Демократический режим и проблемы его становления в современной России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократический режим и проблемы его становления в современной России.



Демократия означает народовластие. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это идеал, к которому всем нужно стремиться. Есть ряд стран, кто продвинулся в это дальше других – Германия, Франция, Швеция.

Основные признаки демократического режима:

v Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

v Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

v Предполагается существование правового государства и гражданского общества;

v Выборность и сменяемость центральных и местных органов власти, их подотчетность избирателям;

v Силовые структуры (вооруженные силы, полиция) находятся под демократическим контролем общества;

v Доминируют методы убеждения, компромисса;

v Политический плюрализм, многопартийность, существование на законных основаниях оппозиции;

v Гласность, СМИ свободны от цензуры;

v Реальное осуществление принципа разделения властей.

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной. Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Это выборы, референдумы, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них (референдумы) четко регламентированы нормативными актами и носят императивный характер, другие имеют консультативный характер. Прямая демократия дает больше возможностей для выражения интересов граждан, в большей мере обеспечивает легитимизацию власти, обеспечивает контроль за политической элитой. Недостатки заключаются в том, что у большинства населения нет желания заниматься данной управленческой деятельностью, референдумы дороги. Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной власти, которые призваны выражать интересы различных классов. Сильная сторона – больше возможностей для принятия эффективных решений, слабая – бюрократия, принятие решений в интересах номенклатуры, крупного капитала.

В литературе иногда выделяют либерально-демократический и народно-демократический политический режим. Либерально-демократический режим присущ государствам, где демократия уже устоялась, существуют определенные традиции, методы и способы осуществления власти основаны на системе демократических, гуманных принципах. Такой тип политического режима наиболее характерен для государств с конституционной монархией. Народно-демократический режим характерен для государств, где демократические принципы, традиции еще не устоялись и идет поиск наиболее приемлемых государственных форм. Нередко наблюдается совпадение субъекта и объекта управления, самое широкое участие граждан в управлении государством.

Можно констатировать, что современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии. Было бы неправильно отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности. Однако необходимо помнить о том, что все названные демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии. Выборы президента РФ многие рассматривают как выборы без выбора. Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в большей мере в виртуальном, а не реальном мире. Подчас общественное объединение представляет лишь лидера и небольшую группу лиц. Полномочия Государственной Думы и Совета Федерации весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. У нынешнего Парламента сильно занижены контрольные функции. Институт импичмента осуществить практически невозможно. Слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.

Переходное состояние российского общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие как элементов тоталитарной культуры, так и демократической. Часто применительно к политической культуре постсоветской России используется термин «авторитарно-коллективистская». Замещение советской политической культуры новой — процесс длительный и зависит по меньшей мере, от четырех факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.

Понятие и виды форм (источников) права и их значение в различных правовых системах.

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах.

Формы права – это способ выражение вовне государственной воли, юридических правил поведения. В литературе существует две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «форма права» и «источник права». Согласно первой из них эти понятия тождественны, согласно второй понятие источник права более широкое, чем понятие форма права. Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день, поскольку под источниками права понимается и источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, интересы и потребности людей), и источник в идеологическом смысле (правосознание), и источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Основные формы права:

v Правовой обычай. Правовой обычай формируется, вырабатывается в процессе жизнедеятельности. Нормы обычного права создаются помимо государственной власти. Историческая школа права рассматривала обычай как основной источник права, считая его наивысшей формой народного духа. Существовало мнение, что обычай надежнее закона. Правовые обычаи, развиваясь в каждом народе, в каждой стране, являются отражением исторических и национальных особенностей. Обычаи - это средство поддержания национального духа. Нормативный акт - космополитичен, легко поддается влиянию нормативных актов других государств, которые нередко привносят в свою страну чужую культуру. Таким образом, обычаи исходят от народа, нормативные акты, если можно так выразиться, навязываются народу государственной властью. Обычай - это такое же государственное веление, но это веление выражается в виде санкционирования, то есть согласия с уже сложившимися правилами поведения. Если государство сочтет то или иное правило поведения важным в жизни общества и государства, оно придает ему форму нормативного акта. Обычай занимает доминирующее место в системе источников права в семье традиционного права. Обычаи, как правило, носят неписаный характер и передаются из поколения в поколение. Нормативные акты имеют вторичное значение.

v Правовой прецедент и судебная практика. Судебное решение, состоявшееся по частному делу, может иметь двоякое значение: оно разрешает конкретный случай, который вызвал необходимость судебного процесса и может стать правилом для разрешения подобных ситуаций на будущее время. В последнем случае на состоявшееся судебное решение будут ссылаться как на норму права. Суть теории прецедента - в обязанности судов следовать решениям судов более высокого уровня, а также в связанности апелляционных судов своими собственными решениями. Существование прецедента обусловливает особую роль суда в формировании и развитии права. В разных странах судебная практика имеет разное значение. В Англии судебная практика является, как уже говорилось, основной формой права. В России, как уже отмечалось, вопрос о судебном прецеденте остается спорным. Прецеденты может создавать Конституционный суд. Верховный Суд и Высший Арбитражный суд дают руководящие разъяснения. Но общего согласия о том, можно ли их считать прецедентами не достигнуто. В России судебная практика в целом и отдельные решения судов служат ориентиром для разрешения последующих аналогичных дел. Таким образом, эволюция права в России достаточно ощутимо движется в сторону расширения деятельности судов и повышения роли судебного прецедента при разрешении конкретных юридических казусов. Судебный прецедент – это объективно существующий правовой феномен.

v Нормативно-правовой акт. Нормативный акт является формой права, которая является преобладающей в большинстве государств. Нормативный акт - это официальный документ, исходящий от государственного органа, содержащий в себе нормы права. Нормативный акт обладает следующими признаками: 1) он содержит нормы права, то есть правила поведения, рассчитанные на неопределенное число случаев. 2) Нормативный акт исходит от государства и представляет собой прямое выражение воли органов власти. В зависимости от того кем принимается нормативный акт, его можно отнести к тому или иному виду; 3) Принятие нормативного акта происходит в строго установленном порядке. В первую очередь это касается законов. К числу нормативно-правовых актов относятся законы, подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств).

v Нормативный договор. Нормативные договоры, то есть договоры, содержащие нормы права - это совместные юридические акты, выражающие взаимное волеизъявление правотворческих органов, принятие каждым из них встречных юридических обязательств. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнить принятые на себя обязательства. Это международное публичное право, где договоры между государствами всегда являются нормативными. Это федеративный договор, (такой договор от 31 марта 1992 г. входит составной частью в Конституцию РФ 1993 г.), договор о разграничении полномочий между федерацией и её субъектами. Договоры такого вида широко распространены в российской практике. Это коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзами.

v Правовые и религиозные доктрины. Большое историческое значение в праве имеют правовые доктрины и религиозные источники. В настоящее время правовая доктрина также присутствует в правовой системе. Так в США, Американский институт права с 1932 по 1957 г издал 19 томную серию кратких комментированных решений судов штатов, чтобы добиться сравнительно единообразной судебной практики на территории страны. Помимо комментариев там частично излагается доктрина. В мусульманском праве важность доктрины как источника права определяется недопустимостью отступлений от предписаний Корана – норм, данных Аллахом. Коран и Сунна являются, как уже говорилось выше, важнейшим источником мусульманского права. Сунна представляет собой своеобразный итог толкования Корана самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами. И Коран и Сунна не содержат выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. При рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к «книгам права», толкованиям широко известных правоведов. В настоящий период мусульманская правовая доктрина почти не используется в виде самостоятельного источника. Однако она опосредованно применяется при разработке нормативных актов во всех отраслях права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.012 с.)