивидуального жизненного опыта) программу построения ответного движения, которая непосредственно и определяет то или иное поведение животного в данных конкретных обстоятельствах. Психика, психическое отражение — это активное, динамичное внутреннее состояние живого существа, опосредующее и определяющее его ответ на предыдущие воздействия на него. И принципиальная направленность эволюции живого мира состоит в увеличении роли этой внутренней настройки. Частным результатом этого является возможность увеличения временных и пространственных зазоров между исходным действием на организм и его ответом на него. Разветвленная система безусловных и условных рефлексов обеспечивает весьма сложные формы поведения животных, способность их отыскивать обходные пути достижения цели, использовать различные предметы в качестве орудий и т.д. Все это показывает, что сознание человека имеет свои биологические предпосылки, что между человеком и его животными предками нет непроходимой пропасти, а имеется естественный процесс развития форм отражения. Рассмотрим кратко их ряд от ощущения до абстрактного мышления человека. Ощущение — отражение отдельных свойств предметов, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров мозга. В процессе эволюции жизни ощущение возникает на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы. Восприятие — отражение воздействующих на органы чувств предметов в форме их целостных образов. Здесь уже отражаются не отдельные свойства, а объект как единое целое с множеством его свойств и отношений. Восприятие человека отражает мир не только в меру биологических особенностей его органов чувств, но и посредством различных устройств, специальных приборов, практически безгранично усиливающих и расширяющих возможности чувственного отражения. Ощущения и восприятия человека опосредованы его предметно-практической деятельностью. Как писал К. Маркс, чувствующий красоту форм глаз, музыкальное ухо воспринимают мир иначе, чем грубые неразвитые глаз и ухо. «Образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории. Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом... Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу: торговец минералами видит только меркантильную стоимость, а не красоту и не своеобразную природу минерала; у него нет минералогического чувства». «Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей» (Ф. Энгельс). А Гераклит говорил так: «Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души». Представление — это высшая форма чувственного отражения в виде наглядного образа предметов, в данный момент отсутствующих, но либо ранее воспринимавшихся (представление памяти, воспоминания), либо созданных воображением. Представление является связующим звеном между психикой животных и сознанием человека, отличительной чертой которого выступает мышление, неразрывно связанное с понятием и словом. Представление сохраняет наглядность, конкретно-чувственную образность, но оно уже дальше от действительности, чем ощущение и восприятие, поскольку возможно и в отсутствие представляемых предметов, вследствие чего некоторые их свойства представляются ослабленными, а другие, наоборот, фантастически преувеличенными или же оказываются целиком созданными фантазией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.117 (0.007 с.) |