Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура субъективного мира человека,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЕГО ПСИХИЧЕСКОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Эмоции, чувства и интеллект. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное. Эмоции, чувства и интеллект Феноменологи, экзистенциалисты, прагматики критикуют гносеологическое понимание сознания как отражение за его объективность, рациональность, оторванность якобы от жизнедеятельности отдельных индивидов. По Э. Гуссерлю (немецкий мыслитель, основатель феноменологии), это учение «преодолевает натуралистический объективизм и вообще всякий объективизм тем единственно возможным способом, когда философ исходит из собственного Я, причем именно как источника и исполнителя своих оценок и суждений... При такой установке удается построить абсолютно автономную науку о духе в форме последовательного самопонимания своего мира как продукта духа». Как видим, Э. Гуссерль все выводит из духа, не объясняя, что такое он сам, каковы его внешние истоки и как он связан с внешним миром. Теория отражения отвечает на эти вопросы и в состоянии связать сознание, духовную сферу жизни людей с их повседневными нуждами и заботами. Человеческое сознание представляет сложную, разветвленную и относительно самостоятельную систему, объединяющую в единое целое эмоции, мышление и одухотворенные чувства. В различных отношениях сознание человека выступает как его ум, честь и совесть, как его рассудок, разум и мудрость, как самосознание и душа, как индивидуальное проявление духа времени — общественного сознания на конкретном этапе его исторического развития. И все это является особыми формами отражения и выражения природы, общества и внутреннего мира каждого отдельного человека. Субъективный мир человека, представляющий для него самого его собственное Я, являющийся его внутренним миром, можно назвать информационной (инстинктивно-эмоциональной, духовно-чувственной, интеллектуальной) надстройкой над индивидуальным телесным и материальным общественным бытием человека. Это определение вполне соответствует тому, что сознание человека и по способу существования и по содержанию есть отражение материи в той мере, в какой она проявилась в его собственном бытии. Дадим теперь краткую характеристику основным компонентам психики и сознания человека. В эмоциональной сфере сознания различают элементарные эмоции (голод, жажда, усталость...), чувства (любовь, ненависть, горе, радость...), аффекты (ярость, ужас, отчаяние...), страсти и эмоциональное самочувствие, настроение (веселое, подавленное), особо сильные состояния эмоциональной напряженности — стрессы. В чувствах человека объекты отражаются в форме переживания и оценочного отношения к ним. Отражение объекта и отношение к нему связаны, но не совпадают полностью. Отражение может быть одинаковым, а отношение — разным. В чувствах человека наряду с объективными свойствами оценивается значимость вещей для самого его и для других людей. В разных культурах одни и те же объекты могут иметь заметно различающиеся значения, могут выступать символами совершенно различных отношений. Психологи и философы ставят вопрос — применимы ли к чувствам критерии истинности? В каждом субъективном переживании есть объективное содержание. Поэтому допускается, что чувства можно оценивать как умные или глупые, адекватно (верно) или неадекватно (неверно) отражающие ценности вещей и событий. Р. Декарт, например, считал любовь и ненависть истинными тогда, когда любят действительно хорошие вещи и ненавидят действительно дурные вещи. В случае резкого расхождения чувств и объективной реальности, когда «ум и сердце не в ладу», человек может испытывать острый внутренний конфликт вплоть до необратимого душевного расстройства. М. Горький писал: «Нужно, чтобы интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной, и тогда, мне кажется, все мы и все, что окружает нас, будет ярче, светлее, радостнее. Верю, что это возможно. Людей умных, но не умеющих чувствовать, не люблю. Они все — злые, и злые низко». Чувства и сознание взаимосвязаны. Нарушение сознания начинается с расстройства сначала эмоциональной сферы, затем нарушается мышление, за ним самосознание. Если человек не осознает опасности, он не испытывает и страха. Если кто-либо не сознает нанесенного оскорбления, он не переживает и гнева. Если нет совести, то нет и осознания своей вины и раскаяния. С участием мышления и чувств осуществляется вся деятельность людей. Источником активности является потребность - предметно определенная зависимость человека от внешнего мира. Потребности переживаются в виде желаний и влечений. Влечение — психофизический феномен. Человек зависит от того предмета, к которому его влечет. Когда этот предмет находится, то влечение приобретает характер желания. «Желание есть влечение с сознанием его». В той мере, в какой потребности осознаются человеком, они становятся его интересом и непосредственным стимулом определенной деятельности. Можно выстроить и несколько другой ряд понятий. Чтобы понять смысл какой-либо человеческой деятельности, надо уяснить ее мотивы — осознанные основания, цели, намерения определенного поведения. За одними и теми же действиями могут скрываться разные мотивы. Мотив - это уже моральный фактор, превращающий действие в поступок. Но не всякое поведение человека разумно мотивировано. Намерение требует для своего осуществления воли, неуклонного действия в избранном направлении.
Сознание и самосознание Развитое сознание неразрывно связано с самосознанием, которое является особым аспектом сознания, усиливающим противопоставление не только знания предмету знания, но и субъекта объекту. В самосознании ярче проявляется та особенность сознания, что оно присуще только общественно развитому человеку. У больного шизофренией сознание может нарушиться настолько, что он перестает адекватно воспринимать не только другие предметы, но и самого себя, принимая себя за других людей. Самосознание — не только самопознание, но и самооценка, выражение определенного отношения к самому себе, своим способностям и поведению. Оно предполагает самоанализ и самоконтроль своего состояния и поведения. На уровне самосознания человеческое Я предстает не как исходная первичная данность, а как результат осмысления имеющейся информации о себе - своих ощущениях, мыслях, самочувствии и особенно об отношении к себе со стороны других людей. Самосознание опосредовано осознанием других людей и наоборот. Самооценка включает оценку своей внешности. Поэтому одним из источников самооценки служит видение своего отражения (в воде, зеркале и т.п.). При этом происходит как бы физическое отстранение, абстрагирование от самого себя и зрительное восприятие, наблюдение своего внешнего облика. Животные же не узнают себя в зеркале. И это означает, что они не выделяют себя из окружения, не осознают себя. Показательно, что образование представления о себе невозможно без способности к речи. Психологи установили, что уже на уровне сенсорного развития речь способствует возникновению самосознания, помогает детям различать и осознавать отдельные части своего тела. Это связано с тем, что «... слово объективирует мысль, ставит ее перед нами, служит тем делом, без которого невозможно самосознание» (A.A. Потебня). Человек понимает себя, подбирая для выражения этого только такие слова, которые становятся понятными другим людям. Особую роль в формировании самосознания сыграло развитие письменной речи. Здесь участвуют и слуховой, и речедвигательный, и зрительный аппараты вместе с моторикой пишущей руки. Аналогичную роль играют художественные произведения. Близко, но не тождественно самосознанию самочувствие - своеобразный настрой жизненных проявлений личности. Основу данного психического состояния образует органическое самочувствие — определенный жизненный тонус, совокупность органических ощущений и вызываемых ими переживаний. Как писал И.М. Сеченов, «из детского самочувствия родится в зрелом возрасте самосознание...». Органические ощущения голода, сытости, жажды, наслаждения, боли и т.п. образуют «нижний пласт» развитого самосознания. Допускается, что у животных самосознания еще нет, но уже имеется самочувствие как ощущение самого себя. Познание человеком самого себя развивалось вместе с развитием его трудовой деятельности и вместе с познанием ее самой. История естествознания свидетельствует, что человек разобрался в устройстве глаза лишь после того, как были сконструированы оптические приборы. Механизм слухового восприятия с помощью кортиевого органа, своего рода струнного инструмента раскрыт по аналогии с арфой или роялем. И.П. Павлов в анализе рефлекторной деятельности мозга использовал терминологию физики электричества и электротехники. И вообще знание электрических и магнитных явлений оказалось очень полезным в развитии физиологии мозга. Сейчас же огромную роль в познании мозга играет кибернетическое моделирование. Самосознание базируется на способности человека к абстрактному мышлению, на способности отделять общее от отдельного, отношения от соотносящихся вещей. Сама эта способность родилась именно в трудовой деятельности, требующей постоянно соотносить образ—цель с ходом ее достижения, чтобы не сбиться с пути, ведущего к намеченной цели. Так рождается способность сначала оперировать с идеальным планом вещей, а затем уже и с самими вещами. Только на этой основе человек стал разделять себя на «Я—субъект» и «Я—объект» и ставить их в отношение друг к другу. А это и значит, что человек таким образом поднялся до уровня самосознания, до осознания своего отношения к миру и самому себе именно как отношения. В отличие от человека, достигшего уровня самосознания, «для животного его отношение к другим не существует как отношение». Дикарь, инстинктивный человек тоже не выделял себя из природы. Факты тотемизма свидетельствуют о том, что человек раннеродового общества отождествлял себя с животными, растениями и другими природными объектами, которые выступали для него как бы продолжением его тела. Не выделял себя первобытный человек и из рода. Он выступал не как отдельная личность, а как представитель всего своего рода. Первоначально выделял себя и противопоставлял окружающему миру, другим людям не отдельный человек, а род как единое целое. Каждый отвечал за свой род, а род за каждого своего члена. Именно род выступал как правовой и иной субъект, а не отдельный человек. Первоначальная слитность индивида с коллективом и последующее выделение личности из коллектива, осознание ею самой себя нашли отражение в употреблении первобытными народами имен. Имена собственные первоначально обозначали не столько отдельного человека, сколько его принадлежность к данному роду. Каждый род имел личные имена, которые не могли употреблять другие рода того же племени. Если ребенку давали имя из чужого рода, то уже сам по себе этот факт переводил ребенка в тот род, которому принадлежит это имя. Со временем человек все более начинал осознавать и выделять себя из коллектива. Словесное обозначение человека именем собственным явилось речевой формой выражения его индивидуального осознания. На этом этапе человек стал обозначать себя личным местоимением. Личные местоимения засвидетельствованы в самых ранних памятниках письменности. Такова же последовательность в развитии самосознания ребенка. Словесное обозначение им себя местоимением «я» выражает психологический сдвиг в становящейся личности, самоотождествление ребенка с самим собой и выделение им себя среди других людей, соотнесение себя с ними. На определенной ступени развития самосознания возникла категория совести, способность человека оценивать свои поступки, мысли, чувства в соответствии с существующими в конкретном коллективе нормами поведения. Самосознание не могло возникнуть вне труда и общества, но и общество, и труд не смогли бы успешно развиваться без самосознания людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.7 (0.01 с.) |