Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология как наука о поведении.

Поиск

Психология как наука о поведении.

1 Бихеолистическое направление (Джон Уотсон) Наблюдение + эксперимент. Наблюдение за животными. Стимул = Реакция. Не признавалось слово психика.

Необихеолистические направл.

Стимул = внутренние процессы, желания, мотивы = реакция.

Позитивное подкрепление.

2 Гештай (Германия) Поведение носит целостный характер.

3 Психоанализ (Фрейд) Область бессознательного.

Психические процессы. Понятие. Классификация.

Психические процессы – это элементарные единицы, которые можно выделить в психической деятельности. Процессы первичны – на их основе строится вся сложная система функционирования психики. Процессы динамичны – они имеют свой ход, развитие.

Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.

Классификация:

 

Познавательные

§ Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

§ Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

§ Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующейся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

§ Внимание - отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.

§ Память - психический подсознательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта и делает возможное его повторное использование деятельности или возвращения в среду сознания.

§ Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

§ Речь - процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Эмоциональные

§ Эмоции – процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

§ Чувства - более устойчивые состояния, имеющие четко выраженный характер. Выражают устойчивое отношение к каким либо объектам реальным или воображаемым.

§ Аффекты - сильная, бурная кратковременное эмоциональное переживание полностью захватывающее психику человека и предопределяющее его реакцию на ситуацию в целом.

§ Стресс - эмоциональное состояние, не специфическая реакция организма на изменение окружающей среды.

Волевые

§ Борьба мотивов

§ Принятие решения

§ Постановка цели

 

Классификация ощущений.

 

В зависимости от разделения ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные

Все ощущения делятся на три группы:

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях —проприорецептивные ощущения (от лат. ”—собственный).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.


 

Виды памяти.

 

Память – психический подсознательный процесс, который заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта и делает возможное его повторное использование деятельности или возвращения в среду сознания.

Виды памяти:

Различают: образную память, смысловую (словесно-логическую), двигательную, эмоциональную, кратковременную и долговременную.

Содержание образной памяти определяется существующими в сознании представлениями, которые отражают ранее воспринятые предметы и явления. Представления являются обобщенными образами объектов реальной действительности. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми и двигательными.

Образная память существует не только в форме представлений, но и в виде эйдетических образов. Эти образы похожи на представления, так как возникают при отсутствии воспринятого объекта, но отличаются тем, что им присуща такая же четкость и наглядность, которая характерна для образов восприятия

Смысловая память направлена на усвоение смыслового содержания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логическую обработку усваиваемой информации, анализировать ее элементы, устанавливать связи между частями, обобщать и синтезировать приобретенные знания.

Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались.

Двигательная память обеспечивает усвоение и применение разнообразных движений, являющихся составной частью двигательных навыков и умений. От нее зависит успешное выполнение трудовой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и ловкость движений человека.

Кратковременная и долговременная память является показателем периода времени, в течение которого может функционировать любой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти выделяют также иконическую, оперативную и буферную память.

 

Критерий Вид
Содержание § образная память § словесно-логическая память § сенсорная память § эмоциональная память
Время § кратковременная память § долговременная память § оперативная § промежуточная
Организация запоминания § эпизодическая память § семантическая память § процедурная память

Виды мышления.

 

Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.

Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.

Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.

Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.

Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.

Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.


 

Воображение. Виды, приемы.

Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

 

По признаку активности:

Пассивное - созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения)

Активное - практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.


В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного
человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого
нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко
используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в
обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение
играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое
описание или условное изображение, заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Приемы:

Типизация -создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Комбинирование - подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их
по конкретной логической схеме.

Акцентирование -подчеркивание определенных черт, признаков, сторон,
свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является
шарж, карикатура.

Реконструкция - по части, признаку, свойству «примысливается»
целостная структура образа.
Аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в
повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж
сказок человек – зверь или человек – птица.
Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета
или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
Прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры
(моделирование, схематизация и т.д.).
Расчленение - новое получается в результате разъединения частей объектов.
Замещение – это замена одних элементов другими.
Аналогия - создании нового по
аналогии (сходству) с известным.

 

Классификация эмоций.

Эмоции – это процессы отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

 

· Аффект – сильная, бурная кратковременное эмоциональное переживание полностью захватывающее психику человека и предопределяющее его реакцию на ситуацию в целом.(чем больше усилий мы прилагаем и ждем большего результата и чем меньше мы получаем, тем сильнее эта реакция.

· Собственные эмоции

· Чувства – более устойчивые состояния, имеющие четко выраженный характер. Выражают устойчивое отношение к каким либо объектам реальным или воображаемым. (Моральные, интеллектуальные, эстетические, практические).

· Выражают устойчивое отношение к объектам реальным или воображаемым.

· Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

· Стресс – эмоциональное состояние, не специфическая реакция организма на изменение окружающей среды.

Психология как наука о поведении.

1 Бихеолистическое направление (Джон Уотсон) Наблюдение + эксперимент. Наблюдение за животными. Стимул = Реакция. Не признавалось слово психика.

Необихеолистические направл.

Стимул = внутренние процессы, желания, мотивы = реакция.

Позитивное подкрепление.

2 Гештай (Германия) Поведение носит целостный характер.

3 Психоанализ (Фрейд) Область бессознательного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.166.144 (0.008 с.)