ТОП 10:

Психология как наука о психике.



 

2) Методы психологии.

 

Наблюдение – целенаправленное восприятие того или иного явления действительности.

При наблюдении исследователь не вмешивается в происходящие явления, а только фиксирует их.

«+» - сохраняется естественность протеканий психических явлений

«-» - пассивная позиция исследователя

Виды наблюдений:

- Внешнее

- Внутреннее

- Свободное

- Стандартизированное

- Включенное

- Стороннее

 

Эксперимент – метод психологии, где исследователь сам вызывает интересующее явление путем создания определенных условий.

«+» - активная позиция исследователя. Может мешать и контролировать события.

«-» - исследователь включается в ситуацию с испытуемым, что может повлиять на результат.

Формы эксперимента:

- лабораторный (с оборудованием)

- естественный (условия для испытуемого обычны)

- констатирующий (факты)

- формирующий (развиваем)

- лонгитюдный (длительный)

- вспомогательный (беседа – на основе вербальной (словесной) коммуникации)

 

Беседа – получение информации в процессе непосредственного общения.

Формы беседы:

- стандартизированная

- не стандартизированная

 

Анкета – средство получения первичной информации.

«+» - можно получить большой объем информации

«-» - обработка качества информации

 

Тест – стандартизированное кратковременное испытание для выявления наличия или уровня развития определенных качеств. (стандартный набор заданий. Стандартная инструкция.)

«+» - можно получать большой объем информации

«-» - не известно, как испытуемый выбирал ответ.


 

 

3) Психология в системе наук. Отрасли психологии.

 

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными - с другой, техническими - с третьей. Бли­зость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, разрабаты­ваемых совместно с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психо­логия сохраняет свой предмет исследования, свои теоретиче­ские принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психоло­гов всегда остается человек - главное действующее лицо ми­рового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, воо­ружают его, творятся им, возникают и развиваются как чело­веческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психо­логических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

 

Отрасли психологии:

Общая психологияизучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки..

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти.

Педагогическая психологияимеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства.

Медицинская психологияисследует психику в условиях болезни: душевной или телесной.

Дифференциальная психологияисследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиологияизучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.


 

4) Функции психологии. Особенности психического отражения. Основные виды и структура отражения.

 

Психика – свойства головного мозга, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку или животному для активной деятельности в мире и для управления своим поведением.

Субъективное отражение – внутренний мир

Объективное отражение – внешний мир

Функции психики:

- отражение действительности

- осознание человеком своего места в объективном мире

- регуляция поведения и деятельности

Особенности психического отражения:

- Психическое отражение – не зеркальное однонаправленное отражение, а сложный постоянно изменяющийся процесс.

- При психическом отражении любое внешнее развитие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и через конкретные состояния человека.

- Психическое отражение – правильное отражение действительности.

ОТ Р А Ж Е Н И Е
Физическое
Физиологическое (соответствует органической жизни)
Самосознание
Сознание
Психологическое

 


 


 

5) Основные формы проявления психики.

 


Психические процессы:

- познавательные

- ощущения

- восприятия

- внимание

- память

- представление

- мышление

- речь

- эмоции

- воля

 

 

Состояния:

- настроение

 

Свойства личности:

- характер

- темперамент

- способности

- направленность

 

 



 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.2 (0.008 с.)