ТОП 10:

Понятие мышления. Свойства мышления. Мыслительные операции.



Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующейся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Свойства мышления:

- Мышление направленно, оно отвечает на какой-то (не обязательно целесообразный) вопрос .

- Мышление необъективно, но логично.

- Мышление может быть развитым и неразвитым.

- Мышление развивается не в результате заучивания, а в результате понимания.

Мыслительные операции:

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Анализ - наиболее важная мыслительная операция. Умение анализировать - значит уметь группировать материал на составные части поэтапно: вычленение частей целого, выявление существенных взаимосвязей между отдельными компонентами, осознание принципов организации целого. Для развития мыслительной операции анализа целесообразно предлагать студентам задания с недостающими или избыточными данными. Студент сталкивается с тупиковой ситуацией (при недостатке сведений) или с проблемой (при избытке информации).

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п. Обобщение - получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам.


 

Виды мышления.

 

Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.

Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.

Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.

Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.

Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.

Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.


 

Воображение. Виды, приемы.

Воображение- способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

 

По признаку активности:

Пассивное- созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения)

Активное - практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.


В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения :

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного
человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого
нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко
используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в
обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение
играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое
описание или условное изображение, заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Приемы:

Типизация -создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Комбинирование - подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их
по конкретной логической схеме.

Акцентирование -подчеркивание определенных черт, признаков, сторон,
свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является
шарж, карикатура.

Реконструкция- по части, признаку, свойству «примысливается»
целостная структура образа.
Аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в
повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж
сказок человек – зверь или человек – птица.
Гиперболизация– это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета
или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
Прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры
(моделирование, схематизация и т.д.).
Расчленение - новое получается в результате разъединения частей объектов.
Замещение – это замена одних элементов другими.
Аналогия - создании нового по
аналогии (сходству) с известным.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.006 с.)