Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В эволюции человека как комплексном процессе антропосоциогенеза

Поиск

Формирование современного человека - результат неразрывного единства биологического и социального его развития. Эволюция древних человекообразных обезьян была целиком обусловлена естественным отбором и осуществлялась путем биологического изменения целого комплекса телесных особенностей и в первую очередь мозга. Этот путь привел в конце концов к появлению первобытных людей, морфофизиологическое строение которых обусловило их способность изготавливать орудия труда. Благодаря этому появилась возможность приспосабливаться к изменениям внешней среды не путем изменения строения тела, а посредством создания новых орудий труда и искусственной среды обитания, защищавшей людей от неблагоприятных условий естественной среды.

Вначале, когда орудия труда и средства выживания человека были еще очень примитивны, естественный отбор продолжал действовать и вызывал существенное изменение строения тела древних людей, порождая новые их виды. Ко времени появления кроманьонцев — ископаемых людей современного вида — решающую роль стали играть не факторы биологической эволюции (наследственность, изменчивость и естественный отбор), а факторы социального развития (труд, речь, организация совместной жизни людей в стаде, потом и в собственно человеческом обществе и т.п.). В результате биологическая эволюция человека по существу прекратилась. Вот почему современные люди так мало отличаются от ископаемых кроманьонцев.

Генетическое наследование морфофизиологических особенностей, врожденных инстинктов и рефлекторного механизма деятельности у человека дополнено социальной передачей опыта предшествующих поколений новым поколениям в процессе их обучения с помощью членораздельной речи. На первых шагах исторического развития людей, когда их речь была несовершенной, трудовые и другие навыки передавались больше показом, но ко времени появления кроманьонцев словесная передача опыта превратилась уже в устойчивую и важную форму обучения и воспитания молодежи. Со времен кроманьонцев природные факторы жизни людей все больше дополнялись культурой созданным ими самими миром орудий труда, жилищ, одежды, форм поведения, обычаев и т.п.

Созданные кроманьонцами каменные, костяные и роговые орудия труда значительно превосходили приспособления неандертальцев. Кроманьонцы изготавливали составные орудия, не только обкалывали, но и обтачивали каменные орудия. У них появилось искусство. На стенах их пещер обнаружены рисунки животных и охотничьих сцен, вместе с орудиями труда найдены вырезанные кроманьонцами из кости фигурки животных и людей.

Теория Ч. Дарвина ограничивается чисто биологическими факторами эволюции предков современного человека. Роль социальных факторов, в первую очередь труда и членораздельной речи, в становлении человечества первым раскрыл Ф. Энгельс в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (написанной в 1876 г., но опубликованной только в 1935 г.). Современные исследования, в том числе культурологические, в полной мере подтверждают основные идеи этой работы.

В социальной, культурной эволюции предков человека и самого Homo sapiens обычно выделяют следующие периоды. Палеолит древний каменный век продолжительностью от 2— 3 млн лет назад до 10 тысячелетия до н.э. За это время человеческий род продвинулся от вида Homo habilis («человек умелый») до кроманьонцев, т.е. до Homo sapiens. Становящийся, формирующийся человек пользовался постепенно совершенствовавшимися каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Мезолит - средний каменный век (10—5 тысячелетия до н.э.). В это время появились лук и стрелы, была приручена собака. Неолит - новый каменный век (8—3 тысячелетия до н.э.). В эту эпоху осуществился переход от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты) к производящему (скотоводству, земледелию).

Люди научились шлифовать и сверлить орудия из камня, делать глиняную посуду, овладели навыками прядения и ткачества.

Бронзовый век исторический период, сменивший неолит (4—1 тысячелетия до н.э.). Характеризуется производством и использованием бронзы (сплавов меди с оловом, алюминием, бериллием, свинцом и другими металлами), бронзовых предметов и оружия. Это время распространения кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности, рабовладельческих цивилизаций и государств (Ближний Восток, Китай, Южная Америка и др.). На смену бронзовому приходит железный век.

Литература к главе 22

Алексеев В.П. Историческая антропология. - М., 1979.

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1986.

Батенин С. С. Человек и его истоки. — Л., 1979.

Дубинин Н.П. Что такое человек. - М., 1983.

Мажура П.M., Хрисанфова E.H. От вероятного к очевидному. -Киев, 1989.

Методологические аспекты исследования антропогенеза — Киев, 1991.

Общая биология. - М., 1980. - С. 217-247.

Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции. - Новосибирск, 1990.

Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. - М., 1969.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. — М., 1990.

Фридман Э.П. Приматы. — М., 1979.

ГЛАВА 23

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О СУЩНОСТИ И ИСТОКАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Обострение проблемы сознания в современной науке и философии.

Отражение и информация в неживой и живой природе. Понятие психики.

От психики животных к сознанию и речи человека.

Обострение проблемы сознания в современной науке

И философии

Проблема сознания и его отношения к материи в конце XX в. обсуждается не менее активно, чем в его начале, но существенно по-иному. Тогда, в начале XX в. характерно было субъективно-идеалистическое понимание под бытием и сознанием, в конце концов, простых человеческих ощущений, зашифрованных под именем третьих, нейтральных по отношению к материи и сознанию элементов (якобы одновременно и нематериальных, и неидеальных, но фактически трактуемых то как физические, то как психические явления). Сейчас же, накануне XXI в. сознание часто рассматривается в качестве самостоятельной реальности (физической или информационной). При этом сознание превращается либо в особый вид материи и тем самым фактически отождествляется с материей, либо полностью отрывается не только от человека, но и от материи вообще. Очевидно, что второй вариант фактически означает возврат на позиции классического объективного идеализма.

В первом же случае, когда сознание отождествляется с определенными физическими, энергетическими и информационными процессами именно как с разновидностями материальных явлений, фактически остается только материя, а сознание как таковое, как идеальное явление просто-напросто ликвидируется. Такую позицию еще с прошлого века принято называть вульгарно-материалистической за грубое упрощение (неизбежно влекущее искажение) связи сознания с мозгом, телом человека, за рассмотрение сознания хотя и как особого, но все-таки всего лишь как одного из физиологических процессов (наподобие кроветворения, выделения желчи, мочи и т.п.). Психология и познание мышления сводятся здесь к физиологии.

Современное сведение психологии и гносеологии к физическим теориям вакуумных или торсионных полей, информационно-кибернетическим моделям, суперголограммам и т.п. привлекательнее допускавшегося в XIX в. отождествления мысли с желчью, но в принципе остается не менее ошибочным. Тем более, что некоторые из подобных идей в рамках самой физики и других естественных (и технических) наук остаются на уровне сомнительных гипотез, а не достоверных и надежно обоснованных теорий. В современной литературе сторонников таких взглядов именуют «научными материалистами» (по сути же это — осовремененный «вульгарный материализм»).

Физикалистские представления опираются на успехи в моделировании «искусственного интеллекта», на генетическую обусловленность некоторых элементов психики человека, на неразрывность мышления, сознания с физиологическим функционированием мозга. Учение о сознании (есть смысл снова подчеркнуть) превращается здесь в часть физики или физиологии, духовные состояния непосредственно отождествляются с телесными, психические - с физиологическими. Подобные естественно-материалистические взгляды высказывались и много ранее, но на уровне знания своего исторического времени.

В последние десятилетия особенно показательны представления о сознании как явлении надчеловеческом, причем как в религиозно-идеалистическом, так и материалистическом вариантах. В этих случаях сознание называют «живым телом космоса», «всепроникающим эфиром», «информационным полем космоса» и т.п. В связи с этим предпринимаются попытки естественнонаучного обоснования взаимодействия разума человека с «космическим разумом», например, методом «трансцендентальной медитации». Под влиянием теории относительности и квантовой физики по аналогии с ними создается «релятивистская квантовая психология». Из признания космической природы сознания следует, что его происхождение не связано с антропогенезом. Сознание начинает представляться или вечно существующим разумом Вселенной, или созданным какими-то глобальными процессами, какими-то высшими силами. Предпринята попытка совместить с материализмом идею вечного (информационного) бытия человека, внеличностного его бессмертия.

Всеобщее внимание привлекают в последние десятилетия так называемые экстрасенсы, или псиодаренные люди, проблемы использования в добрых и злых, мирных и военных целях необычных пси-способностей человека. Думают о способах искусственного усиления этих способностей и даже о создании их технических аналогов — разного рода боевых психотронных устройств (генераторов). Известные парапсихологи США Р. Тарч и К. Харари писали в 1985 г., что практическая значимость пси-феноменов мала, но они важны для понимания человека и мира вокруг него. Настоящих экстрасенсов мало — к такому выводу приходят все добросовестные исследователи.

Парапсихологию определяют так: это область науки, имеющая дело с изучением пси-коммуникаций, т.е. с исследованием тех дистантных связей живого организма с окружающей средой, которые получили название экстрасенсомоторных (поскольку они проявляются помимо органов чувств и мускульных усилий). Понятие «пси» включает в себя экстрасенсорную перцепцию (ЭСП), т.е. внечувственное восприятие и психокинез (ПК), под которым понимается воздействие на предметы и ход физических процессов без приложения мускульных усилий или использования технических средств. Пси-явления определяются как события, произошедшие благодаря включению фактора пси. Термин «парапсихология» возник еще в прошлом веке, но в современном значении стал употребляться с 1937 г., когда вышел первый номер «Журнала парапсихологии» (США).

Активно используется сейчас и термин «психотроника». Что это такое? Вот одно из определений: психотроника — «это междисциплинарная область научных знаний, которая изучает опосредованные сознанием и процессами восприятия дистантные взаимодействия между живыми организмами и окружающей средой». Эта наука теоретически обосновывает способы создания психотронных генераторов, она возникла в 70-е годы XX в. Психотронике свойственно стремление преимущественно к техническим и технологическим подходам и решениям, в ней активны физики и инженеры. А в парапсихологии основная роль принадлежит психологам, биологам, физиологам, представителям медицины. Используется и термин «биоэнергоинформатика». Это наука, которая исследует те же «непонятные» биофизические явления, рассматривая их как частный случай слабых или тонких экологических связей. В парапсихологии этим связям соответствуют пси-явления. Проблемы указанной области знания актуальны и заслуживают тщательного исследования, здесь по-прежнему еще много неясного и предположительного.

Очень своевременным представляется следующее предостережение видного нашего ученого, специалиста в области физиологии высшей нервной деятельности, действительного члена Российской академии наук, широко и вместе с тем осторожно мыслящего человека П.В. Симонова. «Успехи современного естествознания так велики и очевидны, что практически ни один чудотворец наших дней не может устоять перед соблазном опереться на его достижения. "Научная упаковка" резко повышает рыночную цену его услуг. Так появляются всякого рода спинорные, лептонные и торсионные поля, психотроника, психоэнергетическое воздействие и энергоинформационный обмен.

Весьма импонируют целителям появляющиеся в средствах массовой информации сообщения о "научных исследованиях" экстрасенсов... Отметим, во всех случаях, где исследование было проведено достаточно корректно, результат оказался неизменно отрицательным. При тщательном обследовании 217 лиц, считающих себя экстрасенсами, в Институте радиотехники и электроники РАН у этих лиц не обнаружено физических полей - термических, электромагнитных, акустических и т.п., отличных от полей контрольных ("обычных") субъектов ("Вестник гипнологии и психотерапии", 1993, № 1). Экстрасенсорное воздействие на оператора не повлияло на обнаружение им зашумленного звукового сигнала ("Вестник МГУ", сер. 14; "Психология", 1994. № 1). При обследовании 145 лиц, смотревших сеансы Кашпировского, улучшение самочувствия отмечено у 9, в том числе у 6 страдающих неврозом ("Журнал невропатологии и психиатрии", 1992, № 2), что можно отнести к обычному психотерапевтическому эффекту.

Разумеется, в мире есть множество непознанных наукой явлений. Но наука как вид человеческой деятельности существует до тех пор, пока руководствуется презумпцией доказанного, подобно тому, как закон и право опираются на принцип презумпции невиновности. Отказы от требования воспроизводимости результатов эксперимента, от требования не прибегать к новым версиям, пока не исчерпаны объяснения, основанные на том, что достоверно установлено ранее, - разрушительны для науки как способа познания окружающей человека действительности. И кто, как не подлинно научная философия, привьет биологу и медику иммунитет к восприятию психоэнергетической тарабарщины? Мог ли предполагать великий автор "Плодов просвещения" Л.Н. Толстой, что "медиумическая энергия", приводившая в трепет его персонажей, воскреснет на основе "космобиоритмики, реликтовых нейтрино и холодного биологического термояда"!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.231 (0.009 с.)